Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств – важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Содержание работы

Введение…………………………………………….……………………...…….3
1. Сущность основных средств…………………...…………………....……5
1.1 Основные нормативные документы…..……..…………………..……5
1.2 Понятие основных средств…………….……………..………………..7
1.3 Классификация основных средств…………………...……………....10
1.4 Оценка основных средств…………………………..….……………..11
2. Учёт основных средств…………………………………..…..…………...14
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………..…………...14
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………..……………25
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств…….....31
2.4Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)…………………………………………………………..………34
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств…………………..37
2.6 Выбытие основных средств………………………………………….43
3. Налог на имущество………………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………………….51
Список используемой литературы……………………….……….………53

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет ОС.docx

— 85.38 Кб (Скачать файл)

На сумму фактических  затрат по приобретению оборудования –

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет

4 «Приобретение отдельных  объектов основных

средств» 180 тыс. руб.

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 180 тыс. руб.

На сумму НДС по приобретённому оборудованию –

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость»,субсчет 1

«НДС при приобретении основных средств» 36 тыс. руб.

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 36 тыс. руб.

На стоимость оборудования, принятого к учету,-

Д-т сч. 01 «Основные средства» 180 тыс. руб.

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4

«Приобретение отдельных  объектов основных средств» 180 тыс. руб.

 

Поступление основных средств  может быть связано с их получением в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При оприходовании имущества, предоставленного в собственность организации в натуральной форме в счет вклада в уставный капитал, в качестве первоначальной стоимости может быть принята оценка, исчисленная исходя из арендной платы за пользование этими объектами основных средств за весь срок деятельности организации, указанной в учредительных документах. Такая оценка фиксируется в протоколе собрания акционеров.

При учреждении акционерного общества (товарищества) поступление  объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал оформляется бухгалтерской записью:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т сч. 80 «Уставный капитал».

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности организации поступление  такого имущества в денежной форме  отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», по соответствующему субсчету

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

В соответствии с положением «Доходы организации» (ПБУ 9/99) при  поступлении объектов по договору дарения  или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) их первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость на дату оприходования на основе типовых документов приемки-передачи. При этом в качестве рыночной стоимости могут быть приняты:

а) цены на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

б) информация об уровне цен  публикуемая органами государственной статистической службы;

в) данные об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и в специальной литературе;

г) данные торговых инспекций;

д) экспертные заключения оценщиков о стоимости отдельных объектов основных средств.

Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта.

При оприходовании такого имущества на счетах оформляются следующие записи:

на стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам –

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;

по мере начисления амортизации  по безвозмездно полученным основным средствам –

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;

на стоимость оприходования безвозмездно поступивших объектов основных средств –

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Например, если стоимость  объекта составляет 200 тыс. руб., годовая  норма амортизации - 12%, то ежемесячные  зачисления на кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы» составят 2 тыс. руб.

При организации налогового учета безвозмездно полученное имущество, включая договоры дарения, должно расчетно учитываться при определении налогооблагаемой базы.

Однако в облагаемый оборот не включаются основные средства, безвозмездно предоставленные иностранными организациями  для осуществления целевых программ с последующим отчетом об их использовании.

При определении налоговой  базы не учитывается также имущество, относящееся к основным средствам, полученное в рамках целевого финансирования (Федеральный закон в ред. от "'29.05.02 № 57-ФЗ). К средствам целевого финансирования могут быть отнесены инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения); гранты, предоставленные некоммерческими организациями, включая международные, по перечню таких организаций, утвержденному Правительством РФ, и т. п. К необлагаемому относится имущество, полученное безвозмездно российской стороной от организации, если уставный капитал передающей (принимающей) стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей (принимающей) организации. При этом доходом такое имущество не признается только в том случае, если оно в течение года не передается третьим лицам.

Следует отметить, что сделки между коммерческими организациями по операциям дарения (приемки-передачи) основных средств противоречат положению Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, статья 575 п. 4) о запрещении дарения в отношениях между коммерческими организациями, а потому безвозмездное получение основных средств возможно только от некоммерческих организаций и физических лиц.

Приобретение и использование  основных средств, принадлежащих нескольким собственникам на правах долевого участия, отражаются в бухгалтерском учете в порядке долевой собственности участников на основе соответствующего соглашения между сторонами. При невозможности распределения долей собственности между участниками законодательным путем эти основные средства принимаются на учет в равных долях.

Учет объектов долевой  собственности ведется каждым участником на счете 01 «Основные средства» в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счет так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности пропорционально их долям. Соответственно продукция и доходы от использования общего имущества распределяются по долям участия собственников.

Синтетический учет выбытия  основных средств

Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для  производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных форм первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства».

Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы  следующим образом:

продажа объектов юридическим  или физическим лицам;

передача по договорам  дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;

ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал  других организаций;

списание в случаях  физического или морального износа;

списание объектов, сданных  в аренду с правом выкупа, на момент перехода собственности на них к арендатору.

Для определения непригодности  основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.

Комиссия осуществляет следующие  функции:

осматривает ликвидируемые  объекты с использованием технической документации (поэтажных планов, техпаспорта объекта и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;

определяет невозможность  восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;

устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, реконструкция, износ и т. п.);

выявляет лиц, виновных в  преждевременном выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

устанавливает возможность  использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает  их по ценам возможной реализации;

осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов, годных узлов и сдачей их на склад;

составляет акты на списание объектов типовой формы.

При ликвидации объекта в  связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов программе реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкретный пункт программы.

В актах на списание обязательно  приводятся данные о датах изготовления или постройки и ввода в  эксплуатацию; сроке полезного использования; первоначальной стоимости; сумме амортизации, начисленной на момент выбытия; количестве проведенных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на списание утверждает руководитель ор1анизапии, после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

После разборки (демонтажа) и  опенки отдельных узлов (деталей), материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», субсчета 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются на дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

 

2.2 Учёт амортизации  основных средств

Особенность функционирования основных средств, связанная с сохранением  в течение длительного времени  их натуральной формы с одновременным  изменением стоимости, вызывает необходимость  определения величины амортизации. Эта величина показывает размер снашивания или уменьшения первоначальной стоимости  основных средств в процессе их эксплуатации.

В Международных стандартах учета № 4 «Учет амортизации», № 36 «Обесценивание активов» и других амортизация определяется как «отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы». При этом указывается, что амортизация в учетный период в зависимости от принятой учетной политики прямо или косвенно зачисляется на счет прибылей и убытков и отражается в финансовой отчетности. Иными словами, амортизационные отчисления признаются в качестве расхода и прямо или косвенно вычитаются из дохода.

Учет амортизации по объектам ее начисления ведётся в соответствии с действующим Положением ПБУ 6/01, в котором определен порядок  начисления амортизации основных средств. Этот порядок предусматривает, что  стоимость объектов основных средств, к которым относится часть  имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, погашается путём начисления амортизации.

Начисление амортизации  и распределение начисленных  сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией.

Амортизация начисляется  по основным средствам, находящимся  в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. При  этом амортизация по объектам основных средств организаций, работающих по договору аренды этих организаций, производится арендатором как по имуществу, находящемуся на правах собственности.

Объектами начисления амортизации  служат основные средства, учитываемые на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложении в материальные ценности» (для организаций-лизингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем балансе), 08 «Вложения во внеоборотные активы» по эксплуатируемым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки (при оформлении актов объекты включаются в состав основных средств).

Информация о работе Учет основных средств