Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:23, реферат
Цель написания реферата - рассмотрение вопросов учета основных средств. В данной работе дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. При написании данного реферата использовались следующие библиографический источники: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01; Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет; Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевсктй Н.Д. Бухгалтерский учет и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность основных средств и задачи их учета……………………………....5
1.1 Состав и оценка основных средств……………………………………….....5
1.2 Классификация основных средств…………………………………………..9
2 Синтетический и аналитический учет основных средств…………………..12
2.1 Учет поступления, наличия и выбытия основных средств……………….12
2.2 Учет износа и ремонта основных средств………………………………....15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемых источников……………………………………………..21
В составе производственных основных средств выделяют их активную часть – машины, оборудование, транспортные средства.
Непроизводственные – это основные средства, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива предприятия. К ним относятся: числящиеся на балансе предприятия жилые здания, объекты бытового обслуживания (бани, парикмахерские, прачечные и др.), социального (поликлиника, дом отдыха, лагерь труда и отдыха, столовая и др.) и культурного (дом культуры, библиотека и др.) назначения.
Производственные и непроизводственные основные средства можно разделить на:
- действующие (в эксплуатации);
- недействующие (на консервации);
- в запасе.
По характеру участия в основной деятельности и способу перенесения стоимости на издержки производства и обращения основные средства подразделяются на:
- активные (их участие может быть измерено количеством часов работы, объемом работ);
2 Синтетический и аналитический учет основных средств
2.1 Учет поступления, наличия и выбытия основных средств
В процессе развития и осуществления хозяйственной деятельности
учреждений возникает необходимость в приобретении новых объектов основных средств. Основные средства в учреждения могут поступать из капитального строительства, приобретаться за плату на стороне в готовом виде, а также при безвозмездной передаче от юридических или физических лиц.
Поступление основных средств в учреждение (или на склад) может оформляться актом приемки-передачи, в котором отражаются наименование объекта, источник приобретения (бюджетное финансирование, внебюджетный источник), краткая характеристика объекта, перечень прилагаемой технической документации, которая вместе с актом передается в бухгалтерию, заключение комиссии по осмотру принимаемого в эксплуатацию объекта, первоначальная стоимость, сумма износа и другие сведения по объекту. Акт может составляться на каждый отдельный объект основных средств, а также на несколько однотипных и имеющих одинаковую стоимость объектов.
В бухгалтерии по каждому объекту присваивается инвентарный номер, который проставляется в документах.
Инвентарный номер состоит из восьми знаков. Первые три знака обозначают субсчет, четвертый - группу, а последние четыре знака - порядковый номер предмета в группе. Если по субсчетам не выделены группы, то четвертый знак обозначается нулем.
Инструменты и хозяйственный инвентарь имеют семизначные номенклатурные номера. Первые три знака обозначают субсчет, четвертый знак - группу и три последних знака - вид объекта основных средств.
Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющим их объекте.
Инвентарный номер обозначается на жетоне, который прикрепляется к объекту, краской на объекте или иным способом.
Поступление основных средств оформляется в бухгалтерии следующими записями:
- При безвозмездном получении основных средств от юридических или физических лиц составляется бухгалтерская запись:
Д-т 01 К-т 250
Д-т 250 К-т 020
- Приобретение основных средств за плату оформляется бухгалтерскими записями:
Д-т 01 К-т 178, 179
Одновременно делается вторая запись:
Д-т 200, 211 К-т 250
Такой порядок записи на субсчете 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» объясняется тем, что все затраты на приобретение основных средств относятся как к кассовым, так и к фактическим расходам учреждений непроизводственной сферы.
- Оприходование основных средств, изготовленных хозяйственным способом, оформляется одновременно двумя записями:
Д-т 016, 019 К-т 080
Д-т 200, 211 К-т 250
- При приемке в эксплуатацию зданий, сооружений, передаточных устройств составляется следующая запись:
Д-т 010 К-т 250
011
012
- При оприходовании излишков основных средств, выявленных при инвентаризации:
Д-т 01 К-т 250
Все основные средства должны находиться под контролем ответственных за сохранность должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения.
Лица, ответственные за хранения основных средств, ведут инвентарные списки основных средств. Ответственные лица следят за сохранностью основных средств и ведут учет всех изменений.
Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по местам их хранения и ответственным лицам.
Отдельным инвентарным объектом считается законченное конструктивное устройство со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями, или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих определенную работу.
Выбытие основных средств из учреждения может происходить по следующим причинам:
- полный физический или моральный износ;
- безвозмездная передача другим предприятиям и организациям;
- продажа неиспользуемых объектов;
- недостача и стихийные бедствия и др.
Для оформления списания объектов основных средств, пришедших в негодность, составляются следующие акты:
- акт о ликвидации основных средств;
- акт о ликвидации транспортных средств;
- акт на списание с баланса белья, постельных принадлежностей, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря.
Вышеперечисленные акты составляются постоянно действующей комиссией или рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.
Комиссия при непосредственном осмотре объекта устанавливает его непригодность, причины, обусловившие необходимость списания объекта, виновных лиц, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, производит их оценку, осуществляет контроль за их изъятием и сдачей на склад учреждения.
2.2 Учет износа и ремонта основных средств
В процессе эксплуатации основные средства постепенно физически и морально изнашиваются.
Износ – это потеря объектом основных средств физических качеств или утрата технико-экономических свойств, а вследствие этого и стоимости.
Износ определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, транспортным средствам, производственному (включая принадлежности) и хозяйственному инвентарю, многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста, нематериальным активам.
Износ не определяется по следующим основным средствам:
- по зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками архитектуры и искусства;
- оборудованию, экспонатам, образцам, моделям действующим и не действующим, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемых для учебных и научных целей;
- экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных заведениях);
- многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
- библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;
- износ не определяется также по основным средствам учреждений, находящихся за границей.
Нормы износа основных средств установлены в процентах по отдельным группам и видам.
Износ объектов основных средств определяется один раз в год путем умножения первоначальной стоимости отдельных объектов, имеющихся в учреждениях на конец отчетного года (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены) на установленную годовую норму износа в процентах. Начисленный износ на объект основных средств в размере 100% не является основанием для списания предмета из эксплуатации по причине полного износа. Начисление износа не может производиться свыше 100% стоимости основных средств.
Сумма износа по приобретенным объектам, бывшим в эксплуатации, определяется путем умножения покупной или договорной стоимости на норму износа в процентах, указанную в первичных документах.
Сумма износа по выбывшим объектам определяется в каждом отдельном случае по данным аналитического учета.
Учет износа основных средств осуществляется на пассивном счете 020 «Износ основных средств». На этом счете отражается движение износа основных средств, числящихся на балансе.
На сумму начисленного износа в бухгалтерии делается следующая запись:
Д-т 250 К-т 020
На общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется мемориальный ордер с отражением по дебету субсчета 250 и кредиту субсчета 020 [7; с. 140-144].
Для поддержания объектов основных средств в нормальном состоянии и осуществления их бесперебойной работы в процессе эксплуатации необходимо проведение их ремонтов. В зависимости от объема выполняемых работ ремонты подразделяются на текущие и капитальные.
При текущем ремонте производят частичную замену мелких деталей, устранение повреждений, возникших в процессе эксплуатации.
Капитальный ремонт включает замену ведущих конструкций в зданиях, сооружениях, замену или восстановление износившихся узлов при разборке оборудования.
Сроки и порядок проведения ремонтов зависит от условий и интенсивности эксплуатации основных средств.
Капитальный
ремонт проводится с периодично
Учет ремонта, производимого собственными силами учреждения, осуществляется следующими записями на счетах:
- При списании материалов по ремонту:
Д-т 080, 200, 211 К-т 063
- При начислении зарплаты рабочим:
Д-т 080, 200, 211 К-т 180
- При начислении суммы на социальное страхование (35% от суммы начисленной работникам зарплаты):
Д-т 080, 200, 211 К-т 171
- При удержании подоходного налога:
Д-т 180 К-т 173
- При удержании из зарплаты работников отчислений социального страхования (1%):
Д-т 180 К-т 171
Учет ремонта, производимого подрядным способом, осуществляется следующими записями на счетах:
- Оплата производится по счету ремонтного предприятия в размере фактической стоимости ремонта согласно акту приемки выполненных работ. На эту сумму делается запись:
Д-т 080, 200, 211 К-т 178
Расходы по ремонту основных средств не относятся на увеличение их стоимости. При реконструкции, достройке зданий, сооружений на сумму затрат за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт, увеличивается первоначальная стоимость этих объектов [8; с. 295-305].