Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 07:49, лекция
Понятие, классификация и оценка основных средств.
Учет движения основных средств.
Учет амортизации основных средств.
Учет ремонта основных средств.
Учета арендованных основных средств.
Инвентаризация основных средств.
Учет арендованных основных средств у арендодателя.
Таблица 9
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов | |
Д |
К | ||
При включении арендных операций в состав основных видов деятельности | |||
1 |
Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду |
20,23,25,26 |
02,05,10 и др |
2 |
Отражается списание расходов, связанных с передачей основных средств в текущую аренду |
90 |
20,23,25, 26 |
3 |
Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду |
76 |
90 |
4 |
Начислен к перечислению в бюджет НДС |
90 |
68 |
При отражении доходов и расходов от арендных операций в составе операционных | |||
5 |
Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду |
91 |
02, 05, 10 и др. |
6 |
Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду |
76 |
91 |
7 |
Начислен к перечислению в бюджет НДС |
91 |
68 |
В бухгалтерском учете арендатора основанием для отражения арендных операций является акт приемки имущества в аренду. Арендатор учитывает взятое в аренду имущество на забалансовом счете и в инвентарной карточке. Арендатор начисляет сумму причитающейся к уплате арендной платы в сроки, установленные договором.
Учет арендованных основных средств у арендатора.
Таблица 10
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов | |
Д |
К | ||
1 |
Отражается поступление арендованных основных средств |
001 |
|
2 |
Отражается причитающаяся к уплате арендная плата за аренду основных средств НДС |
20, 23, 25,26 19 |
76 76 |
3 |
Отражается перечисление арендной платы (в том числе НДС) арендодателю |
76 |
51 |
4 |
Отражается возврат арендодателю арендованных основных средств |
001 |
Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, каждому объекту арендованных основных средств по копиям инвентарных карточек, полученным от арендодателя. Затраты на ремонт арендованных основных средств, произведенные за счет арендатора, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Отношения в части финансовой аренды (лизинг) регулируются Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» и Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Договор финансовой аренды (лизинга) — это договор, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и передать это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование. Таким договором может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также активы, которые федеральными законами запрещены для свободного обращения или для которых установлен особый порядок обращения.
Субъектами лизинга являются:
Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.
Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
Дополнительные услуги (работы) — это услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.
Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме; право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.
Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.
Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которой открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.
Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга.
Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.
Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные этим договором, но не чаще чем один раз в три месяца.
Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) продажей.
6. Инвентаризация основных средств
Порядок проведения инвентаризации ОС и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируются «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризация проводится с целью подтверждения фактического наличия ОС в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения и по данным бухгалтерского учета. Кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательной процедурой инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации.
Членами инвентаризационной комиссии устанавливается фактическое наличие и техническое состояние ОС. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи.
Выявленные неучтённые объекты ОС приходуют:
Установленную недостачу ОС отражают:
При установлении виновника и признании его судом
В случае отсутствия виновного лица