Учет производственных материальных запасов на складе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами бухгалтерского учета материальных запасов являются:
• правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ресурсов;
• контроль за сохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадиях движения;
• своевременное выявление излишков материальных ресурсов, подлежащих реализации другим предприятиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика предприятия Читинский пивоваренный завод ЗАО «Читинские Ключи»………………………………………………………...4
2. Материально – производственные запасы, их классификация,
оценка, задачи учета……………………………………………………………...6
2.1. Классификация материалов…………………………………………………6
2.2. Аналитический и синтетический учет поступления материалов………..10
2.3. Оценка материально-производственных запасов…………………………14
3. Документальное оформление поступления и расходов производственных
запасов …………………………………………………………………………...17
4. Учет производственных запасов на складах……………………………….24
5. Инвентаризация товароматериальных ценностей………………………….27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...30
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Файлы: 1 файл

Учет производственных материальных запасов пивзавод.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

 

На малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Внутри каждой из перечисленных  групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре - ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов. В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

В случае использования организацией счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

При использовании в  учете ЭВМ содержание номенклатуры- ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы  запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.

Кодирование номенклатуры- ценника обычно осуществляют по смешанной порядково - серийной системе, используя семи - восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий определяет субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов, остальные - различные признаки, характеристики материала.

Информация, содержащаяся в номенклатурах- ценниках, относятся к условно - постоянной. Она записывается на машинные  носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.

Ежемесячно составляется сводная ведомость движения материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениями (местам хранения материалов). В сводных ведомостях также приводятся данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

Данные сводной ведомости  движения материалов и накопительных  ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами).

В ЗАО «Читинские Ключи»  применяется автоматизированный способ учета материалов и все необходимые  для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники. В ведомостях отражаются обороты по каждому номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляют в двух экземплярах – для бухгалтерии и склада.

В бухгалтерской службе организации ведется синтетический  учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их по складам, материально-ответственным лицам и группам материалов.

Поступившие материалы, после оприходывания на аналитические  счета бухгалтерского учета отпускаются со склада организации на различные цели: в производство или на хозяйственные нужды фирмы.

 

2.3. Оценка материально-производственных запасов.

 

Материально- производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимостью материально- производственных запасов, приобретенных за плату, признаётся сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)

Не включаются в фактические затраты на приобретение  материально- производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально- производственных запасов.

Затраты по доведению  материально- производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организации по доработке и улучшению  технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

 

При отпуске запасов  в производство и ином выбытии  их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года.

 

Способы оценки МПЗ при их выбытии:

- по себестоимости  каждой единицы; 

- по средней себестоимости; 

способ ФИФO (по себестоимости  первых по времени приобретения материально - производственных запасов);

 

Описание  методов оценки МПЗ при выбытии:

 

По себестоимости  каждой единицы –

- Оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Применяется в исключительных случаях или при небольшой  номенклатуре материалов.

 

По средней себестоимости -

- Рассчитывается путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца запасов.

 

Наиболее распространенный способ.

Способ ФИФО

- Запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости запасов первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

В условиях роста цен  на приобретаемые материалы себестоимость приобретенной продукции минимальна, при этом оценка запасов и прибыли максимальна. А при падении цен - наоборот, запасы и прибыль минимизируется.

Грамотное применение одного из способов позволяет:

- минимизировать оценку  запасов и прибыли (ФИФО - в условиях снижения цен), что в свою очередь уменьшает налогооблагаемые базы,

- максимально оценить  запасы и финансовую устойчивость (метод ФИФО в условиях роста  цен).

 

Таким образом, для бухгалтерского учета оптимален метод ФИФО оценки запасов, что в условиях роста цен максимально повысит значение показателей финансового положения.

 

Выбытие материалов отражается на счетах следующим образом:

 

Д 20 (23, 29) К 10 - отпущены материалы  в производство

 

Д 08 К 10 - отпущены материалы  на строительство собственными силами

 

Д 91 К 10 - списаны материалы  при реализации (в т.ч. переданы безвозмездно)

 

    

 

 

 

         3.  Документальное оформление поступления и расхода

производственных материальных запасов

 

Сырье и материалы  поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Поступающие в организацию материалы оформляют  бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения  по поступающим документам проверяют  соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор  принимает на станции прибывшие  материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения  материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность(М-2, М-2а) (приложение 1) , в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (М-4) (приложение 2) . Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные  ценности приходуют в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку  материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Информация о работе Учет производственных материальных запасов на складе