Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:53, реферат
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово - бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Гражданский кодекс РФ делит все юридические лица на два вида - коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). О Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, то есть они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях……………………………………..4
1.1 Особенности бухгалтерского учета бюджетных учреждений……………...…..4
1.2 Система нормативного регулирования………………………………………..…5
2 Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………………………..13
2.1 Учет по суммам, выданным на командировочные расходы…………………..15
2.2 Учет представительских расходов……………………………………………...18
2.3 Учет расчетов в торговле………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений.
Конечным звеном в технологической цепочке бюджетного бухгалтерского учета является бухгалтерская отчетность.
Бюджетный бухгалтерский учет получателей средств основан на методе начисления. Все хозяйственные факты движения бюджетных средств отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от даты (момента) оплаты.
Основные функции бюджетного бухгалтерского учета, так же, как и в бухгалтерском учете коммерческих организаций, представлены контрольной, информационной и аналитической функцией.
Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств по данным бюджетного бухгалтерского учета формируют информацию, которая служит средством внутренней и внешней связи между ними, обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности в достижении цели, поставленной перед ними государством. Учетная информационная система подчинена потребностям структуры бюджетной системы РФ.
Качество учетной информации является сферой интересов ее потребителей. Многочисленные хозяйственные факты документируются, группируются, оцениваются по определенным признакам и обобщаются на счетах бюджетного бухгалтерского учета в учетных регистрах и в определенном порядке включаются в бухгалтерскую отчетность.
Отчетная информация, в свою очередь, помогает выявить определенные тенденции, например в социальной сфере, контролировать как целевую направленность расходования бюджетных средств, так и результативность их использования.
Основными задачами бюджетного учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
- обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, законодательству РФ, а также за состоянием и движением активов и выполнением обязательств учреждений;
- обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетными данными о состоянии активов и обязательств учреждений.
Предметом бюджетного бухгалтерского учета является поступление и использование бюджетных средств в обычной деятельности органов власти разного уровня. Наличие и движение (изменение) объектов хозяйственной деятельности в основном предопределяет сущность предмета бухгалтерского учета. Все, что попадает в сферу бюджетного учета, составляет его объекты.
Объектами бюджетного бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства) и источники его формирования в стоимостном выражении, а также их наличие и движение, обусловленные хозяйственными процессами. К объектам бюджетного учета относятся активы и обязательства учреждения; хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения в течение финансового года; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые юридические обязательства; финансовые результаты деятельности учреждения.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых учитываются объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные учетные показатели, тем самым достигаются приоритетные цели бухгалтерского учета в целом.
Организация бюджетного бухгалтерского учета включает несколько направлений:
- первичный учет и документооборот;
- инвентаризация;
- формы бухгалтерского учета;
- формы организации учетно-вычислительных работ.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и выполнение норм законодательства несут руководители организаций.
Функции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях выполняет самостоятельное структурное подразделение (бухгалтерия) либо централизованная бухгалтерия, возглавляемые главным бухгалтером.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Структура бухгалтерии зависит от объема учетной работы и предусматривает иерархию подчиненности и взаимосвязь между бухгалтерами различных групп.
В бухгалтериях, как правило, создаются специализированные группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бюджетному бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся в подотчете материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
Форма бухгалтерского учета определяет связь между учетными регистрами, а также порядок действий с первичными данными.
Проверенные и принятые к учету данные первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и учитываются накопительным способом в журналах операций: по счету «Касса»; с безналичными денежными средствами; расчетов с подотчетными лицами; поставщиками и подрядчиками; дебиторами по доходам; расчетов по оплате труда; операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и прочим операциям.
Бухгалтерские проводки составляются и записываются в журналы операций по мере их документального оформления, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и исполнителем.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций переносятся в регистр синтетического учета «Главная книга» с учетом определенных особенностей (иначе образуется повторный счет).
В Главной книге учет ведется в хронологическом порядке записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания.
В Главную книгу записываются суммы остатков на бухгалтерских счетах на начало бюджетного года и на начало отчетного периода по данным заключительного баланса за истекший год. В справочной таблице приводятся суммы по журналам операций. Подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. При этом сумма оборотов за период должны быть равны.
Учтенные в Главной книге сальдо на счетах являются основанием для составления бухгалтерского баланса и другой бухгалтерской отчетности.
Бюджетные учреждения ведут Главную книгу по месяцам отчетного года, а органы, осуществляющие кассовое обслуживание и организующие исполнение бюджетов ежедневно.
2 Учет расчетов с подотчетными лицами
В процессе финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях постоянно возникает необходимость приобретения материальных ценностей, работ, услуг. Для этих целей могут использоваться как безналичные, так и наличные расчеты. Например, работнику выдаются наличные денежные средства (авансы) под отчет для выполнения определенных действий по поручению учреждения, в частности:
- на хозяйственные расходы - к хозяйственным расходам относятся расходы по приобретению материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, а так же оплата коммунальных услуг, услуг связи, расходов по арендной плате за пользование имуществом и так далее.
Для отражения подотчетных сумм, предназначенных на хозяйственные расходы, используются счета:
- 0 208 04 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;
- 0 208 05 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
- 0 208 06 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг»;
- 0 208 07 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом»;
- 0 208 08 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества»;
- 0 208 09 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг»;
- 0 208 18 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»;
- 0 208 19 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
- 0 208 20 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»;
- 0 208 21 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов»;
- 0 208 22 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов».
- в порядке возмещения произведенных сотрудником из личных средств расходов (включая перерасход по авансовым отчетам);
- раздатчикам для выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, денежного довольствия, стипендий в учреждениях, имеющим большое количество подразделений или в централизованных бухгалтериях.
Работники, получающие такие средства, называются подотчетными лицами.
Бюджетное учреждение в приказе об организации бюджетного учета устанавливает правила проведения расчетов с сотрудниками - подотчетными лицами и наделения их правом осуществлять определенные действия за наличный расчет от имени учреждения. Также детально регламентируется порядок и правила оформления сотрудниками отчетных документов по использованию подотчетных сумм и мера их ответственности.
Ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В силу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик.
Основными нормативными документами, регулирующими выдачу и учет наличных денежных средств работникам учреждения под отчет, являются Письмо Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября №40 (с изменениями от 26 февраля 1996 г.) об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (далее - Порядок ведения кассовых операций) и Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 №152н (далее Инструкция 152н).
В Порядке ведения кассовых операций прописано, что размеры и сроки выдаваемых под отчет наличных денег на хозяйственно-операционные и другие расходы учреждения, в том числе его филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, определяются руководителем учреждения.
Это означает, что Порядок ведения кассовых операций не устанавливает ограничений на размер суммы аванса, выдаваемой организацией подотчетным лицам.
Однако следует помнить, что при оплате каких-либо материальных ценностей, работ, услуг (за исключением услуги проживания в гостинице) подотчетное лицо выступает от имени учреждения. Поэтому на него распространяется Указание Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 года г. №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее - Указание). Указанием установлено, что в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке ограничен суммой 100 000 руб..
Командировка - это поездка работника в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы по распоряжению работодателя. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.
В командировку может быть направлен только штатный работник организации, с которым заключен трудовой договор. Поездка в другую местность работника, с которым заключен гражданско-правовой договор, командировкой не считается.
Для правильного отражения организацией расчетов с подотчетными лицами при осуществлении ими командировок необходимо учитывать: цель, место, срок командировки; кто направляется в командировку; какие расходы допускаются нести работнику в служебной командировке; условия командировке за пределами России; порядок оформления командировки и т.д.
Командировки можно подразделить на служебные и непроизводственные:
Под служебной командировкой, совершаемой в установленном порядке, понимается поездки работника, которые связаны с: покупкой ТМЗ, расходы по которым учитываются в составе заготовительно-складских расходов и включаются в состав затрат по приобретению запасов; осуществлением работ капитального характера, расходы по которым учитываются в составе прочих капитальных затрат и включаются в инвентарную стоимость объекта строительства; подготовкой и повышением квалификации работников, расходы по которой учитываются в составе сметы на общехозяйственные расходы; другими аналогичными нуждами.
Командировки, целью которых является деятельность, не связанная с производством, являются непроизводственными. Расходы по данным командировкам списываются за счет целевых источников, относятся на финансовые результаты. К таким командировкам относятся поездки работников, связанные с лечением, обслуживанием, передачей объектов непроизводственного назначения и т.п.