Учет средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.

Содержание работы

Введение
2-4
Основная часть
1. Учет основных средств предприятия
5-34
1.1. Основные средства как объект учета
5-11
1.2. Формы первичных документов по учету основных средств
11-12
1.3. Учет наличия и поступления основных средств
12-15
1.4. Порядок начисления амортизации (износа) основных средств
15-17
1.5. Учет основных средств в условиях аренды
17-18
1.6. Учет выбытия основных средств
18-19
2. Учет оборотных средств предприятия
20-34
2.1. Понятие и классификация оборотных активов
20-21
2.2. Учет материальных производственных запасов
21-29
2.3. Учет товаров
29-31
2.4. Учет денежных средств
31-34
Заключение
35-36
Глоссарий
37-38
Список используемых источников
39
Приложения
40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)
  • для зданий и сооружений при подрядном способе их строительства - сметная стоимость объекта, при строительстве хозяйственным способом - фактическая себестоимость их возведения;
  • для оборудования - величина затрат на приобретение, включая расходы на доставку, монтаж, установку и т.п.;
  • для объектов основных средств, поступивших безвозмездно - их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, с добавлением в необходимых случаях затрат на доставку и установку объекта;
  • для основных средств, бывших в эксплуатации и приобретенных за плату фактические затраты на приобретение, доставку и установку.

Стоимость строительства  или приобретения основных средств  по рыночным ценам, действующим на определенную дату, называется восстановительной. Она, как правило, используется для расчета  цены выкупа при долгосрочной аренде (лизинге) и определяется независимыми экспертами (оценщиками).

Первоначальная стоимость  основных средств (восстановительная, если проводилась переоценка), отражаемая в бухгалтерском учете, также  называется балансовой стоимостью.

Остаточная стоимость  основных средств  это их балансовая стоимость за вычетом износа в  денежном выражении.

Ликвидационная стоимость - стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.

Первоначальная стоимость  основных средств увеличивается  на величину расходов, связанных с  технической реконструкцией или  капитальной модификацией (перестройкой), если в результате их осуществления  увеличится срок полезной службы или производственная мощность объектов, повысится количество выпускаемой продукции или снизится ее производственная себестоимость.

Остаточную стоимость  основных средств определяют вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект - законченное устройство со всеми  приспособлениями, или конструктивно-обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) использование в  производстве продукции, при выполнении  работ или оказании услуг либо  для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организацией не  предполагается последующая перепродажа  данных активов;

4) способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

По сложным инвентарным  объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

1.2.  Формы первичных документов по учету основных средств 
Учет основных средств ведется на основании следующих первичных документов:

  • акт приемки-передачи основных средств, накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма ОС-1);
  • акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3);
  • акт о ликвидации основных средств (форма ОС-4);
  • инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6);
  • карточка учета движения основных средств (форма ОС-8);
  • инвентарная опись основных средств (форма ИНВ-1);
  • инвентарная книга учета основных средств (форма ОС-6б).
  • акт о ликвидации автотранспортных средств (форма ОС-4а),

Поступление основных средств  оформляется актом приемки по форме (ОС-1), который составляется и подписывается комиссией, назначаемой руководителем предприятия. 
В акте приемки указываются:

  • характеристика объекта основных средств;
  • его местонахождение;
  • источник финансирования его приобретения;
  • год выпуска или постройки;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • результаты испытания и т.д.

Одновременная приемка (оприходование) однотипных инструментов, станков, хозяйственного инвентаря и т.п. объектов, имеющих одинаковую стоимость, может оформляться одним актом.

Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется в течение всего времени эксплуатации объекта и обозначается на нем (прикрепляется жетон, делается надпись краской и т.д.).

Акт приемки передается в бухгалтерию, где заводится  инвентарная карточка с указанием  инвентарного номера объекта и основных данных о нем (первоначальной или  восстановительной стоимости, норм амортизационных отчислений, величина износа на момент приемки).

1.3. Учет наличия и поступления основных средств.

Основные средства могут  поступить на предприятие одним из следующих способов:

  1. Приобретением за плату или в обмен на другое имущество;
  2. Сооружением и изготовлением;
  3. Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;
  4. Безвозмездным получением;
  5. В других случаях.

Бухгалтерский учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию на правах собственности, осуществляется на активном счете 01 «Основные средства». 

Счет 01 «Основные средства»  отражает основные средства по первоначальной стоимости. Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием, отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Данный счет используется для отражения в бухгалтерском учете всех затрат предприятия, связанных с приобретением и введением в эксплуатацию объектов основных средств, и, таким образом, выполняет функции калькуляционного счета. Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому приобретаемому или создаваемому объекту. Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Основные средства, приобретаемые  за плату у других предприятий  и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 « Вложения во внеоборотные активы». Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, отражаются по дебету счета 08 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» по рыночной стоимости, при вводе в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства его стоимость списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Амортизация по данным основным средствам начисляется в одновременно на сумму начисленных амортизационных отчислений делается проводка дебет 98 и кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается проводкой дебет 08 кредит 75, затем дебет 01 кредит 08. 
При приобретении основных средств у иностранного поставщика (по импорту) первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение. Затраты, понесенные организацией в иностранной валюте, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в рублях по курсу Центрального Банка РФ на дату совершения операции. При принятии к учету полученного основного средства возникшие курсовые разницы списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Таблица 1.3

Типовые проводки по учету ввода основного приобретенного ОС в эксплуатацию

Счет Дт

Счет Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

01

08.4

 

ОС-1 Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) 
ОС-1а Акт о приемке-передаче здания (сооружения) 
ОС-6 Инвентарная карточка учета ОС


Возмещение НДС

Счет Дт

Счет Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

68

19.1

Предъявлены в вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам

 

Таблица 1.4

Типовые проводки по учету расчетов с поставщиками при покупке ОС

Счет Дт

Счет Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Проводки по поступлению  ОС производственного назначения, участвующего в деятельности, облагаемой НДС

08.4

60

Учтена стоимость объекта ОС. отражена задолженность перед поставщиком

Сумма без НДС

 

19.1

60

Учтен НДС предъявленный  поставщиком

НДС

 

Оплачены счета поставщиков  за полученные ОС

60

50-1

Наличными денежными  средствами из кассы предприятия

 

60

51

Безналичным путем с  р/сч предприятия

 

60

55

Безналичным путем со специальных счетов предприятия

 

60

71

Через подотчетное лицо

 

 

Предприятие может самостоятельно изготавливать или сооружать  объекты основных средств. В этом случае по дебету счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы « отражаются все фактические затраты предприятия, связанные с создание объекта, а именно: стоимость используемых материалов, заработная плата работников и отчисления во внебюджетные фонды, стоимость работ сторонних организаций, амортизация основных средств предприятия, используемых при создании нового объекта основных средств, другие расходы. Такой способ создания основных средств называется хозяйственным.

Сумма НДС при приобретении основных средств учитывается на б/сч 19 субсчет «Налог на добавленную  стоимость при приобретении основных средств». После фактической оплаты и при наличии счета-фактуры данная сумма НДС списывается с кредита б/сч 19 -1 в дебет б/сч 68 «Расчеты с бюджетом».

Субсчет 19-1 «Налог на добавленную  стоимость при приобретении основных средств», активный:

При поступлении оборудования, требующего монтажа, его стоимость отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС по поступившему оборудованию отражается по дебету счета 19 «НДС» и кредиту счета 60. 
Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования, оформленной в установленном порядке. При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом стоимость переданного в монтаж оборудования списывается с кредита счета 07 в дебет счета 08. Счет 07 «Оборудование к установке», активный:

1.4.  Порядок начисления амортизации (износа) основных средств

В соответствии Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации.

Начисление амортизации  по объектам основных средств, сданным  в аренду, производится арендодателем.

На время реконструкции  и технического перевооружения срок службы основных фондов продлевается.

Начисление амортизации  объектов основных средств производится одним из следующих способов:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Информация о работе Учет средств предприятия