Учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является более подробное изучение теоретических основ порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи: ознакомиться теоретически с особенностями организации учета товаров в розничных предприятиях, а также провести анализ учета товаров на исследуемом предприятии розничной торговли ООО "Темп-3". Объектом исследования в ООО "Темп-3" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы учета товаров в розничных торговых предприятиях 5
1.1 Основные цели учета и правовое регулирование торговых операций 5
1.2 Организация учета товаров и их оценка 8
1.3 Учет поступления товаров 13
1.4 Учет продажи товаров 17
2. Учет товаров в продовольственном магазине ООО «Темп-3» 23
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3» 23
2.2 Документальное оформление торговых операций 25
2.3 Отражение операций с товарами на счетах бухгалтерского учета 28
3. Совершенствование учета товаров в ООО «Темп-3» 31
3.1 Общая оценка активов предприятия 31
3.2 Пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3» 32
Заключение 36
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)
 

 
Сальдо – сумма торговой наценки  по товарам на начало периода 
 
Торговая наценка на поступившие товары 
 
Торговые наценки по проданным или списанным товарам (красное сторно) 
 
Сальдо – сумма торговой наценки на остаток товаров на конец периода


 
 
Поступление товаров можно отражать в учете с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». 
 
Учет расчетов с поставщиками за поступившие товары осуществляется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который кредитуется при оприходовании ценностей. По дебету этого счета отражаются суммы, уплаченные поставщику, с кредитованием счетов по учету денежных средств и расчетов. 
 
Если организация ведет учет товаров по покупной цене, а расходы по заготовке и доставке относит на издержки обращения, то поступление товаров отражается следующими проводками: 
 
Содержание проводки Дебет Кредит  
 
Оприходованы товары по покупным ценам без НДС 41-02 60 
 
НДС по приобретенным товарам 19 60 
 
Расходы по заготовке и доставке товара 44 60 
 
НДС по расходам по заготовке и доставке товаров 19 60 
Если торговая организация ведет учет товаров по фактической себестоимости, включающей цену товара и затраты по заготовке и доставке товара, то поступление товара отражается следующим образом: 
 
Содержание проводки Дебет Кредит  
 
Оприходованы товары по покупным ценам с учетом  
 
затрат по заготовке и доставке без НДС 41-02 60 
 
НДС, включенный в счет за товар и в счета за оказан- 
 
ные услуги по его заготовке и доставке 19 60 
 
НДС, предъявленный организации поставщиками то- 
 
варов и услуг по доставке и заготовке товаров и  
 
учтенный на счете 19, включается в состав налоговых 
 
вычетов 68 19 
Если торговая организация ведет учет товаров по продажным ценам, то поступление товаров отражается следующим образом: 
 
Содержание проводки Дебет Кредит  
 
Оприходованы товары по покупным ценам без НДС 41-02 60 
 
НДС по приобретенным товарам 19 60 
 
Разница между предполагаемой продажной ценой  
 
поступивших товаров с НДС и стоимостью  
 
приобретения без НДС 41-02 42 
Использование в розничной торговле продажной цены для учета товаров производится в случае отсутствия количественно-суммового учета проданных товаров, т.е. кассовые машины пробивают чек только на стоимость проданного товара без учета количества и вида товара. В этом случае использование продажной цены создает простой способ контроля материально-ответственных лиц. Стоимость проданных товаров по товарному отчету должна соответствовать сумме полученной выручки по кассовой книге. 
 
Относящиеся к непроданным товарам суммы торговых наценок уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения наценки, сделанной на товары в соответствии с установленными размерами.  
 
После всех записей по дебету субсчета 41-02 отражается сумма фактически поступивших и оприходованных товаров по продажной или покупной стоимости в зависимости от учетной политики, избранной розничной торговой организацией. По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают сумму, подлежащую уплате поставщику по документу, а по дебету - оплату с кредитованием следующих счетов:  
 
50 «Касса» оплата наличными; 
 
51 «Расчетный счет» перечисление с расчетных счетов; 
 
52 «Валютный счет» перечисление валюты; 
 
55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы» оплата с аккредитива; 
 
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 3 «Векселя выданные» оплата векселями; 
 
71 «Расчеты с подотчетными лицами» оплата наличными из подотчетных сумм; и др. 
 
Аналитический учет поступления товаров ведут по каждому товарному и расчетно-платежному документу поставщика с использованием позиционного метода записей в учетных регистрах по счету 60. При расчетах в порядке плановых платежей аналитический учет осуществляют по каждому поставщику. Позиционный метод состоит в том, что в дебете счета 60 записи производят на основании расчетных документов (при оплате поставщикам), а в кредите - на основании товарных и транспортных документов, подтверждающих оприходование товаров материально-ответственными лицами. Такой порядок записей позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным оприходованием товаров, а также за расчетами с поставщиками. 
 
Аналитический учет товаров в розничной торговле осуществляют по каждому материально-ответственному лицу либо по покупным, либо по продажным ценам.

    1.  
      Учет продажи товаров

 
 
Товары в рознице продают преимущественно  за наличный расчет, при этом уплата денег покупателем практически совпадает по времени с передачей магазином товара покупателю. Вместе с тем существуют и другие варианты: 
 
уплата денег предшествует переходу товара из сферы обращения в сферу потребления (например, взнос покупателем аванса на приобретение подписного издания); 
 
реальная передача вещи потребителю опережает по времени ее оплату (например, продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа). Акт купли-продажи считают состоявшимся в момент вручения товара покупателю. 
 
В розничных торговых организациях, как стационарных, так и мелкорозничных, денежные расчеты с населением проводят в соответствии с Законом о применении контрольно-кассовой техники. 
 
При расчетах должны применяться только те кассовые аппараты, которые входят в государственный реестр ККТ. Они обязаны удовлетворять следующим требованиям: 
 
1) иметь контрольную ленту, блокирующую аппарат при ее отсутствии или обрыве; 
 
2) иметь контрольную память со сроком хранения информации до трех лет; 
 
3) обеспечивать защищенность контрольной памяти ККТ от несанкционированного доступа. 
 
По ККТ открывают книги кассира-операциониста индивидуальные или на несколько машин с раздельным учетом в ней каждой ККМ. В книге фиксируют показатели контрольно-кассовой ленты на начало и конец рабочего дня. Книга кассира-операциониста должна опечатываться и опломбировываться работником государственной налоговой инспекции. Книгу подписывают руководитель и главный бухгалтер торговой организации, ее заверяют печатью. 
 
ККТ регистрируют в налоговой инспекции. Контрольно-кассовую ленту оформляют на начало и конец каждого рабочего дня, т.е. проставляют дату, время начала и конца работы, полную сумму счетчика ККТ (клише), сумму выручки за день, номер ККТ. Ленту подписывает представитель руководства, главный бухгалтер и кассир. 
 
При обрыве контрольно-кассовой ленты оформление повторяют с указанием причины (обрыв ленты) и времени обрыва. По вновь принимаемой, находящейся в запасе или ремонте ККТ снимают и указывают в акте показатели счетчика. Акт подписывают представитель администрации и работник ремонтно-механической службы. 
 
В случаях, предусмотренных законодательством, ККТ не применяют. Не используют ККТ при оказании услуг с выездом в труднодоступные местности по перечню, утверждаемому местной исполнительной властью. 
 
Розничную продажу определяют по сумме выручки. Ее рассчитывают как разность между показаниями суммирующих денежных счетчиков касс на конец и на начало дня по каждой секции или по магазину и целом. Сумму выручки ежедневно учитывают в кассовом отчете и периодически отражают при составлении товарного отчета. 
 
В связи с тем, что в большинстве розничных торговых организаций аналитический учет ведут по общей сумме, названный отчет является одновременно и регистром аналитического учета. 
 
В небольших организациях при ведении учета вручную товарные отчеты могут совмещаться с регистрами журнально-ордерной формы: приходная часть - с журналом-ордером по счету 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», а расходная - с ведомостью по данному счету. Такая рационализация сокращает объем технической работы. Товарный отчет должен подвергаться тщательной проверке по всем показателям. Важно осуществлять встречный контроль: оприходование товаров и их оплату, а при внутреннем перемещении - равенство данных материально ответственных лиц одной организации, отпустивших и принявших ценности. 
 
Прием наличных денег оформляется выпиской приходного кассового ордера и пробивкой кассового чека на ККТ. Если в предусмотренных законодательством случаях ККТ не используют, то номер, дату кассового ордера и сумму, на которую продан товар, указывают в приходно-расходной накладной. 
 
Для отражения выручки, полученной от продажи товаров за наличный расчет, используются счет 50 «Касса», счет 90 «Продажи» субсчет 90-01 «Выручка», субсчет 90-02 «Себестоимость продаж», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-02 «Расчеты по авансам полученным»: 
 
Содержание проводки Дебет Кредит  
 
Сдана выручка в кассу на основании отчета кассира 50 90-01 
 
На сумму выручки списана стоимость товаров при 
 
учете по покупным ценам 90-02 41-02 
 
Отражен НДС по реализованным товарам 90-03 68 
 
От покупателя получена предоплата стоимости 
 
товаров 50 62-02 
 
Зачтен аванс при отпуске товаров покупателю 62-02 90-01  
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового дохода являются: 
 
исчисление по общему товарообороту; 
 
исчисление по ассортименту товарооборота; 
 
исчисление по ассортименту остатка товаров; 
 
исчисление по среднему проценту. 
 
Способ расчета по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. При этом валовой доход определяют по формуле 
ВД = Т * РН / 100, (3)  
где ВД – валовой доход; 
 
Т – общий товарооборот; 
 
РН – расчетная торговая надбавка. 
 
Расчетная торговая надбавка вычисляется по формуле 
 
РН = ТН / (100 + ТН), (4)  
 
где ТН – торговая надбавка в процентах. 
 
В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка рассчитывается по формуле 
П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (Т + ОК) * 100 , (5) 
где П – средняя торговая наценка; 
 
ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода; 
 
ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период; 
 
ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период; 
 
ОК – остаток товаров на конец отчетного периода. 
 
Валовой доход после расчета средней наценки определяется формулой 
ВД = Т * П / 100 (6) 
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно 
 
Содержание проводки Дебет Кредит  
 
Сторнируется реализованная торговая наценка 90-01 42-01 
 
Способ расчета валового дохода по среднему проценту можно представить в виде таблицы. 
Расчет реализованного торгового наложения

 
Сальдо начальное по счету 42

 
Обороты по счету 42

 
Сальдо конечное предварительное 
 
по счету 42

 
Кредитовый оборот 
 
по счету 90-1

 
Дебет

 
Кредит

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
95000,00

 
20000,00

 
155000,00

 
230000,00

 
200000,00


 
 
Продолжение таблицы

 
Сальдо конечное 
 
по 
 
счету 41

 
Итого  
 
гр.5 + гр.6

 
Средний процент 
 
гр.4 х 100% : гр.7

 
Реализованное наложение на остаток  товаров 
 
гр.6 х гр.8 : 100%

 
Реализованное наложение на проданный 
 
товар 
 
гр.4 – гр.9

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
250000,00

 
450000,00

 
51,11

 
127777,77

 
102222,23


 
 
Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для  различных групп товаров применяются  различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров  с одинаковой надбавкой. Валовой  доход определяется по формуле 
ВД = (Т1 * РН1 + Т2 * РН2 +…+ Тн * РНн) / 100, (7) 
где Тн – товарооборот по группам товаров; 
 
РНн – расчетная торговая надбавка по группам товаров. 
 
При использовании метода расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров необходимо на конец каждого отчетного периода проводить инвентаризацию. При этом расчет валового дохода производится по формуле 
ВД = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк, (8) 
Где Тк - торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода. 
 
 
^ 2. УЧЕТ ТОВАРОВ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ МАГАЗИНЕ 
 
ООО «ТЕМП-3» 
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3» 
Общество с ограниченной ответственностью «Темп-3я» является предприятием розничной торговли. Относится к малым предприятиям. Предприятие зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Ростовской области №11 в городе Батайске. Форма собственности предприятия – частная. Уставный капитал образован в соответствии с уставом ООО «Темп-3» за счет взносов учредителей, один из которых является директором предприятия. Основной вид деятельности ООО «Темп-3» согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – 52.1 розничная торговля в неспециализированных магазинах. ООО «Темп-3» осуществляет розничную торговлю в магазине смешанного типа обслуживания. ООО «Темп-3» арендует помещение под магазин общей площадью 157 кв.м., торговая площадь составляет 108 кв.м. 
 
Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в ОАО КБ «Центр-Инвест». 
 
В соответствии с Решением Батайской городской думы «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории города Батайска», деятельность ООО «Темп-3» облагается единым налогом на вмененный доход с коэффициентом базовой доходности К1 = 1,148, К2 = 0,5.  
 
В собственности предприятия имеются основные и оборотные фонды. К основным фондам относится оборудование. В оборотные фонды предприятия входят денежные средства и товарно-материальные ценности. 
 
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации. 
 
Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат. 
 
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.  
 
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, двумя кассовыми аппаратами. Магазин относится к автоматизированным торговым точкам. Магазин работает с 9 до 22 часов.  
 
В штате предприятия состоят 10 работников. Бухгалтерский учет ведется штатным бухгалтером.  
 
Бухгалтерский учет и отчетность в ООО "Темп-3" ведется согласно разработанной бухгалтером и утвержденной директором учетной политики с применением бухгалтерской программы 1С: Предприятие 8.1. 
 
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя. 
 
ООО «Темп-3» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия. ООО «Темп-3» применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета на основе типового плана счетов. 
 
Для документирования операций применяются унифицированные и самостоятельно разработанные формы. При этом бухгалтер руководствуется Положением об учете и отчетности Российской Федерации. ООО "Темп-3" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. 
 
Согласно учетной политике оценка товаров в ООО "Темп-3" производится по стоимости приобретения. Учет издержек обращения осуществляется на счете 44 "Расходы на продажу".  
 
Предприятие не является плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. В соответствии с Решением Батайской городской думы «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории города Батайска», деятельность ООО «Темп-3» облагается единым налогом на вмененный доход с коэффициентом базовой доходности К2 = 0,3. 
 
Расчеты с поставщиками товаров осуществляются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". 
 
Учет прочей дебиторской и кредиторской задолженности ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». 
 
Учет финансовых результатов учитывается на счете 99 "Прибыли и убытки".  
2.2 Документальное оформление торговых операций 
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются договорами купли-продажи, заключенными директором ООО «Темп-3» с поставщиками товаров. 
 
Товары поступают от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров согласно договоров купли-продажи и правилами перевозки грузов: накладной (приложение А), товарно-транспортной накладной, счетом-фактурой (приложение Б). Доставка товаров в магазин производится автомобильным транспортом поставщика. 
 
В накладной указывается номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями поставщика и ООО «Темп-3». 
 
Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах. 
 
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товарно-транспортной накладной, товаровед, осуществляющий приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью ООО «Темп-3». 
 
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой входит товаровед и представитель поставщика. 
 
При приемке товара товаровед следит за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар (приложение В). 
 
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной на возврат товара поставщику (приложение Г). Так как все документы должны быть подписаны обеими сторонами торговой операции, после проведения возврата у поставщика, товаровед получает от торгового представителя поставщика подтверждающую накладную на возврат товара с печатью и подписью представителя поставщика (приложение Д). Эта накладная сверяется с возвратной накладной ООО «Темп-3» по количеству, наименованию, цене и общей сумме. Условия возврата поставщику оговариваются в договоре поставки. 
 
Оплата за товар поставщикам производится либо с расчетного счета ООО «Темп-3» платежным поручением, либо за наличный расчет подотчетными денежными средствами. 
 
Товаровед на основе документов, подтверждающих фактическое получение товаров и их реализацию, составляет товарный отчет (приложение Е). Первичные документы по приходу и расходу товаров нумеруются и подшиваются к товарному отчету. Реализация регистрируется на основании чеков контрольно - кассовых машин. 
 
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ. После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода.  
 
Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает товаровед.  
 
Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепленный с документами, которые располагают в порядке последовательности записей сдается в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии товароведа проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета с указанием даты. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается товароведу. После этого каждый документ проверяется с точки зрения законности совершенных операций, правильности цен и подсчета. В ООО "Темп-3" товарный отчет составляется 3 раза в месяц. Это дает возможность обеспечить наиболее полный контроль за работой материально-ответственных лиц и более эффективно обрабатывать документацию по движению товаров. 
2.3 Отражение операций с товарами на счетах бухгалтерского учета 
В ООО "Темп-3" согласно рабочему плану счетов товары учитываются на счете 41 субсчет 11 "Товары в розничной торговле". Учет товаров организуется по покупным ценам. 
 
Аналитический учет товаров ведет товаровед с использованием программы 1С:Предприятие, конфигурация Торговое предприятие и бухгалтерия с использованием программы 1С:Предприятие, конфигурация Бухгалтерия предприятия.. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами. 
 
Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях.  
 
Учет поступления товаров рассмотрим на примере ООО "Темп-3" за ноябрь 2009 года. 
 
Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб. 
 
Оприходованы товары от ООО «Амида» 
 
по накладной № 53 от 15.11.2009г. 
 
на покупную стоимость 41-11 60-01 5978,57 
 
Оплачена задолженность за товар  
 
ООО «Амида» платежным поручением 
 
№ 9 от 18.11.2009г. 60-01 51 5978,57 
 
Оприходованы товары от  
 
ООО «Небесная ласточка» по накладной 
 
№125 от 27.11.2009г. 
 
на покупную стоимость с учетом налога  
 
на добавленную стоимость 41-11 60-01 2285,46 
 
Оплачена задолженность за товар  
 
ООО «Небесная ласточка» 
 
согласно авансового отчета №8 от 30.11.2009 г. 60-01 71-01 2285,46 
 
В ООО "Темп-3" применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, движение товаров отражается автоматизированным способом в журнале-ордере по кредиту счета 41 «Товары» и ведомости по его дебету. Записи в регистре отражаются в целом за отчетный период с указанием остатка товаров на начало отчетного периода, оборотов по дебету и кредиту счета 41 с указанием корреспондирующих счетов и остатка товаров на конец отчетного периода (Приложение Ж). В ноябре 2009 года от поставщиков поступили товары на сумму 502646,52 рублей. Эта сумма отражается в ведомости по дебету счета 41 "Товары". По кредиту счета отражается расход по товарному отчету за январь, который составлен с учетом остатка товаров на первое января, прихода товаров, расхода и остатка на конец месяца. 
 
По окончании месяца в журнале-ордере по счету 41 «Товары» итоги сверяются с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. 
 
Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с журналом-ордером по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Приложение И). Данный регистр формируется ежемесячно. Сальдо на начало месяца переносится из такого же регистра за предыдущий месяц, в дебетовой ведомости отражается оплата товаров, а в кредитовой - оприходование товаров. Если суммы по дебету и по кредиту равны, это означает, что товары полностью оприходованы и оплачены. Если сумма по дебету больше суммы, отраженной по кредиту, это означает, что товары оплачены, но не получены. В случае, если сумма по кредиту превышает сумму по дебету, это означает, что товары получены, но не оплачены. 
 
На основании договоров с поставщиками товаровед оформляет возврат нереализованного в срок товара накладной «Возврат поставщику», подписанной товароведом и представителем поставщика. 
 
Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб. 
 
Оформлен возврат товаров ООО «Амида» 
 
по накладной № 1 от 18.11.2009г. на 
 
покупную стоимость 60-01 41-11 111,09 
Стоимость товаров, реализованных в розницу за наличный расчет, сверяют с учетным регистром по счету 50 "Касса" (Приложение К).  
 
Результат розничной продажи товаров выражается определенной суммой розничного товарооборота, одного из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Товарооборот - это общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам. От объема товарооборота напрямую зависит величина валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно и прибыли. Реализация в ООО «Темп-3» осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен. Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям двух контрольно-кассовых машин - по итогу за день. Учет товарооборота ведется на счете 90 "Продажи". Отражение торговой выручки производится на основании кассовых отчетов (Приложение Л). 
 
На сумму торговой выручки составляются два приходных кассовых ордера по каждой ККМ (Приложение М). На основании распоряжения директора предприятия производятся выплаты покупателям по неиспользованным или ошибочно пробитым кассовым чекам. При этом оформляется Акт о возврате денежных сумм покупателям по форме № КМ-3 (Приложение Н). На основании акта бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств из кассы предприятия (Приложение П). 
Содержание проводки Дебет Кредит Сумма, руб. 
 
Поступила выручка от реализации товаров 
 
по кассовому отчету от 17.11.2009г. 50-01 90-01 9818,54 
 
Оформлен возврат товара от покупателя 
 
на основании акта №1 от 17.11.2009г.  
 
по закупочным ценам красным сторно 90-02 41-11 33,48 
 
уменьшается сумма выручки красным  
 
сторно 62-02 90-01 40,00 
 
Выплачена по расходному ордеру задол- 
 
женность за товар покупателю по ценам 
 
реализации 62-02 50-01 40,00 
^ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРОВ В ООО «ТЕМП-3» 
3.1 Общая оценка активов предприятия 
Общую оценку предприятия можно провести на основании оборотно-сальдовой ведомости за ноябрь 2009г (приложение Р). 
 
ООО «Темп-3» имеет в собственности основные средства на сумму 191423 рубля. Нематериальные активы предприятия на 30.11.2009г. составляют 40616 рублей. 
 
Остаток товаров на 30.11.2009г. составляет 341885,51 рублей в закупочных ценах. 
 
Остаток денежных средств в кассе предприятия на 30.11.2009г. составляет 15131,20 рублей, на расчетном счете остаток денежных средств составил 70047,65 рублей. 
 
Задолженность перед поставщиками составляет 394066,60 рублей. Таким образом, весь остаток товара является неоплаченным на 30.11.2009г. Задолженность по краткосрочным займам составляет 296650 рублей. Существует также задолженность по налогам, по пенсионному обеспечению и по заработной плате. 
 
Уставный капитал предприятия составляет 10000 рублей. При этом существует дебиторская задолженность по расчетам с учредителями в сумме 5000 рублей. 
 
Целью хозяйственной деятельности любой организации розничной торговли является получение прибыли. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Отсюда ясно, насколько важно правильно рассчитать валовый доход от реализации товаров. Валовый доход - это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой разность оборота по кредиту счета 90-01 «Выручка» и оборота по дебету счета 90-02 «себестоимость продаж». 
 
Валовый доход ООО "Темп-3" за ноябрь 2009 года составил 30651,50 рублей.  
 
После определения валового дохода от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90-09 «Прибыль/убыток от продаж» на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, учитываемые в течение месяца на счете 44-01 "Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность" и списать их в дебет счета 90-07 "Расходы на продажу" по окончании отчетного периода. 
 
Расходы ООО «Темп-3» на продажу составили 94968,21 рублей. Убыток от продаж в ноябре 2009г. составил 64316,71 рублей. 
3.2 Пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3» 
Стабильность и процветание торговой организации в современных условиях во многом зависит от использования передовых технологий учета и анализа информации, полного контроля товарных и финансовых потоков. Поэтому для наиболее полной и точной обработки учетной информации необходима автоматизированная форма учета, созданная на базе использования компьютеров. ООО «Темп-3» провело оснащение рабочего места бухгалтера и товароведа, создав автоматизированные рабочие места.  
 
С помощью программы 1С:Предприятие бухгалтер организации может решить основные задачи учета товарных операций: 
 
снятие остатков (инвентаризации) с вычислением количества проданного товара и его продажной стоимости и составление акта проведенной инвентаризации;  
 
ведение учета задолженности на основании полученной выручки и розничной стоимости проданного товара, определяемой на основании инвентаризации. Наличие операций увеличения и уменьшения задолженности, в том числе операций по списанию задолженности в убыток или за счет виновных лиц;  
 
ведение расчета себестоимости поступившей выручки; 
 
программа формирует отчеты по остаткам и по движению товара; 
 
программа формирует все бухгалтерские проводки с учетом специфики розничной торговли;  
 
ведутся все формы расчетов с поставщиками. Программа помогает определить, какое количество товара того или иного поставщика продано за отчетный период и сколько этому поставщику заплатили и остались должны; 
 
ведется учет денежных средств в кассе и банке;  
 
ведется учет расчетов с подотчетными лицами;  
 
возможно провести контроль исполнения плановых платежей; 
 
возможность контроля дебиторской и кредиторской задолженности;  
 
ведение взаимозачетов; 
 
учет основных средств; 
 
ведение картотеки по персоналу;  
 
формирование штатного расписания и контроль его исполнения;  
 
поддержка широкого спектра начислений и удержаний;  
 
экспорт данных по подоходному налогу в систему "Налогоплательщик";  
 
экспорт информации в программные системы Пенсионного фонда. 
 
Таким образом, можно сделать вывод: 
 
Применение автоматизированной формы учета обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных; оперативность данных учета, повышение производительности бухгалтера, освобождение его от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.  
 
Так как предприятие только начало свою торговую деятельность, результат его работы в первый месяц оказался отрицательным. Предприятие слабо оснащено оборотными средствами. Еще не сформировался имидж магазина в глазах покупателей. 
 
Для улучшения финансового результата ООО «Темп-3» необходимо увеличить товарооборачиваемость. Предприятию необходимо провести комплекс мероприятий по привлечению покупателей с помощью рекламы в средствах массовой информации. Реклама - двигатель прогресса. Чем больше покупателей привлечено, тем выше товарооборачиваемость магазина. Так как торговая площадь магазина составляет 108 кв.м. у предприятия есть возможность проводить рекламные акции в торговом зале совместно с поставщиками на основании заключенных с ними договорами.  
 
Предприятию необходимо провести анализ предложения поставщиков, сравнив прайс-листы по однотипным товарам и выбрав наиболее выгодную цену закупки на предлагаемые товары.  
 
В период развития магазина ООО «Темп-3» необходимо регулярно проводить анализ рынка конкурентов, вести ценовую политику по привлечению покупателей, стимулированию роста продаж.  
 
Предприятию необходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд направлений: 
 
применение и расширение современных форм продажи товаров; 
 
механизация трудоемких процессов; 
 
совершенствование аппарата управления; 
 
уменьшение звенности товародвижения; 
 
развитие прямых хозяйственных связей; 
 
прогнозирование оборотных средств и их оптимальное распределение; 
 
материальная заинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств и повышении товарооборачиваемости; 
 
проведение мероприятий по устранению сверхнормативных потерь. 
 
Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка необходимо улучшить ассортимент товаров. За счет привлечения новых поставщиков предприятие может снизить уровень цен, это позволит привлечь покупателей, товарооборот будет увеличиваться не за счет высоких цен, а за счет увеличения объема реализации товаров. Для повышения эффективности работы нужно провести работу с поставщиками о выполнении ими своих договорных обязательств. Изучить спрос населения на группы товаров и делать закупки товаров в соответствии со спросом населения.  
 
Предприятию необходимо добиться роста эффективности труда торговых работников. С этой целью можно осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. Руководство ООО «Темп-3» должно совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия, разработать положение о премировании работников. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца можно увеличить товарооборот магазина.  
 
Необходимо улучшить использование материально-технической базы предприятия. С этой целью можно установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума время проведения инвентаризаций, проверок. 
 
Товароведу предприятия необходимо разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации товаров. Это позволит руководству предприятия оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота.  
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием. 
 
В данной работе рассмотрены основные способы документального оформления и учета движения товаров в розничной торговле: 
 
поступление товаров от поставщиков; 
 
возврат товаров поставщикам; 
 
отчетность материально-ответственных лиц по товару; 
 
реализация товаров за наличный расчет населению; 
 
возврат товаров от покупателей.  
 
Целью курсовой работы было подробное изучение теоретических основ порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.  
 
В курсовой работе были рассмотрены и изучены следующие задачи: теоретическое ознакомление с особенностями организации учета товаров в розничных предприятиях и проведение анализа учета товаров на практическом примере исследуемого предприятия розничной торговли ООО "Темп-3". Объектом исследования в ООО "Темп-3" были первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.  
 
В работе приведены образцы документов, используемых при приемке, возврате и реализации товаров. В приложениях приведены примеры документального оформления отражения поступления и выбытия товаров. В работе раскрыты основные цели учета и правовое регулирование торговых операций в предприятиях розничной торговли, рассмотрены основные способы оценки товаров и организации их учета.  
 
В процессе исследования было выявлено, что учет товаров в предприятиях розничной торговли является основным из участков учета на предприятии и имеет ряд особенностей. Товарные запасы приходуются и учитываются по фактической себестоимости – по фактическим затратам, связанным с их приобретением без НДС. На предприятиях розничной торговли возможен учет товаров по ценам приобретения с добавлением торговой наценки без НДС - по розничным ценам, либо по ценам закупки. 
 
В розничном торговом предприятии реализация товаров осуществляется в основном за наличный расчет с применением контрольно-кассовых аппаратов. Розничную продажу определяют по сумме выручки. Прием наличных денег оформляется выпиской приходного кассового ордера и пробивкой кассового чека на ККТ. 
 
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является доходом по реализованным товарам. Существует несколько способов расчета валового дохода: 
 
исчисление по общему товарообороту; 
 
исчисление по ассортименту товарооборота; 
 
исчисление по ассортименту остатка товаров; 
 
исчисление по среднему проценту. 
 
На практическом примере учета товаров в ООО «Темп-3» было выявлено, что предприятие ведет учет товаров по покупным ценам без применения счета 42 «Торговая наценка». Приемку товара по количеству, качеству и комплектности осуществляет товаровед предприятия на основании товаросопроводительных документов, выписываемых поставщиками. 
 
При обнаружении брака в процессе реализации товара или ухудшении его качеств, товаровед оформляет расходную накладную на возврат товара поставщику. 
 
Реализация товаров в ООО «Темп-3» осуществляется с применением контрольно-кассовой техники. Полученная за день выручка от продажи товаров регистрируется на основании чеков контрольно-кассовых машин. На сумму полученной торговой выручки бухгалтером составляются приходные кассовые ордера по каждой контрольно-кассовой машине. Выручка за день может быть уменьшена на сумму выплат покупателям по неиспользованным или ошибочно пробитым кассовым чекам. В этом случае на основании составленного акта № КМ-3 бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств покупателю из кассы предприятия. 
 
На основе приходных и расходных документов товаровед предприятия три раза в месяц составляет и сдает на проверку бухгалтеру товарный отчет с приложением всех документов в хронологическом порядке. 
 
Учет товаров в ООО «Темп-3» полностью автоматизирован и ведется как в натуральном, так и в стоимостном выражении. На предприятии применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. По окончании месяца производится сверка итоговых показателей учетных регистров, определяется сумма валового дохода и издержек обращения. Заключительным этапом учета является определение в конце каждого месяца окончательного результата от реализации товаров. 
 
Было выявлено, что результат работы ООО «Темп-3» в первый месяц оказался отрицательным. Предприятие слабо оснащено оборотными средствами. Еще не сформировался имидж магазина в глазах покупателей. 
 
В работе были сформулированы пути совершенствования деятельности ООО «Темп-3». Для улучшения финансового результата необходимо увеличить товарооборачиваемость. Для этого предприятию необходимо провести комплекс мероприятий по привлечению покупателей с помощью рекламы в средствах массовой информации. Предприятию необходимо провести анализ предложения поставщиков, сравнив прайс-листы по однотипным товарам и выбрав наиболее выгодную цену закупки на предлагаемые товары. ООО «Темп-3» необходимо регулярно проводить анализ рынка конкурентов, вести ценовую политику по привлечению покупателей, стимулированию роста продаж. Предприятию необходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения.  
 
Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка необходимо улучшить ассортимент товаров, иизучить спрос населения на группы товаров и делать закупки товаров в соответствии со спросом.  
 
Предприятию необходимо добиться роста эффективности труда торговых работников. Необходимо улучшить использование материально-технической базы предприятия. Товароведу предприятия необходимо разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации товаров. Это позволит руководству предприятия оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота.  
 
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной и объективной, своевременной и достаточно детальной информацией. Эту информацию можно получить только при условии правильной организации и ведения учета на предприятии. 
 
Таким образом, бухгалтер является основным звеном в торговом процессе, от эффективности его работы во многом зависит финансовый результат работы предприятия. 
 
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  
    Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в редакции ФЗ от 03.11.2006 г. № 183-ФЗ).
  2.  
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции приказа от 26.03.2007г. № 26н).
  3.  
    Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 г. № 105.
  4.  
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000 г.
  5.  
    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 32н.
  6.  
    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 33н.
  7.  
    Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие – М.: ИКЦ Март, 2003.
  8.  
    Бочкарева Н.И. и др. Бухгалтерский учет: учеб.; под ред. Я.В. Соколова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  9.  
    Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / под ред. М.И. Баканова.- М.: Финансы и статистика, 2002.
  10.  
    Бухгалтерский учет: Учеб.-методич. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев.- 11-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Книжный дом, 2005.
  11.  
    Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалт. Учет, анализ и аудит» / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Омега-Л, 2006.
  12.  
    Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  13.  
    Касьянова Г.Ю. 23 ПБУ: практический комментарий (9-е изд. перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2010.
  14.  
    Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Москва, 2006.
  15.  
    Пипко В.А., Буловина Л.Н. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Финансы и статистика, 2004.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ


Информация о работе Учет товаров в розничной торговле