Учет транзитных товарных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

На практике нередко встречаются операции, связанные с транзитной торговлей. Транзитная торговля - это способ продажи, при котором торговая организация поставляет покупателю товар не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. В данном случае товары на склад торговой организации фактически не поступают.

Содержание работы

Введение
1. Оформление первичных документов
2. Бухгалтерский учет
3. Доходы и Расходы при транзитной торговле
4. Бухгалтерский и налоговый учет транспортных расходов торговой организации
5. Определение момента перехода права собственности на товар
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

учет транзитных товарных операций готовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1. Оформление первичных документов

2. Бухгалтерский учет

3. Доходы и Расходы при транзитной торговле

4. Бухгалтерский и налоговый учет транспортных расходов торговой организации

5. Определение момента перехода права собственности на товар

Заключение

Список литературы

Введение

На практике нередко  встречаются операции, связанные  с транзитной торговлей. Транзитная торговля - это способ продажи, при  котором торговая организация поставляет покупателю товар не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. В данном случае товары на склад торговой организации фактически не поступают.  
С юридической точки зрения операции, связанные с транзитной торговлей, - две независимые сделки. Поэтому при ее осуществлении оптовая организация заключает два договора поставки: один - с поставщиком, у которого она приобретает товар, а другой - с покупателем, которому она поставляет товар. 
Особенность таких договоров состоит в следующем. По первому договору торговая организация перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Грузополучателем по договору является конечный покупатель. Такой способ торговли разрешен ст. 509 ГК РФ. В ней установлено, что покупатель товара в случае, предусмотренном договором, вправе потребовать от продавца осуществить отгрузку в адрес третьего лица. Товар фактически не поступает на склад торговой организации, однако она по первому договору (с поставщиком) все равно приобретает право собственности на него. 
По второму договору торговая организация получает денежные средства от покупателя за поставленные товары. Грузоотправителем выступает не торговая организация, а поставщик товара по первому договору. 
Транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счет. При этом торговая организация выступает сначала покупателем, а затем продавцом. В отношениях с покупателем она выступает собственником товара. 
Налогообложение и бухгалтерский учет транзитной торговли ведется как учет сделок купли-продажи.

 

Оформление  первичных документов 
Бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций. Оформление купли-продажи товаров производится товарной накладной по форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (ФНС Приказ от 21 марта 2012 г. N ММВ-7-6/172@). 
На основании этой накладной передающая сторона списывает товар, а получающая приходует. 
Согласно Указаниям по заполнению и применению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным Постановлением N 132, товарная накладная составляется в двух экземплярах. При осуществлении транзитной торговли минимальное количество участников - трое, а минимальное количество договоров - два, следовательно, согласно условиям двух договоров должны быть составлены две накладные по два экземпляра. Оба варианта накладных окажутся только у торговой организации (транзитного поставщика) - по одному экземпляру каждой. У первоначального продавца и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального продавца - накладная по договору между ним и торговой организацией (в роли покупателя), у конечного покупателя - между ним и торговой организацией (в роли продавца). 
Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товара покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов накладной. 
Итак, при торговле транзитом оформляются две товарные накладные: одна от имени грузоотправителя, другая - от имени транзитной организации. 
В оформляемой накладной поставщик (грузоотправитель) указывает в качестве: 
поставщика и грузоотправителя - себя; 
покупателя и плательщика - организацию, осуществляющую торговлю транзитом; 
грузополучателя - конечного покупателя. 
В строке "Основание" следует указать номер и дату договора купли-продажи, заключенного торговой транзитной организацией с поставщиком. Реквизиты строки "Груз получил" не заполняются. Такое заполнение накладной подтверждает, что поставщик выполнил обязательства поставки по договору в адрес третьего лица, указанного транзитной организацией. Этот документ составляется продавцом в двух экземплярах. 
В свою очередь организация, занимающаяся транзитной торговлей, в накладной, выписанной в адрес покупателя, указывает себя в качестве поставщика, покупателя - в качестве грузополучателя, покупателя и плательщика, а в качестве грузоотправителя - первого поставщика, со склада которого отгружается товар покупателю. В строке "Основание" отражаются реквизиты договора между торговой организацией и покупателем товара. Реквизиты строки "Отпуск груза произвел" не заполняются. Этот документ составляется продавцом в двух экземплярах, оба передаются покупателю. Покупатель подписывает накладные, ставит свою печать и возвращает первый экземпляр отгрузочных документов транзитной организации-продавцу. 
Обратим внимание: оформление первичного документа напрямую связано с содержанием и условиями заключенных договоров. Право подписи товарной накладной в соответствии с содержанием формы N ТОРГ-12 имеют грузоотправитель и грузополучатель. Этими лицами в данной цепочке являются первоначальный продавец и конечный покупатель. Торговая организация (транзитный поставщик) не расписывается ни в одной накладной. 
При транзитной торговле, когда торговая организация-перепродавец и поставщик в ходе исполнения договора не встречаются, а товар на склад торговой организации не поступает, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо курьерской доставкой (полученные по факсу копии документов, как известно, первичными не являются). Аналогично следует поступить и если у торговой организации-перепродавца нет возможности передать отгрузочные документы покупателю через перевозчика (их также следует переслать покупателю по почте или курьерской доставкой). 
Все стороны транзитной сделки также должны иметь копии транспортных и сопроводительных документов. В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут: 
- транспортные накладные - при доставке автомобильным транспортом; 
- транспортные железнодорожные накладные - при доставке железнодорожным транспортом; 
- коносамент порта - при морских перевозках; 
- накладная отправителя и грузовая накладная - при доставке воздушным транспортом. 
На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем. 
Кроме того, это необходимо для своевременного отражения операций принятия на учет купленного и реализации проданного товара в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации - перепродавца с поставщиком и покупателем товара. 
Порядок оформления транспортных накладных 
В настоящее время действуют две формы накладных: транспортная (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (ред. от 30.12.2011 N 1208), товарно-транспортная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78). Обе они предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и подтверждают заключение договора перевозки груза (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). 
Накладная выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя (в случае транзитной торговли им выступает поставщик товаров) и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. 
Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю (это конечный покупатель товаров) и предназначается для оприходования. 
Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта. 
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта. 
Если по условиям договоров поставки доставка груза осуществляется за счет транзитной компании, она же и является заказчиком и плательщиком по договору перевозки груза. В этом случае при заполнении накладной в строке "Плательщик" указываются полное наименование организации, осуществляющей транзитные сделки, ее адрес, банковские реквизиты. 
Четвертый экземпляр накладной прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю в автотранспортной компании. 
Как видно из вышесказанного, у каждого из четырех участников сделки на руках будет один оригинал накладной. 
Если же доставка товаров согласно заключенным договорам поставки осуществляется не транзитной организацией - оптовым продавцом, а например, поставщиком товаров либо конечным покупателем, то в строке "Плательщик" будет указано наименование организации-заказчика. В этом случае оптовый продавец должен позаботиться о том, чтобы иметь копию накладной. Именно ее наличие может доказать факт отгрузки поставщиком товаров в адрес конечного покупателя. 

Бухгалтерский учет 
Торговая организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на склад организации. Для выполнения этого требования организации, осуществляющие торговлю транзитом, на практике часто отражают приобретение и выбытие транзитных товаров так же, как и товаров, поступающих на склад, на счете 41 "Товары": 
Дебет 41 Кредит 60, 76 - оприходован транзитный товар; 
Дебет 19 Кредит 60, 76 - выделен НДС; 
Дебет 68/НДС Кредит 19 - НДС предъявлен к вычету; 
Дебет 90/2 Кредит 41 - списана покупная стоимость транзитных товаров; 
Дебет 62 Кредит 90/1 - отражена выручка от реализации транзитных товаров; 
Дебет 90/3 Кредит 68/НДС - начислен НДС. 
При этом Инструкция Минфина России по применению Плана счетов, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, (в ред. от 08.11.2010 N 142н) предусматривает оприходование товаров на счете 41 при прибытии их на склад. 
Поскольку в рассматриваемом случае товары на склад покупателя не поступают, отражение их в учете на счете 41 может быть признано налоговыми органами неправомерным, вследствие чего может быть оспорена правомерность отнесения стоимости товара на расходы при его продаже и предъявления НДС к вычету по этому товару. 
Во избежание налоговых рисков целесообразно для отражения операций приобретения и продажи транзитных товаров использовать счет 45 "Товары отгруженные". 
Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. 
Если организации будут использовать счет 45 "Товары отгруженные", то отражение операций по приобретению и продаже транзитных товаров следует оформлять следующими проводками: 
Дебет 45 Кредит 60, 76 - приняты к учету товары в пути; 
Дебет 19 Кредит 60, 76 - выделен НДС; 
Дебет 68/НДС Кредит 19 - НДС предъявлен к вычету; 
Дебет 62 Кредит 90/1 - отражена выручка от реализации транзитных товаров; 
Дебет 90/2 Кредит 45 - списана покупная стоимость транзитных товаров; 
Дебет 90/3 Кредит 68/НДС - начислен НДС. 
Такой порядок отражения операций полностью соответствует Плану счетов. 
С учетом вышесказанного рекомендую порядок приобретения и выбытия транзитных товаров закрепить в учетной политике. 
 
Доходы и Расходы при транзитной торговле 
В налоговом учете торговой организации (транзитного поставщика) сумма выручки от реализации товаров транзитом за минусом НДС признается ее доходом от реализации (ст. ст. 249 и 248 НК РФ). 
Порядок признания доходов для налогоплательщиков, использующих в целях налогообложения метод начисления, установлен ст. 271 НК РФ. Датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации товаров, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, т.е. дата перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. 
Доходом для торговой организации по договору поставки является выручка от продажи товаров. При использовании метода начисления датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ), т.е. доход считается полученным в момент перехода права собственности от торговой организации к покупателю. 
Если организация учитывает доходы и расходы по кассовому методу, то моментом возникновения доходов признается день поступления денег на расчетный счет или в кассу организации, дата передачи имущества в счет оплаты товара и иные способы погашения задолженности (п. 2 ст. 273 НК РФ). Причем доходом признается не только оплата за ранее поставленный товар, но и полученные от покупателя авансы в счет предстоящих поставок. 
Сумма полученных доходов уменьшается на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. 
Как следует из ст. 320 НК РФ, расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся: 
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде; 
- транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, если они не включены в цену приобретения указанных товаров. 
Все остальные расходы торговой организации, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными, а это, в свою очередь, означает, что распределять их не нужно, так как они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца. 
 
Бухгалтерский и налоговый учет 
транспортных расходов торговой организации 
При осуществлении транзитной торговли существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов транзитной организации в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли. 
Начнем с налогового учета транспортных расходов транзитной организации. 
Из буквального прочтения ст. 320 НК РФ следует, что к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя. 
Когда товары отправляются покупателю транзитом, т.е. организация оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует доставка товаров до склада торговой организации, что является основополагающим критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых затрат согласно ст. 320 НК РФ. 
Такие транспортные расходы транзитного поставщика не могут относиться к прямым расходам организации торговли, поскольку они не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад торговой организации. 
В этом случае расходы по доставке товара до склада конечного покупателя квалифицируются в качестве транспортных расходов, связанных с продажей покупных товаров. Поэтому такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных затрат и в полном объеме относиться к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Однако, учитывая, что официальная позиция по данному вопросу отсутствует, существуют налоговые риски. 
Менее рискованным представляется признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами, связанными с приобретением товаров, в момент отражения реализации товаров. В этом случае сумма прямых расходов в части транспортных затрат может включаться в стоимость приобретенных товаров. 
Если же расходы по доставке не включают в стоимость приобретенных товаров, то их отражают в издержках и распределяют между проданными товарами и остатком товара по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. 
Что же касается бухгалтерского учета транспортных расходов, то во избежание разниц между налоговым и бухгалтерским учетом и необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. Приказом Минфина России от 11.02.2008 № 23н) бухгалтерский учет подобных затрат должен быть аналогичным налоговому учету: 
1 вариант. Расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете рассматриваются как расходы, связанные не с приобретением товара, а с продажей товара и полностью относятся на расходы текущего периода. 
2 вариант. Расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете рассматриваются как расходы, связанные не с продажей товара, а с приобретением товара, и включаются в стоимость товара (т.е. в бухгалтерском учете учитываются на счете 41 или 45 согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденному Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (в ред. от 25.10.2010 № 132н). Как именно включать такие расходы в стоимость товара, следует определить в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету. Например, можно включать расходы по доставке по конкретной накладной в фактическую стоимость каждого конкретного товара пропорционально стоимости, количеству, массе или какому-то другому показателю. 
3 вариант. Расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете рассматриваются как расходы, связанные не с продажей товара, а с приобретением товара, и не включаются в стоимость товара, а подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца по методике, изложенной в ст. 320 НК РФ, в бухгалтерском и налоговом учете. 
Необходимо отметить, что большинство торговых организаций учитывает расходы по приобретению по третьему варианту, выделив для их учета отдельный субсчет на счете 44. В таком случае расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров (т.е. списываться со счета 44 в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж") полностью либо частично. Такое положение предусмотрено для коммерческих расходов абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). 
При частичном списании расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца. 
Выбранное решение в части порядка учета транспортных расходов следует зафиксировать в учетной политике организации по бухгалтерскому учету и в целях налогообложения.

Исчисление  налога на прибыль 
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). 
Налог на добавленную стоимость 
Моментом определения налоговой базы по НДС при реализации товаров в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат: 
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. 
При транзитной поставке товара транзитный поставщик не передает товар покупателю и не сдает его перевозчику. Это делает грузоотправитель. Датой отгрузки в таком случае нужно считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного либо на перевозчика для доставки товара покупателю, либо сразу на покупателя (см. Письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-07-11/110, от 22.06.2010 N 03-07-09/37). 
Для транзитного поставщика датой отгрузки будет дата, указанная на накладной по форме N ТОРГ-12, которую он оформит на имя покупателя. 
Иными словами, в целях исчисления НДС у налогоплательщика-оптовика (транзитного поставщика) моментом определения налоговой базы по отгруженным товарам считается та дата, которая указана в отгрузочных документах, то есть дата составления транзитным поставщиком накладной по форме N ТОРГ-12 в адрес покупателя. 
Что касается права на вычет НДС, то оно возникает у торговой организации - плательщика НДС при приобретении товаров после принятия их на учет (при наличии соответствующих первичных документов и счета-фактуры поставщика) на основании п. 1 ст. 172 НК РФ. 
Под термином "приобретение" в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товара НДС у покупателя может быть принят к вычету при получении им товара в собственность и принятии его на учет (при наличии соответствующих первичных документов и счета-фактуры). 
Принятие товаров на учет означает, что приобретенные у поставщика и предназначенные для перепродажи товары отражаются в учете торговой организации по дебету счета 41 "Товары" или счета 45 "Товары отгруженные". 
На основании п. п. 1, 2 ст. 1 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация обязана отражать движение принадлежащего ей имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При этом все хозяйственные операции согласно п. 5 ст. 8 указанного Закона подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Аналогичные требования содержатся и в новом Законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". 
Следовательно, организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на склад организации. Таким образом, если при транзитной торговле торговая организация не отразит в бухгалтерском учете принятие товаров на учет на счетах 41 или 45, не будет выполнено одно из условий п. 1 ст. 172 НК РФ и организация теряет право на вычет "входного" НДС. 
С учетом вышесказанного торговая организация имеет право принять к вычету "входной" НДС сразу после приобретения и принятия товара к бухгалтерскому учету. Физического поступления товара на склад торговой организации для применения вычета не нужно. Право на вычет НДС по продаваемым товарам возникает у торговой организации, продающей их без завоза на свой склад, при отсутствии у нее документов складского учета, но при наличии товарной накладной и счета-фактуры поставщика. 
Определение момента перехода права собственности на товар 
При транзитной торговле товарами очень важно правильно определить (исходя из условий конкретного договора купли-продажи) момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к организации-перепродавцу и от организации-перепродавца к конечному покупателю. Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации, применяющей метод начисления, даст возможность правильно определить дату реализации товаров. 
Право собственности на товар по общему правилу возникает с момента его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товара является его вручение. Но торговая организация не может непосредственно передать (вручить) товар покупателю, потому что товар на свой склад она фактически не получает. 
Если товар нельзя передать лично (вручить), моментом его передачи в соответствии с п. 1 ст. 224 ГК РФ является сдача товара первому перевозчику для доставки на склад получателя. Но при транзитной торговле торговая организация не сдает товар перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товара первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика о передаче товара перевозчику с приложенными к нему товарораспорядительными документами. 
В отношении транзитной торговли указанная норма не совсем корректна, так как она осуществляется в рамках двух отдельных договоров купли-продажи и право собственности на товар по ним последовательно переходит от поставщика оптовому продавцу, а затем от последнего - конечному покупателю. 
На практике товары нередко передаются поставщиком перевозчику, доставляющему их третьему лицу - конечному покупателю, либо непосредственно конечному третьему лицу - покупателю. И в том, и в другом случае, если в договоре купли-продажи не указан момент перехода права собственности, имеется неопределенность с моментом возникновения этого права у транзитного покупателя, осуществляющего транзитную торговлю. Вследствие этого НДС, предъявленный последним к вычету, может быть оспорен. Поэтому при заключении договоров купли-продажи необходимо четко прописывать момент перехода права собственности. 
Существует несколько возможных вариантов определения момента перехода права собственности: 
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика, а к третьему лицу (конечному покупателю товаров) - в момент поступления товара на его склад. В этом случае доход у торговой организации, применяющей метод начисления, появится в момент передачи товара при его доставке на склад покупателя; 
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика (например, присутствует представитель оптовой компании) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя третьего лица - конечного покупателя на складе поставщика). В этом случае доход у торговой организации, применяющей метод начисления, появится сразу после передачи товара перевозчику; 
- если в договоре предусмотрено, что доставленный товар поступает покупателю на ответственное хранение, а право собственности переходит к нему (покупателю) только после полной оплаты товара, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета с покупателем. 
В договорах поставки также важно прописать, кто, кого и в какие сроки извещает о движении товара. 
Оформление счетов-фактур 
Для применения налоговых вычетов необходимо иметь выставленные поставщиком счета-фактуры. Они должны соответствовать требованиям, перечисленным в п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. 
Следует обратить внимание на порядок оформления счетов-фактур при транзитной торговле (новая форма счетов-фактур утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). 
Реквизиты заполняются аналогично показателям накладной по форме N ТОРГ-12. В счетах-фактурах, выставленных поставщиком в адрес торговой организации, по строкам 2 - 2б "Продавец" счета-фактуры в качестве продавца товаров должны быть указаны реквизиты поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП). 
По строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" также отражаются реквизиты поставщика-грузоотправителя. 
По строке 4 "Грузополучатель и его адрес" поставщик должен указать реквизиты конечного покупателя товара, а по строкам 6 - 6б в качестве покупателя - торговую организацию, ее адрес, ИНН и КПП. 
Выставляя счет-фактуру на имя конечного покупателя, торговая организация также должна отразить особенности, связанные с транзитной реализацией товара. 
В счетах-фактурах, которые торговая организация выставляет конечному покупателю, в строке "Продавец" следует указывать реквизиты торговой организации, в строках "Грузополучатель и его адрес" и "Покупатель" - реквизиты организации-покупателя. В строке "Грузоотправитель и его адрес" указываются реквизиты поставщика торговой организации. 
Эту счет-фактуру транзитный поставщик выписывает не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, и регистрирует его в книге продаж на день отгрузки. 
Рассмотрим на примере порядок ведения бухгалтерского и налогового учета транзитной торговли. 
Пример 2. 25.05.2012 ООО "Оптовик" приобрело партию швейных машинок у ООО "Поставщик". Стоимость товара составляет 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Приобретенный товар был реализован ООО "Оптовик" ООО "Покупатель" транзитом (без завоза на склад ООО "Оптовик"). Продажная стоимость товара - 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб. 
Согласно условиям договоров купли-продажи переход права собственности от ООО "Поставщик" к ООО "Оптовик" происходит в момент отгрузки товара со склада поставщика, а от ООО "Оптовик" к ООО "Покупатель" - в момент передачи товара перевозчику. 
Согласно условиям договора купли-продажи, заключенного ООО "Оптовик" с ООО "Покупатель", товар до склада покупателя доставляет сам покупатель с помощью транспортной организации. 
21.05.2012 расчеты с "Поставщиком" произведены на условиях 100-процентной предоплаты. 
05.06.2012 поступила оплата за реализованный товар от ООО "Покупатель". 
ООО "Оптовик" находится на упрощенном режиме с объектом налогообложения "доходы минус расходы" и не является плательщиком НДС. Суммы "входного" НДС, учтенные по отдельной статье затрат, отражаются в расходах при одновременном выполнении таких условий: 
- налог уплачен поставщику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ); 
- стоимость товаров (работ, услуг), к которым относится НДС, списана в расходы (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письма Минфина России от 07.07.2006 N 03-11-04/2/140 и от 29.06.2006 N 03-11-04/2/135). 
Однако такой предлагаемый финансистами вариант учета не является обязательным правилом. Налогоплательщики, применяющие "упрощенку", могут использовать и другой способ учета "входного" НДС, включая его сумму в стоимость самого товара. Принципиального значения это не имеет, поскольку дата признания уплаченного НДС в расходах всегда будет одной и той же: датой списания в расходы стоимости самого товара (не важно, сразу же с НДС или по отдельности). Такая точка зрения подтверждается, например, Письмом Минфина России от 26.06.2006 N 03-11-04/2/131. 
В целях исчисления единого налога доходы и расходы ООО "Оптовик" определяет кассовым методом. 
Согласно учетной политике ООО "Оптовик" для учета приобретения и реализации транзитного товара используется счет 45 "Товары отгруженные". 
В бухгалтерском учете ООО "Оптовик" нужно сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма  
(руб.)

Документальное  оформление

21.05.2012 - оплата товара

Произведена оплата   
товара "Поставщику"

60,          
субсчет      
"Расчеты с   
организацией 
"Поставщик"

51

118 000

Договор купли-продажи, счет, выписка банка

25.05.2012 - приобретение товара у  "Поставщика"

Отражен переход права 
собственности на товар 
в момент получения 
товара на складе 
Поставщика в оценке     предусмотренной в    
договоре

45

60,субсчет      
"Расчеты с   
организацией 
"Поставщик"

100 000

Договор купли-     
продажи, товарная  
накладная по форме 
N ТОРГ-12

Отражена сумма НДС   
по приобретенному    
товару

19

60,субсчет      
"Расчеты с   
организацией 
"Поставщик"

18 000

Счет-фактура от    
поставщика

25.05.2012 - реализация товара конечному "Покупателю"

Признана выручка от  
продажи товара (на   
дату передачи товара 
"Покупателю")

62,субсчет      
"Расчеты с   
организацией 
"Покупатель"

90-1

177 000

Договор купли-     
продажи, товарная  
накладная по форме 
N ТОРГ-12

Списана              
себестоимость        
товара

90-2

45

100 000

Договор купли-     
продажи, товарная  
накладная по форме 
N ТОРГ-12

Входной НДС списан   
на расходы

44

19

18 000

Бухгалтерская      
справка

31.05.2012 - применение ПБУ 18/02

Сформировано ОНО     
(177 000 x 20%)

68/налог на  
прибыль

77

35 400

Бухгалтерская      
справка

31.05.2012 - закрытие месяца и выявление  финансового результата

Входной НДС включен  
в себестоимость      
продаж

90-2

44

18 000

Бухгалтерская      
справка

Отражен финансовый   
результат (прибыль)  
от продажи товаров   
(177 000 - 118 000)

90-9

99

59 000

Бухгалтерская      
справка

05.06.2012 - поступление оплаты от "Покупателя"

Поступление оплаты   
от покупателя за     
реализованный товар

51

62,          
субсчет      
"Расчеты с   
организацией 
"Покупатель"

177 000

Договор купли-     
продажи, счет,     
выписка банка

Погашено ОНО

77

68/налог на  
прибыль

35 400

Бухгалтерская      
справка


Заключение

Транзитная торговля - это способ продажи, при котором  торговая организация поставляет покупателю товар не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара.

Оптовая организация заключает два договора поставки: один - с поставщиком, у которого она приобретает товар, а другой - с покупателем, которому она поставляет товар.

Транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счет. При этом торговая организация выступает  сначала покупателем, а затем  продавцом.  
Налогообложение и бухгалтерский учет транзитной торговли ведется как учет сделок купли-продажи.

Бухгалтерский и налоговый  учет ведется на основании первичных  документов, подтверждающих факт осуществления  хоз. операций. Оформление купли-продажи товаров производится товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Во избежание налоговых  рисков целесообразно для отражения  операций приобретения и продажи  транзитных товаров использовать счет 45 "Товары отгруженные".

В налоговом учете  торговой организации (транзитного  поставщика) сумма выручки от реализации товаров транзитом за минусом НДС признается ее доходом от реализации. Датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации товаров, т.е. дата перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Налоговый кодекс  РФ (НКРФ часть1,2)

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ Часть 1,2).

4. Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 01.01.2011)

6. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" 

7. ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденному Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (в ред. от 25.10.2010 № 132н)

8. ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

9. Как считать НДС? Ответы от Высшего Арбитражного Суда РФ: — Санкт-Петербург, Тимотиз Паблишинг Раша, 2011 г.- 124 с.

10. 1С:Предприятие 8.1. Бухгалтерский учет на компьютере: Е. В. Филимонова — Санкт-Петербург, Рид Групп, 2011 г.- 352 с

11. http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/ КонсультантПлюс, 1992-2013

 


Информация о работе Учет транзитных товарных операций