Учет уставного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день уставный капитал - это своеобразная гарантия для кредиторов, дающих инвестиции, а также для партнеров, работников и других участников деятельности общества. Движение уставного капитала отличается своей слабой маневренностью и редким изменением, поэтому и учет уставного капитала не очень объемный, но несмотря на это, очень важный, необходимо грамотно организовать, т.к. именно с учета формирования уставного капитала начинается работа любой организации

Файлы: 1 файл

Курс.р.-Учет уставного капитала.docx

— 71.35 Кб (Скачать файл)

Дебет 75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» Кредит 83 субсчет «Эмиссионный доход»

- 250 000 руб. (10 руб. х 25000 шт.) - отражена сумма превышения  подписной стоимости акций над  их номинальной стоимостью;

Дебет 76 субсчет «Расчеты за акции до увеличения уставного капитала» Кредит 75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

- 250 000 руб. - зачтена задолженность  акционеров по оплате размещенных  акций.

В работе представлены проводки, сделанные бухгалтером ОАО «ДиоИнвент» в общем виде, а на практике данные проводки делаются по каждому акционеру отдельно. После увеличения уставного капитала ОАО «ДиоИнвент» количество акционеров, зарегистрированных в 2004 году сохранилось и сохранившихся на сегодняшний день в системе ведения реестра составляет 66 человек.

Уставный капитал ОАО «ДиоИнвент» оплачен полностью и его изменений в ближайшие годы не планируется.

Согласно  Гражданскому кодексу РФ, если стоимость  чистых активов становится меньше определенного  законом минимального размера уставного  капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение  уставного капитала в акционерных  обществах производится:

а) путем  уменьшения номинальной стоимости  размещенных акций;

б) путем  сокращения их количества, в том  числе путем приобретения части  акций и их аннулирования.

При уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций (долей) сумма, на которую уменьшается уставный капитал, как правило, направляется на погашение убытка или на увеличение нераспределенной прибыли. После государственной регистрации изменений учредительных документов в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По решению  общего собрания сумма, на которую уменьшается  уставный капитал, может быть выплачена  собственникам. В этом случае уменьшение уставного капитала отражается следующими записями:

Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - отражена задолженность перед собственниками в сумме, на которую уменьшается уставный капитал;

Дебет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. - отражена выплата собственникам причитающейся доли.

Законом «Об акционерных обществах» предусмотрено право приобретать размещенные акции по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества.

Общество  также вправе приобретать размещенные  акции по решению совета директоров. Приобретенные акции погашаются (аннулируются) при их приобретении.

Общество  с ограниченной ответственностью может  приобретать доли в своем уставном капитале только в случаях, предусмотренных  Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Если  уставом общества уступка доли участника  общества третьим лицам запрещена, а другие участники отказываются от ее приобретения, общество обязано  приобрести по требованию участника  принадлежащую ему долю (часть  доли).

Доля, принадлежащая  обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу по решению общего собрания участников должна быть распределена между всеми  участниками общества пропорционально  их долям в уставном капитале либо продана всем (некоторым) участникам общества или третьим лицам (если это не запрещено уставом общества).

Проданная доля должна быть оплачена в течение  одного года со дня ее перехода к  обществу.

Нераспределенная  или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим  уменьшением уставного капитала.

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных  акций (долей), выкупленных обществом  у акционеров (участников) для их последующей перепродажи или  аннулирования, ведется на счете 81 «Собственные акции (доли)».

При выкупе акций (долей) на сумму фактических  затрат производится запись:

Дебет 81 «Собственные акции (доли)» Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

При аннулировании  акций (долей) в бухгалтерском учете  отражается уменьшение уставного капитала на номинальную стоимость аннулированных акций (долей):

Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 81 «Собственные акции (доли)».

Уменьшение  уставного капитала отражается в  учете только после государственной  регистрации изменений, внесенных  в учредительные документы.

Если  акции (доли) были приобретены по ценам  выше (ниже) их номинальной стоимости, то возникающая разница включается в операционные расходы или доходы. В учете при этом составляются записи:

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 81 «Собственные акции (доли)» - на сумму превышения фактических затрат на приобретение над номинальной стоимостью выкупленных и аннулированных акций (долей);

Дебет 81 «Собственные акции (доли)» Кредит 91-1 «Прочие доходы» - на сумму превышения номинальной стоимости над суммой фактических затрат на приобретение выкупленных и аннулированных акций (долей).

Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учет уставного капитала

3.1. Внедрение автоматизированного  учета уставного капитала на  предприятии

 

Автоматизированная  система бухгалтерского учета «1С:Предприятие» полноправно участвует в выборе инструментов при реализации проектов.

«1С:Предприятие» - не универсальное, а специализированное (предметно-ориентированное) средство разработки. Конечно, ни один инструмент не может претендовать на решение всех мыслимых проблем, однако универсальные средства разработки ориентированы на достаточно широкий спектр задач, а платформа «1С» - на задачи автоматизации бизнеса.

Говоря  о системе 1С: предприятие 8 в широком  смысле, можно сказать, что она  представляет собой совокупность четырех  составляющих (рис. 1.):

- технологической  платформы;

- прикладных  решений различного масштаба  и различной направленности, созданных  на основе технологической платформы;

- методологии  создания прикладных решений;

- информационно-технологической  поддержки пользователей и разработчиков.



 


 

 

Рис. 1. Структура 1С: Предприятие 8

Такая архитектура  продиктована, прежде всего, теми задачами, которые призвана решать система 1С: Предприятие.

Во-первых, система должна обеспечивать высокий  уровень адаптируемости прикладных решений под требования заказчика.

Во-вторых, система должна обеспечивать изменение  готового прикладного решения разработчиком, не участвовавшим в его создании. Это особенно важно для прикладных решений в сфере экономических задач, где существенная часть разработчиков не создает собственные прикладные решения, а дорабатывает и развивает существующие типовые решения.

В-третьих, система должна обеспечивать эффективное  использование компьютерных технологий и платформ, не требуя, при этом, глубоких специальных знаний от разработчика.

В-четвертых, система должна обеспечивать стандартизацию разработки.

Таким образом, можно сказать, что 1С: Предприятие не является универсальным средством программирования. Система обладает достаточно широкими возможностями, однако ее архитектура и конкретная реализация механизмов и технологий платформы продиктована, прежде всего, необходимостью решения специализированных задач по созданию бизнес-приложений и требованиями, предъявляемыми к самой системе.

Основным  концептуальным решением, отличающим систему 1С: Предприятие 8 от универсальных  средств программирования, является четкое разделение на платформу и  прикладное решение.

Прикладное  решение 1С: Предприятия является самостоятельной  сущностью и может выступать  в качестве отдельного программного продукта. Однако создание, модификация  и собственно функционирование прикладного  решения невозможны без использования  технологий и механизмов платформы. Поэтому платформа поставляется с каждым комплексом 1С: Предприятия.

Для модификации  прикладных решений не требуется  использовать какие-либо отдельные  программные продукты – все средства разработки входят в состав технологической  платформы.

Можно сказать, что технологическая платформа  состоит из двух составляющих:

- среда  исполнения;

- среда  разработки.

Таким образом, обеспечивается высокий уровень  адаптируемости прикладных решений  под требования заказчика.

Прикладные  решения 1С:Предприятия не пишется  в прямом смысле этого слова на языке программирования. При создании прикладных решений 1С:Предприятия  используется более абстрактная  технология – технология метаданных.

Отличительной особенностью технологии метаданных является использование визуального конструирования  прикладного решения. Вместо кропотливого написания кода разработчик просто добавляет визуальными средствами новый объект метаданных в прикладное решение и получает сразу же описания нужных типов, структур данных, описаний наборов прав, связи между объектами, информацию об особенностях их поведения, визуального представления и  т.д.

Платформа 1С: Предприятия 8 позволяет выделить в прикладном решении отдельные  части – подсистемы, - в совокупности представляющие все прикладное решение. Подсистемы могут иметь иерархическую  структуру, то есть одна подсистема может  включать в себя несколько других подсистем. Каждый объект метаданных, описывающих данное прикладное решение, может быть отнесен к одной или нескольким другим подсистемам. Таким образом, в терминах подсистем можно описать всю структуру прикладного решения. В дальнейшем это описание можно использовать в различных средствах разработки, например для автоматического формирования прав на основе подсистем или для автоматического построения интерфейсов пользователей.

Важной  особенностью системы 1С: Предприятие 8 является то, что для описания структуры  прикладного решения разработчик  использует не произвольные, а строго определенные объекты метаданных.

3.2. Организация внутреннего контроля  учета изменений уставного капитала

 

Система внутреннего контроля – это политика и процедуры (средства внутреннего  контроля), принятые руководством субъекта для содействия в достижении целей  руководства субъекта, предусматривающие:

- упорядоченное  и эффективное ведение финансово-хозяйственной  деятельности, включая строгое следование  политике руководства субъекта;

- обеспечение  сохранности активов;

- предотвращение  и обнаружение фактов мошенничества  и ошибок;

- точность  и полноту бухгалтерских записей;

- своевременную  подготовку достоверной финансовой  информации.

Таким образом, СВК представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического и его силами надзор и практику.

Система СВК предусматривает наличие:

- компетентного,  заслуживающего доверия персонала  с четко определенными правами  и обязанностями;

- разделение  соответствующих обязанностей;

- соблюдение  необходимых процедур при совершении  операций;

- контроля  за сохранностью документации;

- фактического  контроля над активами и документацией;

- независимой  проверкой выполнения обязанностей.

Оценим  систему внутреннего контроля ОАО «ДиоИнвент» с помощью теста, представленного в таблице 5.

 

 

Таблица 5.

Тестирование  системы внутреннего контроля ОАО «ДиоИнвент»

Наименование процедуры контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения процедуры  контроля на предприятии

Оценка наличия ВК

+

-

1

2

3

4

5

1. Контроль

законности совершения операции и  создания первичного документа

Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

Систематическая проверка первичной  документации на наличие необходимых  подписей службой внутреннего контроля

 

X

Отказ в принятии документа в обработку  работниками бухгалтерии без  соответствующих подписей

 

X

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих  письменных распоряжений

 

X

2. Формальная проверка документации

Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете

Систематическая проверка службой внутреннего  контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах

 

X

Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов

X

 

3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам

Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт

Систематическая проверка службой внутреннего  контроля соответствия созданных и  полученных первичных документов экономическому смыслу операции

 

X

Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием  совершенной операции оформленному оправдательному документу

Х

 

4. Контроль полноты регистрации  первичных документов

Достижение уверенности, что все  первичные документы на предприятии  будут введены и обработаны

Проверка службой внутреннего  контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах

 

Х

Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии  за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных  учетных документов

X

 

5. Контроль точности регистрации  и обработки первичных документов

Точный количественный и качественный перенос данных из документа в  систему учета

Проверка службой внутреннего  контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему  бухгалтерского учета

 

Х

Использование средств автоматизированного  учета

Х

 
   

Обязательная контировка первичных  документов бухгалтером, производящим их обработку

Х

 

6. Контроль своевременности регистрации  и обработки первичных документов

Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюдением

Проверка службой внутреннего  контроля соответствия даты документа  дате его регистрации в учетном  регистре

 

X

Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

X

 

Система поощрений и наказаний  за выполнение бухгалтером - исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов

X

 

7. Контроль документопотоков

Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота

Проверка службой внутреннего  контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

 

Х

Контроль со стороны бухгалтерии  за сроками оборота документов

X

 

8. Контроль организации обработки  и регистрации документов (с точки  зрения защиты информации)

Достижение уверенности в том, что в процесе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа

Проверка службой внутреннего  контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности

 

X

Определение круга лиц, имеющих право  доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии  за документами, находящимися у них  на обработке

X

 

Определение круга лиц, имеющих право  доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии  за документами, находящимися у них  на обработке

X

 

10. Контроль организации хранения документов

Достижение уверенности в том, что в организованной системе  хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения

Проверка службой внутреннего  контроля соблюдения требований нормативных  актов в части организации  архивной службы

 

X

Контроль со стороны бухгалтерии  за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной  документации

X

 

Инвентаризация дел в архивах

 

X

11. Контроль за правильностью отражения 

Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и

Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям

X

 

операций на счетах бухгалтерского учета

подрядчиками будут отражены на соответствующих  экономическому смыслу совершенной  операции счетах бухгалтерского учета

Контроль со стороны службы внутреннего  контроля и главного бухгалтера (или  другого ответственного лица) за правильностью  произведенных на счетах учета записей

 

X

   

Разработка типовых корреспонденции счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением

X

 

Информация о работе Учет уставного капитала