Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:29, контрольная работа
Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. В первобытном обществе хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что хотели отметить, отмечали без записи. Когда объемы хозяйственной деятельности выросли, потребовались записи.
Введение 3
1 Система бухгалтерского учета 5
2 Государственный учет 7
3 Кредитные отношения 9
4 Бухгалтерский учет Древнего Рима в целом 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА
по истории бухгалтерского учета
Учет в древнем риме
Исполнитель:
студентка группы БУА-12-2
Аникаева
С.А.
Руководитель: д.э.н. ,
профессор Нечеухина Н.С.
Реферат защищен: ________ ________ __________
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Система бухгалтерского учета 5
2 Государственный учет 7
3 Кредитные отношения 9
4 Бухгалтерский учет Древнего Рима в целом 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
ВВЕДЕНИЕ
Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. В первобытном обществе хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что хотели отметить, отмечали без записи. Когда объемы хозяйственной деятельности выросли, потребовались записи. Великий французский писатель Анатоль Франс (1844—1924) в ≪Саду Эпикура≫ приводил воображаемый разговор с Кадмом, легендарным изобретателем алфавита: ≪Если Вы, милостивый государь, — якобы говорит Кадм Франсу, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятий торговлей, были принуждены стать писцом и заняться сочинительством, как греки, Вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит. Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей. Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи≫. И далее Франс, как бы прославляя древнюю бухгалтерию, говорит: ≪Изобретенный для ведения торговых книг финикийский алфавит стал во всем мире необходимым и совершенным орудием мысли≫. Но тогдашним ≪хозяйственникам≫ надо было не только писать, но и считать.
Письменность и арифметика создали основу для возникновения учета, а хозяйственная деятельность способствовала его распространению.
Легенды и истории о Древнем Риме, его легионерах и философах, императорах и гладиаторах, архитектуре и науке известны всем. А вот о том, каким был учет в эти времена, мы знаем очень мало. Целью данной работы будет разобраться и выяснить каким же все таки был учет в Древнем Риме. Главным достижением учета в Риме являлась система регистров : где, не просто велись учетные книги, а существовала их развитая взаимосвязанная система .С рассмотрения этой системы мы и начнем.
СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Записи в учете Древнего Рима выполнялись на лыке, деревянных, медных досках, коже, холсте, покрытых воском дощечках, пергаменте и папирусе. Чаще всего последние и применялись. Заметим, на деревянных дощечках, покрытых воском, писали при помощи особой металлической или костяной палочки, нижний конец которой был острым и служил для писания, а верхний — более широкий и плоский — для уничтожения записей и сглаживания исчерченного воска. Покрывавший табличку воск окрашивался в черный цвет, для того чтобы начерченные буквы выходили белыми и ярче выделялись на темном фоне. Таблички могли быть одиночными. Их снабжали колечком для подвешивания и использовали для беглых заметок о хозяйственных операциях, которые затем тщательно записывали в домашнюю учетную книгу. Однако основные достижении учета были не в его технических приемах, а в системе учетных регистров. Здесь не просто велись учетные книги, но существовала развитая взаимосвязанная система учетных регистров. Первой книгой была Adversaria, которая предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни. Эту книгу в дальнейшем назовут памятной, или Мемориалом. Она была просто черновой книгой, каковой ее и считал Цицерон. Codex accept et expensi и Codex rationum domesticorum — книги для беловой записи, причем совершенно очевидно, что именно кодексы рассматривались как юридически полноценные документы. Итак, систематическая запись распределялась по двум названным кодексам (даже если эти кодексы велись под одним переплетом). В одном приводились только счета денежных средств и расчетов, в другом — все материально-вещественные счета (зерна, вина, масла, пастбищ, скота, кормов и т.д.). По счетам двух кодексов выводилось сальдо. (Это понятие уже существовало в бухгалтерии того времени.) Поскольку систематическая запись распределялась между двумя кодексами, то вполне разумно предположить, что Adversaria велась только в части операций, связанных с движением денег и расчетов. В кодексе не должно было быть исправлений ранее сделанных записей.
В учете Древнего Рима велись также и другие книги. Они носили вспомогательный характер. Интересен один из дошедших до нас римских папирусов, датируемый 191–192 годами, в котором четко прослеживается двусторонняя запись, когда каждый факт хозяйственной жизни регистрируется по схеме: «от — к (кому)». Это бухгалтерские проводки в полном смысле слова. Однако это не означает, что в конце II века в Древнем Риме существовала двойная запись, так как проводки отражают только кассовые платежи и расчеты с дебиторами и кредиторами.
В Риме в значительной степени развивался бюджетный учет в масштабе всего государства, и в отдельных провинциях велась книга бревариум (Brevarium), где отражались как сметные ассигнования, так и их исполнение. В дальнейшем в литературе этот регистр получил название книги имперских счетов, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
Для государственного учета был характерен страшный бюрократизм. Однако иногда отрицательные факты приводят к положительным следствиям. Так, в Риме рождается правило: ≪ничего со слов≫, т.е. положение о непреложности документирования всех фактов хозяйственной жизни, и там, где операции не оформляли документально, составляли оправдательные записки. В Риме учет государственных и, в частности, армейских финансов был сосредоточен в руках квесторов, которые контролировали все операции, связанные с движением денег. Они выплачивались только при представлении первичных документов, служивших единственным основанием для составления записей.
Интересный факт: Государство
вмешивалось практически во все
аспекты жизни римских граждан.
Так, император Август пытался ограничить
роскошь свадебных праздничных
пиров законодательными мерами: затраты
на свадьбу и последующее
Основной отраслью производства было сельское хозяйство. Три автора оставили замечания относительно организации учета в поместьях. Марк Порций Катон требовал составления письменных инструкций для управляющих. Их деятельность он оценивал по результатам работы, и если результаты были не блестящими, а управляющий ≪говорит, что он старался, что рабам нездоровилось, погода была плохой, рабы убегали, он отправлял общественные повинности≫, то к такому управляющему предлагался строгий подход [Катон]. При покупке имения Катон рекомендовал осматривать само имение, а не учетные книги (эффект Катона). Марк Теренций Варрон много внимания уделял вопросам письменной отчетности управляющего, требовал, чтобы материально ответственные лица были грамотными. Иного взгляда держался Луций Юний Модерат Колумелла. Он полагал, что неграмотный управляющий надежнее: ≪Такой вилик (управляющий) будет чаще приносить своему господину наличные деньги, нежели приходно-расходные книги, ибо, не умея писать, ему будет труднее самому составить фальшивые счета или пользоваться для этого услугами других из боязни быть уличенным≫ (там же).
В строительстве при оценке сооружений учитывали износ. Так, великий архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) писал: ≪Когда привлекаются третейские оценщики стен общего пользования, они оценивают их не в ту сумму, в какую обошлась постройка, но, находя по записям цены подрядов их постройки, скидывают на каждый из протекших годов по 1/80 доле и приговаривают своим вердиктом: "Из расчета остальной суммы произвести расплату за оные стены", считая, что эти стены не смогут просуществовать дольше 80 лет≫ [Античный способ].
Сохранившиеся данные промышленного учета показывают, что калькуляции в то время не было. В промышленном производстве, которое работало на рынок, результаты хозяйственной деятельности определялись в целом по предприятию путем сопоставления всех расходов со всеми доходами.
КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Банковский учет, по мнению большинства авторов, целиком восходит к афинскому прототипу. О важнейшем значении кредита в экономике Древнего Рима свидетельствует место, которое было отведено процедуре истребования долга в знаменитых законах XII таблиц (451 — 450 до н.э.). Согласно его предписаниям должнику, не погасившему в срок своих обязательств, предоставлялось тридцать льготных дней, в течение которых он мог уплатить долг. По истечении этого срока, если незадачливый дебитор оставался должником государства, то его (должника) продавали вместе со всем его имуществом в рабство за границу. Если же кто-либо не исполнял своих обязательств перед частным лицом и не представлял свидетелей в доказательство уплаты им долга и при этом никто не желал вступиться за него на правах поручителя, то кредитор по решению суда мог увести с собой должника и держать у себя как раба. При этом статьей 3 таблицы III Закона предписывалось наложить на должника ≪колодки или оковы весом не менее, а если пожелает (кредитор), то и более 15 фунтов≫. Во время заточения неплательщик должен был питаться за свой счет. В противном случае закон позволял кредитору ограничиться выдачей ему одного фунта муки в день. В течение шестидесяти дней с момента заточения должника три раза выводили на рынок и громко спрашивали, не сжалился ли кто над ним. Если все было безуспешно, то кредиторы имели право убить должника и разделить между собой его труп. Это символизировало, что должник заплатил по обязательствам тем, чем мог. ≪В третий базарный день —гласила статья 6 таблицы III —пусть разрубят должника на части, и если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им ввину≫. Такое варварское, на наш взгляд, отношение к погашении обязательств имело под собой глубокую теоретическую подоплеку. Дело в том, что древнеримское гражданское право не различало должника как пассивного субъекта обязательства и его имущество как объект права требования. Эти понятия смешивались и в теории, и на практике. Объект и субъект долга составляли в представлении древнеримских юристов одно целое. Поэтому в случае неуплаты дележу подлежали как имущество должника, так и он сам.
Впрочем, кредиторы имели
право продать злостного
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДРЕВНЕГО РИМА В ЦЕЛОМ
На первый взгляд, система учета, применявшаяся в стране, была четкой и эффективной. Римляне гордились своим учетом, ценили его. Его часто называли ≪ratio≫, что означало не только учет, а и определенный порядок, систему, разум, отсюда происходит и хорошо знакомое нам слово рационализация. Но при всей рациональности коррупция была обычным явлением в жизни римлян. Известно, например, что даже величайший римский полководец Сципион Африканский (ок. 235 - ок. 183 до н.э.), победитель Ганнибала, оказался замешанным в злоупотреблениях своего брата, также выдающегося полководца Сципиона Азиатского, которого обвинили в том, что он за заключение мира с Антиохом на более снисходительных условиях получил шесть тысяч фунтов золота и четыреста восемьдесят фунтов серебра, т.е.больше, чем внес в казну в качестве военных трофеев. Сумма иска, предъявленного Сципиону, по указанию Тита Ливия, составляла четыре миллиона сестерциев. Отчитываясь перед сенатом, он приказал принести счетную книгу и на глазах сенаторов изорвал ее собственными руками, негодуя при этом на то, что от него, принесшего казне двести миллионов, требуют отчета в четырех. Победителя оправдали. Учет прочно вошел и в культурную жизнь Рима. В литературе ,в театре часто встречаются сравнения, ссылки на бухгалтерскую практику. В комедии Плавта (254 —184 до н. э.) ≪Шкатулка≫ говорится: ≪Теперь я желаю уплатить то, что остается за мной, чтобы мое имя было вычеркнуто из домовой книги и чтобы я ничего не был должен≫; в комедии ≪Ослы≫ сводня говорит юноше: ≪счет за счет сведен по правде. По деньгам старание...≫; в ≪Привидениях≫ молодой человек, купивший рабыню, объясняется ей в любви, любовь взаимная, диалог кончается по бухгалтерски: ≪Ну, вот кончен счет, приход с расходом хорошо сошлись у нас: оба любим друг друга, оба стоим этого≫. Петроний (ум. 66 н. э.) упоминает разбогатевшего на нечистом деле бухгалтера (Сатирикон, XXIX). Звали этого бывшего бухгалтера Трималхион. Он любил бухгалтерию и держал специального раба, который должен был читать ему за обедом счетную книгу. Великий Гораций (65 —8 до н. э.) сам работал бухгалтером и даже окончил школу с ≪коммерческим уклоном≫. И, может быть, не случайны слова, сказанные Сен Жюстом: ≪Мир опустел после римлян≫. Все, что было изложено здесь об учете в античном мире, —это только общий набросок, подлинная картина скрыта от нас тайной веков, а ≪то, в чем нет тайны, лишено прелести≫ (А. Франс).