Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью бухгалтерского учета денежных средств - является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные положения об учёте кассовых операций…………………….5
1.1 Нормативно правовая база……………………………………………....5
1.2Задачи учёта
наличных денежных средств и правила ведения кассовых операций…….6
1.3.Организация учёта кассовых операций………………………………….8
1.3.1 Документация по бухгалтерскому учёту кассовых операций………….........................................................................................8
1.3.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций……………………………………………………………………….11
1.4 Инвентаризация кассы ………………………………………………….14
2. Учет операций по расчетному счету………………………………… ….16
2.1Порядок открытия и оформления расчетного счета……………………16
2.2 Основания списания денежных средств со счета…………………….. 18
2.3 Порядок оформления расчетных документов………………………. …19
2.3.1 Документальное оформление наличных операций…………………21
2.3.2 Документальное оформление безналичных операций…………….22
2.4 Синтетический учет операций по расчетному счету………………….26
3 Учет валютных операций…………………………………………………..29
3.1 Понятие валютных операций……………………………………………29
3.2 Виды валютных операций……………………………………………….30
3.3 Порядок пересчета стоимости денежных средств, выраженной в иностранной валюте………………………………………………………….32
3.4Синтетический учет операций по валютному счету……………………35
Заключение…………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………
Приходные и расходные
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
При обеспечении полной
Регистром бухгалтерского
В малых организациях, не имеющих
в штате кассира, обязанности
последнего может исполнять
1.3.2 Синтетический и аналитический учёт кассовых операций
Денежные средства, хранящиеся в
кассе, учитывают на
К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:
50-1 "Касса организации";
50-2 "Операционная касса";
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы"
учитывают находящиеся в кассе
организации почтовые и
При отражении в бухгалтерском
учете кассовых операций, следует
обратить внимание на
Регистрационный журнал
№ п/п |
Хозяйственные операции |
Сумма, руб. |
Дт |
Кт |
ПРИХОД | ||||
1. |
Оприходование наличных денежных средств, полученных с расчётного счета в банке |
86 000 |
50 "Касса" сб. 1 |
51 «Расчётные счета» |
2 |
Оприходование денежных средств от предприятий - поставщиков по перерасчетам за поставки продукции (работ, услуг), в том числе и суммы авансов |
3 000 |
50 "Касса" сб. 1 |
60 "Расчеты
с поставщиками и |
3 |
Оприходованы деньги, полученные в возврат от подотчётных лиц |
5 000 |
50 "Касса" сб. 1 |
71 «Расчёты с подотчётными лицами» |
4 |
Оприходование
средств от физических и
юридических лиц, |
26 000 |
50 "Касса" сб. 1 |
86 "Целевое финансирование"
|
РАСХОД | ||||
1 |
Выдана зарплата рабочим и служащим |
200 000 |
70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» |
50 "Касса" сб. 1 |
2 |
Выданы деньги подотчётным лицам |
5 000 |
71 «Расчёты с подотчётными лицами» |
50 "Касса" сб. 1 |
3 |
Оплачены из кассы мелкие общехозяйственные расходы |
13000 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
50 "Касса" сб. 1 |
4 |
Внесены деньги из кассы на расчётный счёт в банке |
86 000 |
51 «Расчётные счета» |
50 "Касса" сб. 1 |
5 |
Зачисление денежных средств в аккредитивы |
50 000 |
55 "Специальные счет в банках" |
50 "Касса" |
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная инвентаризация денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе.
1.4 Инвентаризация кассы
Важный организационный момент в кассовом учете – инвентаризация кассы и контроль кассовой дисциплины. Инвентаризация кассы производится как работниками учреждения (внутренняя), так и органами финансового контроля (внешняя).
Перед началом инвентаризации
работники, ответственные за
Во время ревизии никакие
Инвентаризационная комиссия
При смене кассира акт составляют в 3 экземплярах: первый экземпляр передают кассиру, сдавшему ценности; второй экземпляр передают кассиру, принявшему ценности; третий экземпляр передают в бухгалтерию.
В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе в момент проведения ревизии. Главный бухгалтер организации должен указать, какая сумма ценностей числится в кассе по данным бухгалтерского учета. Акт подписывают все члены комиссии и работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир). Если акт не подписал хотя бы один член комиссии, результаты инвентаризации считаются недействительными. Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей. Строку "Объяснение причин излишков и недостач" заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир). Если была выявлена недостача, руководитель может принять следующее решение:
-удержать сумму
недостачи с материально
-списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира).
Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта. Акт хранят в архиве организации 5 лет.
2. Учет операций по расчетному счету
2.1Порядок открытия и оформления расчетного счета
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Это способствует ускорению денежного оборота, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств.
Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по нему определяется Центральным Банком РФ.
Для открытия счета в банк представляются следующие документы:
1) Заявление на открытие счета. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем.
2) Копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
3) Копия надлежаще утвержденного устава предприятия;
4) Документ о законности
открытия предприятия (
5) Справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
6) Карточка с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверена)
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет. Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера, то карточка подписывается только руководителем.
Банк вправе открывать расчетный и иные счета организациям только при предъявлении этими организациями документа, подтверждающего постановку на учет в органе налоговой службы, а физическим лицам – предпринимателям – при представлении информации об их идентификационных номерах налогоплательщиков.
Сообщения об открытии или закрытии счетов кредитная организация обязана передать в орган налоговой службы не позднее трех дней, следующих за днем соответствующего открытия или закрытия таких счетов.
Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на расчетном счете.
При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом в указанную документацию вносятся соответствующие изменения, а при реорганизации предприятия (разделении, слиянии и т.д.) – предоставляются новые документы.
Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и учреждением банка, в котором оговариваются стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за хранение денежных средств и другие обязательства сторон.
Операции по расчетному счету, как правило, осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе; получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам; перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам, аккредитивам, платежным требованиям.
2.2 Основания списания денежных средств со счета
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;