Учетная политика организации для целей управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин «учетная политика предприятия». Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики.

Содержание работы

Введение……….…………………………………………..…..………3
1.Учетная политика и ее составные части……………………….…………4
1.1 Учетная политика…………………………………………………………4
1.2 Разделы учетной политики……………………………………………….5
1.3 Аспекты бухгалтерского учета, включаемые учетной политикой…….9
2. Учетная политика организации для целей управленческого учета…....15
2.1 Bыбop вариантов учета и оценки объектов учета…………………..…15
2.2 Выбор техники, формы и организации управленческого учета………20
Заключение………..…………………………………………….……..21
Список использованной литературы…………………..……..………22

Файлы: 1 файл

Doc1 — копия.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Раздел «Изменение учетной политики» предусматривает, что учетная политика организации принимается на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учетной политики допускаются лишь в случаях:

•  изменения законодательства РФ или нормативных документов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

•  разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

•  существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменения учетной политики должны быть обоснованными, оформляться в установленном порядке и вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Эти изменения отражаются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации. В соответствии с требованиями международных стандартов в учете и отчетности предусмотрено отражать последствия изменения учетной политики, поскольку они могут оказать или способны оказать существенное влияние на результаты Деятельности организации, которые оцениваются в денежном выражении.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествовавшие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и использования (придания гласности) учетной информации, что позволяет расширить возможности организации в области учета не в жестком, а вариантном режиме.

 

 

 

 

 

1.3 Аспекты бухгалтерского  учета, включаемые учетной политикой

 

 

Рассмотрим подробнее данные аспекты бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учета:

—методологическое обеспечение;

—организационное обеспечение;

—техническое обеспечение.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой.

В Законе «О бухгалтерском учете» содержится 4 главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

Данным Законом закреплены ранее изданные нормативные акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета — законы, указы Президента и постановления Правительства. К ним относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), настоящий Закон, Законы «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Министерством финансов РФ, а согласно Закону «О бухгалтерском учете» со времени его официального опубликования (28 ноября 1996 г.) — Правительством РФ, на которое возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми предприятиями:

а)      планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б)      положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, определяющие общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности предприятиями независимо от организационно-правовых форм собственности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Ко второму уровню следует отнести также другие нормативные документы и методические указания, включая различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Однако эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению Министерства финансов РФ, указанная часть документов определяет третий уровень системы нормативного регулирования в стране. На современном этапе такая позиция Министерства финансов РФ носит декларативный характер, поскольку без финансовой поддержки государства профессиональные общественные организации бухгалтеров, и в первую очередь Институт профессиональных бухгалтеров России, эту задачу решить не смогут.

Третий уровень должны определять профессиональные общественные организации по бухгалтерскому учету и аудиту как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. К их компетенции отнесено предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.

Четвертый уровень включает документы, формирующие учетную политику предприятия.

Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности. Учетная политика разрабатывается всеми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Необходимость раскрытия учетной политики распространяется только на предприятия, обязанные по законодательству согласно учредительным документам либо по собственной инициативе публиковать свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. В связи с этим предприятие должно четко определить перечень и содержание информации, составляющей его коммерческую тайну.

Обязанность публикации годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках распространяется на открытые акционерные общества, которые должны ежегодно публиковать указанную отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

В настоящее время продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которым до принятия Закона «О бухгалтерском учете» устанавливались единые методологические принципы бухгалтерского учета в части, не противоречащей Закону. В дальнейшем предусматривается его доработка путем введения соответствующих норм и правил бухгалтерского учета с дополнительными комментариями, более полно найдут отражение технические аспекты бухгалтерского учета.

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета на уровне организации определяется применением:

—разработанного на основе типового плана счетов рабочего плана, содержащего синтетические и аналитические счета и обеспечивающего необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей;

—типовых межотраслевых и отраслевых форм первичных учетных документов для регистрации экономических событий. Те из событий, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, в части оформления должны соответствовать общим требованиям и перечню обязательных реквизитов;

—действующей модели текущего контроля за экономическими событиями соответственно их содержанию;

—разработанной технологии проведения инвентаризации и методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

—правил документооборота и технологии обработки учетной информации на базе действующей организации учета и имеющихся технических средств.

Таким образом, на каждом из уровней управления решаются свои задачи. Вместе с тем все они в конечном итоге направлены на регламентацию и оптимизацию учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета.

Методологические принципы бухгалтерского учета как часть учетной политики предприятия предусматривают:

—наличие обособленности активов и обязательств организации от их собственников и других организаций;

—допущение непрерывности функционирования организации, т.е. отсутствие намерения прекратить свою деятельность в обозримом будущем;

—последовательность в осуществлении своей деятельности от одного отчетного периода к другому и, следовательно, отсутствие намерения не платить по своим обязательствам (допущение последовательности применения учетной политики);

—соблюдение момента начисления, иными словами, доходы и расходы принимаются к учету не на момент их формирования, а на отчетный период, к которому они относятся (допущение временной определенности фактов экономических событий).

Учетная политика организации призвана обеспечить:

—полное и своевременное отражение методом двойной записи всех фактов экономических событий, происходящих на предприятии (требование полноты);

—соблюдение большой осторожности в действиях, непричинение преднамеренного ущерба финансовой устойчивости фирмы (принцип осмотрительности);

— преобладание правовых и экономических подходов над формальным пониманием отдельных действующих положений (принцип приоритета содержания над формой);

—равенство начальных и конечных остатков, а также оборотов по дебету и кредиту аналитических счетов и субсчетов начальному и конечному остатку, а равно оборотам по дебету и кредиту объединяющего их синтетического счета (принцип непротиворечивости);

—экономное и рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из конкретной деятельности организации (требование рациональности);

—принцип периодичности, т. е. разграничения учетного (месяц) и отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) для целей исчисления финансового результата деятельности организации, с одной стороны, и представления внешним потребителям информации о финансовом состоянии ее — с другой;

—принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности (неизменность ее состава, сопоставимость показателей статей баланса, отчета о прибылях и убытках на начало и конец отчетного года, публичность отчетности).

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя в срок не позднее первой публикации годовой отчетности, но не свыше 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Ее изменение в отчетном периоде, как правило, не допуска-ется. Исключением являются случаи, когда имеют место изменение действующего законодательства или каких-либо нормативных актов, осуществление реорганизационных процедур (разделение, присоединение, выделение, слияние), смена собственников, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета. Эти изменения также должны быть оформлены необходимой организационно-распорядительной документацией по организации.

Все изменения, кроме указанных, должны быть приурочены к началу хозяйственного года, аргументированно обоснованы и, по возможности, исчислены в стоимостном выражении. Например, переход организации на ускоренный метод начисления амортизации должен быть подкреплен арифметическим расчетом, позволяющим однозначно определить абсолютную сумму увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) и как результат этого снижение на указанную сумму балансовой прибыли организации.

Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру. Организационное обеспечение бухгалтерского учета должно быть подчинено задаче своевременного предоставления аппарату управления достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками. Решение этой задачи обеспечивается совокупностью факторов, каждый из которых реализуется в соответствии со сложившимися традициями, конкретными условиями функционирования организации и объемом учетной работы.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в форме и соблюдение действующего законодательства несет его руководитель. В его компетенцию входит утверждение учетной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота и других процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Законом «О бухгалтерском учете» установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учет. Подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса. Возможно учреждение самостоятельной бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как одно из структурных подразделений предприятия наряду со службами (отделами) главного технолога, маркетинга и т. п. Ведение бухгалтерского учета может осуществляться на договорных началах централизованной бухгалтерией, независимой специализированной организацией или, наконец, профессионалом-бухгалтером, имеющим соответствующее высшее или среднее специальное образование.

Информация о работе Учетная политика организации для целей управленческого учета