Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО
УЧЕТА 4
1.1 Понятие учетной политики и общие требования к ее 4
формированию
1.2 Формирование учетной политики 8
ГЛАВА 2. ВЫБОР СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2.1 Важнейшие элементы учетной политики 11
2.2 Изменение учетной политики 23
2.3 Учетная политика для целей налогового учета 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа учетная политика БФУ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих  законодательных или нормативных  актах порядок оценки последствий  не установлен, последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа.

Отражение последствий изменения  учетной политики заключается в  корректировке включенных в бухгалтерскую  отчетность за отчетный период соответствующих  данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей  по отдельным строкам). Причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.

Информация об изменениях учетной  политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать:

  • причину изменения учетной политики;
  • оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

 

2.3 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА  ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Необходимость разработки  учетной политики для целей налогового учета  связана с тем, что ст. 313 главы 25 части второй на НК РФ введено понятие налогового учета:

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы  по налогу на основе  данных  первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным  Налоговым кодексом.

Здесь же оговорено, что налогоплательщики исчисляют  налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных  налогового учета, если положениями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных операций  для целей  налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Несмотря на эту оговорку, ведение обособленного налогового учета только в случаях, когда он отличается от бухгалтерского, вряд ли возможно: для целей налогообложения необходима вся информация о доходах и расходах организации, а не только выборочные данные, подлежащие корректировке. Следовательно, наиболее рациональным представляется такая организация налогового учета, при которой учитываются результаты всех хозяйственных операций, но большая часть операций учитывается не на основании первичных документов, а на основании  сводных – бухгалтерских справок, составленных по установленным самой организации формам, и т.п. документам.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией  внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Разумеется, под внешними пользователями здесь, прежде всего, имеются в виду налоговые органы, а также аудиторы (аудиторские фирмы) и иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей (руководителей, акционеров, работников организации и т.п.) данные налогового учета вряд ли  представляют объект повышенного интереса. Наиболее вероятным можно назвать использование  этих данных для целей  экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения. Но для этого, как минимум, необходимо  наличие специализированных  подразделений или высококвалифицированных работников, которые могли бы такую работу провести.

Текстом ст. 313 ПК РФ установлено также, что система налогового учета организуется  налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности  применения норм и правил  налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается  обязанность включения в учетную  политику  организации  дополнительного  раздела – для целей налогообложения.

Из дословного прочтения  данного положения можно сделать  и другой вывод: организация (точнее, ее главный бухгалтер, как это  установлено, Законен о бухгалтерском учете) начиная с 2002 года должна разрабатывать не одну, а две учетных политики — одну для целей финансового учета, другую — для целей налогообложения. Но так как из Закона о бухгалтерском учете прямо не вытекает обязанность разработки двух учетных политик, то  достаточно  разработать дополнительный раздел, устанавливающий схему налогового учета, необходимые формы первичных

Документов налогового учета, график документооборота (в части  налогового учета) и порядок корректировки  данных  финансового учета для  целей налогообложения.

Учетная политика для  целей налогового учета должна формироваться  исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

   -  порядок формирования  суммы доходов и расходов;

   -  порядок определения  доли расходов, учитываемых для  целей налогообложения  в текущем налоговом (отчетном периоде);

  -  сумму остатков  расходов (убытков), подлежащую отнесению  на расходы в следующих   налоговых периодах;

  -  порядок формирования  сумм, создаваемых резервов;

  -  сумму задолженности  по расчетам с бюджетом по  налогу на прибыль.

Допущения и требования, которых обязан придерживаться налогоплательщик при формировании учетной политики для целей  налогообложения, налоговым законодательством не установлены. В этом случае необходимо руководствоваться положениями ПБУ 1/98, так как  они основаны на общих правовых и экономических категориях, присущих любому виду учета.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия имеют благодаря учетной политике. Понятие “учетная политика” впервые появилось в истории российского бухгалтерского учета в связи с отказом нашей страны от прежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночной экономике. Благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ “Учетная политика организаций” не исключает возможности внесения изменений  в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ “ О бухгалтерском учете” введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.

Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Утв. Приказом Минфина РФ 29.07.1998 № 34н).

    2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998).

    3. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19) «Издательский дом «Терминал плюс». Екатеринбург, 2003.- 352с.

    4. План счетов бухгалтерского учёта финансово–хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению в редакции приказа МФ РФ от 17.02.1997 г. №15.

    5. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред.проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.- 476 с.

6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – 3-е изд., доп. и перераб./ Под ред. профессора В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.: ил.

7. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА – М: ФОРУМ, 2004.- 304 с.- (Серия «Высшее образование»).

8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 640с.- (Серия «Высшее образование»).

9. Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин Самоучитель по бухгалтерскому учету (6-е издание).- СПБ.: «Издательский дом Герда», 2002, 560 с.

10. Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 640 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учетная политика организации