Учетная политика предприятия и управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и как следствие - исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.
На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Выделение управленческого учета в отдельную науку.
1.1. Необходимость ведения бухгалтерского учета на предприятии.
1.2. Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета.
Глава 2. Учетная политика предприятия и управленческий учет.
2.1. Общие требования к формированию учетной политики организации.
2.2. Документооборот как элемент учетной политики
2.3. Отчетность предприятия и ее роль в принятии управленческих решений.
Глава 3. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управленческий учет курсовая.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

1. рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  применяемые в организации счета,  необходимые для ведения синтетического  и аналитического учета;

2. формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  хозяйственных операций, по которым  не предусмотрены типовые формы  первичных учетных документов, а  также формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

3. методы оценки отдельных  видов имущества и обязательств;

4. порядок проведения  инвентаризации имущества и обязательств;

5. правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

6. порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после  её окончания.

Формы учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и технология обработки учетной информации наряду с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, методами оценки отдельных видов  имущества и обязательств, порядком проведения инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями являются обязательными элементами учетной  политики предприятия.

Первичные учетные документы  создаются, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Особое внимание следует  обратить на ужесточение с 1 января 1999 г. требований к оформлению первичных  документов. Эти требования изложены в Порядке поэтапного введения в организациях, независимо от формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном совместным постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29 мая 1998 г. №57а. Этим постановлением предусмотрено, что введение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемента учетной политики проводится с начала финансового года.

С января 2000г. первичные учетные  документы должны приниматься к  учету, если они составлены по унифицированным  формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по следующим разделам учета:

- сельскохозяйственной продукции  и сырья;

- труда и его оплаты;

- материалов, МБП, основных  средств и нематериальных активов;

- работ в капитальном  строительстве и в автомобильном  транспорте;

- работы строительных  машин и механизмов;

- результатов инвентаризации;

- кассовых и торговых  операций.

Маловероятна, но не исключена  возможность разногласий с контрольными органами по поводу правомерности принятия или неприятия к учету хозяйственных  операций, оформленных с нарушениями  упомянутого выше Постановления. Во избежания разногласий на этапе формирования учетной политики следует проанализировать существующую систему документооборота и применяемые формы первичных документов и учетных регистров в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства.

Следует обратить внимание на то, что последовательная унификация применяемых форм первичных документов - это одна из составляющих процесса реформирования бухгалтерского учета  и приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (Постановление  Правительства Российской Федерации "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" от 6 мая 1998 г. №283).

 

2.3. Отчетность предприятия  и ее роль в принятии управленческих  решений.

 

Система управленческой отчетности - один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны - получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т. е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений.

Система управленческой отчетности - это результат деятельности любой системы управленческого учета или, иначе говоря, продукт ее деятельности, то, для чего она создается на предприятии.

Для формировании системы управленческой отчетности требуется

  • определить форму, срок предоставления отчета и ответственного за его составление;
  • составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
  • наделить ответственного полномочиями координатора, т. е, административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
  • определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться.

Сроки предоставления и периодичность  управленческой отчетности - также  весьма важный параметр, существенно  влияющий на результативность всей системы.

Периодичность составления  управленческой отчетности - вопрос индивидуальный. Однако общим критерием выбора периодов составления отчетности является своевременность  принятия по данным отчетности управленческих решений, т. е., когда управленческие решения способны в начальной  стадии предотвратить развитие негативных тенденций, или наоборот, способствовать развитию позитивных тенденций. Так как на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

С некоторой степенью условности можно выделить три стандартных  временных периода, которые являются базовыми для организации учета  и предоставления практически всей отчетности на предприятии:

  • краткосрочная отчетность;
  • среднесрочная отчетность;
  • периодическая (стратегическая или долгосрочная) управленческая отчетности.

Краткосрочная отчетность - это предоставление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е. эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия и отражает важные и динамические стороны его деятельности. Краткосрочная отчетность содержит статистически обработанную или расчетную информацию и предоставляется наиболее часто: ежедневно и еженедельно. Основными пользователями такой отчетности являются менеджеры среднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческие решения на основе данной информации.

Среднесрочная отчетность составляется с периодичностью от раза в неделю до раза в месяц. Такая отчетность объединяет в себе, как правило, показатели деятельности предприятия им обязательно содержит данные прогнозирования на следующий период. Потребителями такой отчетности являются менеджеры более высокого уровня: руководство предприятия, менеджеры высшего звена. Так как многие решения, которые принимаются на основе управленческой отчетности, составленной в среднесрочный период, могут оказать существенное влияние на всю деятельность предприятия.

Долгосрочная отчетность составляется для целей установления связи с финансовой отчетностью, чтобы показать изменения и взаимосвязи между управленческими показателями и отчетными данными. Она составляется с периодичностью от раза в месяц до раза в полгода. В российской практике в связи с системой квартальной финансовой отчетности, долгосрочная управленческая отчетность является чисто стратегическим, аналитическим инструментом, так как реагировать на изменение ситуации необходимо с периодичностью раз в квартал, в соответствии с периодичностью финансовой отчетности.

В соответствии с этим огромное значение в российской практике приобретает  краткосрочная управленческая отчетность, которая должна отражать динамику изменений, в том числе и в налоговом  планировании.

Периодичность составления  внутренней отчетности определяет само предприятия и для каждой однородной группы центров ответственности  и сегментов индивидуально. При  этом важно иметь четкий график представления  отчетности.

Глава 3. Практическая часть

 

Задача 1

Имеются два производственных участка (места возникновения затрат) - А и В. Затраты на обработку (заработная плата работников участков и расходы  на содержание и эксплуатацию оборудования данных участков), собранные по данным участкам за период, составили:

ЗА = 32 421 руб.; ЗВ = 11 579 руб.

На рассматриваемых участках в течение периода было произведено  три вида продуктов (1, 2, 3) в количестве:

n1 = 20 шт.; n2 = 20 шт.; n3 = 30 шт.

Имеются данные о прямых материальных затратах на производство продуктов и нормативное время  обработки каждого вида продукции  на каждом из участков (табл. 1).

Таблица 1

Исходные данные для анализа

 

Продукт

1

2

3

Прямые затраты на материалы (руб.)

100

200

500

Нормативное время обработки        
единицы продукта на участке А      
(машино - часов)                 

1,5

4,0

3,0

Нормативное время обработки        
единицы продукта на участке В      
(машино - часов)                 

1,0

1,0

2,0


 

Необходимо рассчитать себестоимость каждого из произведенных продуктов.

Решение:

Стоимость машино-часа = Затраты  участка / Суммарное нормативное  время работы участка

Суммарное  нормативное  время работы каждого участка  определяется как сумма произведений нормативного времени обработки единицы каждого вида продукции на количество единиц данного продукта

Для участка А суммарное нормативное время работы составит: 
(1,5 x 20 + 4,0 х 20 + 3,0 х 30) = 200 машино-часов.

Для участка В суммарное нормативное время работы составит:

(1,0 х 20 + 1,0 х 20 + 2,0 х 30) = 100 машино-часов.

Такими образом, стоимость одного машино-часа составит:

На участке А - 32 421 / 200 = 162 руб.

На участке В – 11579 / 100 = 116 руб.

 

Себестоимость единицы продукта составит:

Продукт 1100 + 1,5 х 162 + 1,0 х 116 = 459 руб.

Продукт 2200 + 4,0 х 162 + 1,0 х 116 = 964 руб.

Продукт 3500 + 3,0 х 162 + 2,0 х 116 = 1218 руб.

 

Задача №2

После завершения процесса совместной обработки было получено два продукта: А - в количестве 200 л и Б - в количестве 600 л. Затраты на совместное производство составили 42 000 руб. В точке разделения продукт А имеет цену 60 руб. за литр, а продукт Б 80 руб. за литр.

Задание. Определить себестоимость единицы продукции на основе рыночной цены в точке разделения затрат.

Решение:

Для начала рассчитаем возможную  выручку от реализации полученных продуктов: 
продукта А : 200 л. Х 60 руб. = 12000 руб.

Продукта В: 600 л. Х 80 руб. = 48000 руб.

Общая сумма выручки составит :

12000 руб. + 48000 руб. = 60000 руб.

Далее определим долю продуктов  в общей сумме выручки :

Продукта А : 12000 руб. / 60000 руб. х 100 % = 20 % 
Продукта Б : 48000 руб. / 60000 руб. х 100% = 80 % 
Произведем распределение затрат относительно доли продуктов в сумме выручки:

На продукт А приходится: 42000 руб. х 20% = 8400 руб.

На продукт В приходится 42000 руб. х 80% = 33600 руб.

Себестоимость единицы продукта будет равна :

Для продукта А : 8400 руб. / 200 л. = 42 руб.

Для продукта В : 33600 руб. / 600 л. = 56 руб.

 

 

         Заключение

Таким образом, каждое предприятие имеет возможность  выбрать любой приемлемый для  себя вариант учета по тем или  иным вопросам в зависимости от специфики  деятельности предприятия. Эту возможность  предприятия имеют благодаря  учетной политике. Понятие "учетная  политика" впервые появилось в  истории российского бухгалтерского учета в связи с отказом  нашей страны от прежней административно - хозяйственной системы и перехода к рыночной экономике. Благодаря  гибкости учетной политики ее использование  предполагается всеми организациями  независимо от организационно-правовых форм.

Информация о работе Учетная политика предприятия и управленческий учет