Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и формирование учётной политики.
2. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта.
3. Содержание и основы разработки учетной политики.
4. Учетная политика предприятия организационный аспект.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

учетная политика бух.учкт.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

Изменения учётной политики на год, следующий за отчётным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчётности организации.

 

 

 

2. Выбор техники,  формы  и  организации бухгалтерского  учёта

 

Разработка рабочего плана  счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она  вправе из всей совокупности систематических  счетов выбрать действительно необходимые  для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы  субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при  необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а  также полную номенклатуру аналитических  счетов и их кодовые обозначения.

Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта  (журнально–ордерная,  мемориально–ордерная, упрощённая, машинно–ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, их построение, последовательность и  способы записи в них.

Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает  организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский  учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или  соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и  другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его  обязанности могут выполняться  главным бухгалтером или другими  работниками по письменному распоряжению руководителя организации.

 

СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРИИ

Определение количества и  сроков проведения инвентаризации имущества  и обязательств.  При проведении обязательных инвентаризаций для составления  годовой отчётности организациям предоставлено  право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество необязательных для инвентаризации основных средств в отчётном году, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской  отчётности в организации проводится инвентаризация имущества и обязательств, согласно приказа МФ РФ №49 от 13.06.95 г., в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание и основы разработки учетной политики

 

Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в конце восьмидесятых годов  в качестве вольного перевода на русский  язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и  правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения  бухгалтерского учета на предприятии  в условиях действующей нормативной  базы на данный момент времени” (5.С.48); “… совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий  хозяйствования” (2.С.7); “… это совокупность конкретных методов и форм ведения  бухгалтерского учета, объявляемая  предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.С.10). В приложении к приказу  Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия  понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета –  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.С.5). Данное определение совпадает  с определением метода бухгалтерского учета.

 Метод бухгалтерского  учета как наука сложился 500 лет  тому назад и никакой общественно  – экономический строй, как  показывает практика, не может  поменять его. Изменения же  происходят только в техническом  и организационном плане с  целью более рационального и  эффективного использования метода  бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учетная политика предприятия организационный аспект

 

Бухгалтерский учет на предприятии  может осуществляться:

- бухгалтерией, являющейся  самостоятельным структурным подразделением  данного предприятия;

- специализированной профессиональной  организацией на договорных началах,  том числе централизованной бухгалтерией; соответствующим специалистом на  договорных началах.

В первом случае речь о средних  и крупных предприятиях, на которых  выделение бухгалтерского учета  из общего управленческого процесса немыслимо. Остальные варианты ведения  учета используются малыми предприятиями, которых подчас содержание собственной  бухгалтерии – дорогостоящее  и нерациональное занятие.

Независимо от того, имеет  предприятие собственную бухгалтерию  или пользуется услугами сторонней  организации, ответственность за организацию  бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности  входит создание необходимых условий  для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями  и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка  оформления и представления для  учета документов и сведений.

 Главный бухгалтер  или лицо, исполняющее его функции,  несет ответственность за соблюдение  общих методологических принципов  бухгалтерского учета. Основные  его функции состоят в обеспечении  контроля и отражении на счетах  бухгалтерского учета всех осуществляемых  предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные  сроки бухгалтерской отчетности  и осуществлении (с другими  подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Структура бухгалтерской  службы.

В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия  учет на нем может быть организован  по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета  все работы по текущему обобщению  и систематизации информации, составлению  бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются  в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального  разделения труда и организации  действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.

При децентрализации учета  наряду с центральной бухгалтерией предприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Они  осуществляют законченный цикл учетных  работ, вплоть до составления отдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы  которого включаются в общий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованной формы необходимо отнести приближение учетного персонала  к производственным подразделениям, повышение оперативности и аналитичности учета.

Предприятия может применять  и смешанную форму организации  учета, когда лишь некоторые (наиболее крупные) подразделения составляют отдельный баланс либо когда бухгалтерские  службы подразделений выполняют  только часть учетных работ (приемку  и проверку первичных документов, учет расчетов с работниками, группировку  информации в разрезах, необходимых  для руководства подразделением, и др.).

Состав и соподчиненность  отдельных бухгалтерских подразделений  и работников определяют исходя из численности персонала и объема учетно-контрольных работ, вытекающего из масштабов хозяйственной деятельности предприятия, качества и рациональности постановки самого учета.

На небольших предприятиях функции ведения бухгалтерского учета распределяются между исполнителями, как правило, по предметному признаку: каждый исполнитель осуществляет весь комплекс работ на определенном участке  учета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.). Все  работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру.

На крупных и средних  предприятиях в составе бухгалтерской  службы предусматривается ряд подразделений (отделы, сектора). Они, как правило, выделяются так же по предметному  признаку. Внутри этих подразделений  работа может распределяться между  исполнителями по линейному (когда  работник обслуживает целиком какое-либо производственное подразделение) или  функциональному (когда работник выполняет  определенную группу операций) признаку.

Например, в состав бухгалтерии  предприятия может быть расчетный, материальный, производственный, сводный  отделы и другие подразделения. Расчетный  отдел обычно занимается комплексом работ по учету расчетов по оплате труда, расчетов с Фондом социального  страхования, Пенсионным фондом и другими  подобными органами, а также соответствующей  отчетностью. Материальный отдел отвечает за ведение учета и осуществление  контроля за наличием  и движением материальных ресурсов. Производственный отдел ведет учет затрат на производство, исчисляет себестоимость продукции. На сводный отдел возлагается обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности. Специальные подразделения бухгалтерии могут заниматься учетом капитальных вложений (при большом объеме капитального строительства), учетом готовой продукции и реализации, финансово-банковскими операциями, расчетами по налогам и неналоговым платежам в бюджет.

 

Заключение

 

Таким образом, каждое предприятие  имеет возможность выбрать любой  приемлемый для себя вариант учета  по тем или иным вопросам в зависимости  от специфики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия  имеют благодаря учетной политике. Понятие "учетная политика" впервые  появилось в истории российского  бухгалтерского учета в связи  с отказом нашей страны от прежней  административно - хозяйственной системы  и перехода к рыночной экономике. Благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми  организациями независимо от организационно-правовых форм.

 В работе был рассмотрен  перечень вопросов, на которые  должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом  деле он гораздо шире. По данному  вопросу в ПБУ 1/98 "Учетная  политика организации" сказано: "Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не  установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики  осуществляется разработка организацией  соответствующего способа, исходя  из настоящего и иных положений  по бухгалтерскому учету". Такое  расширение "области" учетной  политики оправдано, поскольку  диктуется многообразием реальной  хозяйственной жизни организации  и вытекает непосредственно из  анализа применения норм бухгалтерского  учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в  процессе формирования учетной  политики и должно обеспечить ""обратную" связь теории  и практики.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные  документы не могут предусматривать  всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания "может использовать", "могут быть", "разрешается" и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ "Учетная политика организаций" не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ " О бухгалтерском учете" введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.

Информация о работе Учетная политика