Учёт и анализ материально-производственных запасов, и их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы послужило изучение материально-производственных запасов. Не смотря на то, что изменения в учете материалов происходят довольно редко, эта тема остается актуальной. Ведь практически ни одна организация в своей деятельности не обходится без использования в своей деятельности материально-производственных запасов.
Поэтому важно знать, что является материально-производственными запасами, что к ним относят, какие основные задачи ставятся перед персоналом, ведущим учет материалов, и какие требования к нему предъявляются. Немаловажно знать и уметь заполнять и использовать основные документы по учету поступления и списания материалов. Также необходимо умело и грамотно проставлять бухгалтерские записи по оприходованию либо списанию запасов.

Содержание работы

Введение 3
Основные нормативные документы 5
Материально-производственные запасы их классификация, оценка, задачи учета 7
Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов 16
Учет производственных запасов на складах. Отчетность складов 24
Учет производственных запасов в бухгалтерии организации 27
Инвентаризация производственных запасов 33

Практическая часть
Краткая характеристика предприятия 39
Анализ оборачиваемости оборотных средств 41
Анализ материалоёмкости по прямым затратам 49
Анализ обеспеченности организации запасами 52
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методу трудоемкость является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную; что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

  При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства.

В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

 

 

    1. Инвентаризация производственных запасов

Основным направлением повышения эффективности использования материально-производственных запасов является наличие технически оснащенных складских помещений современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

Важное условие рационального использования запасов – усиление личной и коллективной ответственности и материальная заинтересованность работников структурных подразделений. В частности, для обеспечения контроля за сохранностью материально-производственных запасов организация должна заключать с работниками договоры о полной материальной ответственности, своевременно проводить инвентаризации и проверки.

Инвентаризация является важным приемом контроля за сохранностью материально-производственных запасов. Она позволяет контролировать правильность ведения бухгалтерского учета, его достоверность и сохранность запасов.

Инвентаризация материально-производственных запасов должна проводиться не реже одного раза в год и не ранее 1 октября. Сроки проведения инвентаризации определяет непосредственно руководитель организации.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает проводить инвентаризацию сырья, материалов при составлении годовой бухгалтерской отчетности, во всех других случаях – в период наименьших остатков ценностей на счетах.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации материально-производственных запасов обязательны:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
    • при смене материально ответственного лица;
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • в случае чрезвычайных ситуаций;
    • при реорганизации или ликвидации организации;
    • при бригадной материальной ответственности при смене бригадира, выбытии из бригады более 50 % ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, в присутствии материально ответственного лица, от которого получена расписка в том, что к началу инвентаризации все ценности им оприходованы, все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии.

При инвентаризации запасов проверяют наличие продукции, материалов на определенную дату путем пересчета, взвешивания, определения их объема и сопоставления фактических данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материальных запасов должна проводиться, как правило, в порядке расположения ценностей в данном помещении.

В процессе инвентаризации тщательной проверке подвергаются все первичные бухгалтерские документы, правильность принятых решений по пересортице материальных ценностей, недостачам и излишкам. Также при ревизии использования и сохранности материально-производственных запасов в организации следует проверять:

  • состояние складского хозяйства;
  • сохранность материально-производственных запасов, соблюдение порядка учета материалов;
  • работу по нормированию расходов материально-производственных запасов;
  • своевременность и правильность проведения инвентаризаций запасов, обоснованность списания потерь по нормам естественной убыли;
  • соблюдение и правильность установления нормы бесплатной выдачи спецодежды, спец.обуви и спецпитания.

Выявленные при инвентаризации ценности заносят в инвентаризационную опись, по данным которой затем составляют сличительную ведомость. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В результате инвентаризации могут быть выявлены:

  • соответствие фактического наличия материально-производственных запасов данным учета;
  • излишки ценностей, которые подлежат оприходованию и включению в состав дохода организации;
  • недостача материально-производственных запасов;
  • пересортица.

Недостача и потери от порчи материальных ценностей учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием запасов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в учете в следующем порядке:

Дт 10

Кт 91

- оприходование излишка  на финансовые результаты

Дт 94

Кт 10

- отражение недостачи  материалов по итогам инвентаризации

Дт 99

Кт 94

- списание недостачи материалов  в результате стихийных бедствий


Аналитический учет недостач, хищений и порчи материально-производственных запасов ведут по счету 94 по каждому виду материально-производственных запасов. При этом по ценностям, которые числятся в недостаче и на которые установлены нормы естественной убыли, рассчитывается недостача в пределах норм естественной убыли.

В случае недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством возмещению, записывается следующей проводкой на счетах бухгалтерского учета:

Дт 94

Кт 19

- списана сумма НДС  по недостающим материально-производственным  запасам


В случае обнаружения недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию), но после их оплаты сумма налога на добавленную стоимость, не подлежащая в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенная бюджету, восстанавливается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При этом оформляются следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

Дт 94

Кт 68

- восстановлена сумма  НДС по недостающим материально-производственным запасам на расчеты с бюджетом


Недостача в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства, а сверх установленных норм относится, как правило, на материально ответственное лицо приказом руководителя организации.

В этих случаях в бухгалтерском учете совершаются следующие записи:

Дт 20

Кт 94

- списаны недостачи материалов  в пределах норм естественной  убыли

Дт 73/2

Кт 94

- отнесены недостачи сверх  норм естественной убыли на виновное материально ответственное лицо на основании приказа руководителя

Дт 70

Кт 73/2

- удержаны суммы недостачи  с заработной платы материально  ответственного лица

Дт 50

Кт 73/2

- сумма недостачи внесена  МОЛ в кассу


Существенно улучшить учет материально-производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т. е. шире используя накопительные документы (лимитно-заборные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам и др.

 

 

 

 

Практическая часть

2.1 Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Дека» (ОАО «Дека») учреждено в октябре 1992 года. Государственная регистрация ОАО «Дека» произведена Администрацией г. В. Новгорода, Распоряжение     № 3490-рз от 23.10.1992 г. Общество действует на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах», Устава Общества.

Полное фирменное наименование Общества:

 На русском языке: Открытое  акционерное общество «Дека».

 На английском языке: Joint Stock Company «Deka».

Сокращенное наименование Общества:

На русском языке: ОАО «Дека».

Сведения об изменениях в наименовании и организационно-правовой форме:

Открытое акционерное общество «Дека» – введено 05.02.1997 г.

В соответствии со ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» Общество самостоятельно осуществляет ведение и хранение реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с правовыми актами РФ. Местонахождение:

Головной офис ОАО «Дека» (Штаб-квартира): 198099, г. Санкт-Петербург, ул. Гладкова, 15.

Телефон (812) 324 08 24; Факс (812) 324 08 24

Производство ОАО «Дека»: 173024, г. Великий Новгород, Проспект А.Корсунова, 34 Б.

Телефон (8162) 68 02 52; Факс (8162) 68 02 51

Аудитор ОАО «Дека» - аудиторская фирма ООО «Ревизор» (г. Великий Новгород)

 Место нахождения: ул. Даньславля,  дом 9А, г. Великий Новгород, почтовый индекс 173001

Лицензия: Лицензия на проведение общего аудита № Е006091 выдана Министерством финансов Российской Федерации 24 июня 2004 года сроком на пять лет.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство солода, пива, безалкогольных и слабоалкогольных  напитков, кваса, изделий деревообработки, другой продукции;
  • закупочная, посредническая деятельность, оптовая торговля;
  • получение, анализ, обработка и распространение коммерческой, научно-технической и другой информации, изучение спроса и предложения на отдельные виды продукции;
  • организация рекламы и оказание маркетинговых, товарообменных и посреднических услуг, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • осуществление   грузо- и пассажироперевозочных, транспортных, экспедиторских, сервисных и автосервисных работ и услуг;
  • организация общественного питания; осуществление лизинговых операций на территории России и за  рубежом;

Основные факторы риска, связанные с деятельностью Общества:

Существенная часть работы Совета директоров – контроль за рисками акционерного общества, управление рисками. Совет директоров ОАО «Дека» признает наличие рисков в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, оценивает и вырабатывает механизмы управления рисками Общества.

Информация о работе Учёт и анализ материально-производственных запасов, и их использования