Учёт нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Нематериальные активы — принципиально новый для отечественной теории и практики вид имущества, подлежащий бухгалтерскому учёту. Впервые в отечественной бухгалтерской практике нематериальные активы появились в мае 1988г. Но только для совместных предприятий с иностранным участием. В июле 1990г. использование нематериальных активов в бухгалтерском учёте было разрешено также для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Эти нововведения были вызваны тем, что новым законодательством СССР было предусмотрено внесение объектов нематериальной собственности в счёт вкладов в уставной капитал юридических лиц. До этого даже программы для ЭВМ учитывались в составе основных средств – электронно-вычислительных машин.

Файлы: 1 файл

Учёт НМА.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

Объекты, регулируемые авторским  правом

 

Программа для  ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств. К ней относятся также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и аудиовизуальные отображения.

База данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных.

Топология интегральных микросхем – зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Правовой формой подачи объектов авторского права является авторский договор. Договоры о передаче имущественных прав на программу ЭВМ, базу данных, топологию интегральных микросхем могут быть зарегистрированы в Российском агентстве по правовой охране указанных объектов по соглашению сторон6.

1.3. Отложенные затраты (организационные расходы)

Отложенные затраты  состоят из затрат по оплате услуг  консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в  период ее создания до момента регистрации.

Следует отметить, что  в состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладов участников (учредителей) в уставный капитал.

Возможность внесения указанных расходов хозяйственного товарищества или общества устанавливается п.6 ст.66 ГК РФ, согласно которой вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги или имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, если один из участников хозяйственного товарищества или общества при образовании этого юридического лица несет расходы по оформлению учредительных документов, то сумма этих расходов может быть передана в качестве вклада в уставный капитал создающегося хозяйственного товарищества или общества.

Расходы организации, связанные  с необходимостью переоформления учредительных  и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление  образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовление новых штампов и печатей и т.п., включают в состав общехозяйственных расходов организации и отражают по Дт 26 «Общехозяйственные расходы».

Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные  расходы производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

1.3 Деловая репутация организации.

В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации  может определяться в виде разницы  между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Положительную деловую  репутацию организации следует  рассматривать как надбавку к  цене, уплачиваемую покупателем в  ожидании будущих экономических  выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую  репутацию организации следует  рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи  с отсутствием факторов наличия  стабильных покупателей, репутации  качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.

В соответствии с п.28 ПБУ 14/2000 для целей бухгалтерского учета  величина приобретенной деловой  репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и сумму всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Приобретенная деловая  репутация организации в бухгалтерском  учете амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации), в налоговом учете – исходя из 10 лет (ст. 256-259 НК РФ). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости7.

Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.

Пример 1: организация приобрела предприятие по покупной стоимости 110 млн. р., оценочная стоимость составила 100 млн. р. Разница между покупной и оценочной ценой составляет 10 млн. р. – положительная деловая репутация.

Д04К76 – 10млн. – отражена положительная деловая репутация

Д26К04 – 41667 (10млн/20лет/12мес) – начислена амортизация по положительной  деловой репутации.

Пример 2: Предприятие, указанное в примере 1, организация приобрела за 90 млн.р. Разница – 10 млн. р. – отрицательная деловая репутация.

Д76К98 – 10млн – отражена отрицательная деловая репутация

Д98К91 – 41667 (10млн/20лет/12мес) – списана на финансовые результаты отрицательная деловая репутация.

Глава 2. Учёт операций с нематериальными  активами.

2.1. Оценка нематериальных активов.

 

В соответствии с п.6 ПБУ 14/2000 нематериальные активы принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

  • внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) – по договоренности сторон (согласованной стоимости), если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • приобретенных за плату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;
  • полученных безвозмездно у других организаций и лиц – по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), преданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установления такой цены, величина стоимости нематериальных активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых условиях приобретаются аналогичные нематериальные активы.

Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и  пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ)

Перечень основных фактических  расходов приведен  в п.6 ПБУ 14/2000. Данный перечень является открытым, т.е. предусматривает возможность включения в первоначальную стоимость нематериальных активов отдельных расходов, непосредственно связанных с приобретением и приведением нематериальных активов в состояние, в котором они пригодны к использованию.

Не включаются в фактические расходы на приобретение, создание нематериальных активов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов.

Нематериальные активы, поступающие в организацию в  порядке обмена на какое-либо имущество, оцениваются исходя из стоимости обмениваемого имущества.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной  валюте, производится в рублях по курсу  ЦБ РФ, действующему на дату приобретения объекта.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты  к учету, не подлежит изменению, кроме  случаев, установленных законодательством  РФ.

Положения гл.25 НК РФ практически  полностью повторяют требования к формированию стоимости НМА  в бухгалтерском учете, однако при одинаковом составе расходов их величина может не совпадать в связи с различиями в методике исчисления в бухгалтерском и налоговом учете.

2.2. Учет поступления и создания  нематериальных активов

 

Для учета нематериальных активов используется унифицированная форма первичной учетной документации №НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71-а, введена с 1 января 1997 г. Содержит такие реквизиты, как наименование организации, код по ОКПО, структурное подразделение, дата составления (в момент оприходования), код вида операции, документ на  момент оприходования, полное наименование, назначение объекта, первоначальная стоимость, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, код счета, на который производится отнесение начисленной амортизации, способ начисления амортизации, дата постановки на учет, документ о регистрации, сведения о движении и выбытии, причина выбытия, сумма выручки, сумма износа, краткая характеристика на оборотной стороне.

Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным  ценностям», субсчет 2 «НДС по приобретенным  нематериальным активам», и счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии  и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов  на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке.

При наличии в организации  нескольких видов нематериальных активов  значительной стоимости целесообразно  для каждого вида активов открывать  субсчета в соответствии с классификацией, принятой в организации.

Нематериальные активы могут поступать в организацию следующими способами:

  1. приобретение нематериальных активов за плату;
  2. создание нематериальных активов самой организацией;
  3. поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации;
  4. безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц;
  5. поступление нематериальных активов в обмен на другое имущество8

 

Приобретение  НМА за плату

Фактические расходы, связанные  с приобретением нематериальных активов сначала отражаются по Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 80-5 «Приобретение нематериальных активов») в корреспонденции со счетами учета расчетов.

При принятии нематериальных активов к бухгалтерскому учету  фактические расходы, учтенные на счете 08 субсчет 08-5, относятся на Дт счета учета нематериальных активов.

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Первичный документ

Дт

Кт

1. принят к оплате счет поставщика  по приобретению НМА

08-5

76,

60

Акт приемки-передачи (имущественных  прав при пользовании компьютерной программой и т.д.)

2. Отражена сумма НДС по приобретенному  НМА

19

60

76

Счет-фактура

3. Отражены расходы по доведению  НМА до состояния, пригодного  к использованию

08-5

60

76

Акт приемки-сдачи выполненных  работ

4. Отражена сумма НДС по оказанным  услугам по доведению НМА до состояния, пригодного к использованию

19

60

76

Счет-фактура

5. Произведена оплата поставщику  за приобретенный объект НМА  и услуги по его доведению  до состояния, пригодного к  использованию

60

76

51

Выписка банка по расчетному счету

6. НМА оприходован и введен в эксплуатацию

04

08-5

Карточка учета НМА

7. уплаченный НДС списан на  расчеты с бюджетом в момент  принятия НМА к учету

68

19

Карточка учета НМА


 

Пунктом 6 ПБУ 14/2000  предусмотрено, что если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, то фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

По-видимому, подразумевается  включение в стоимость НМА  процентов за отсрочку платежа в  рамках коммерческого кредита, следовательно, если по условиям договора с исполнителем проценты за отсрочку начисляются периодически в течение всего периода отсрочки, то начисленные суммы подлежат включению в НМА даже в том случае, когда актив уже принят к учету. Порядок начисления амортизации по НМА, приобретенных на условиях коммерческого кредита не ясен9.

Информация о работе Учёт нематериальных активов