Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа
Все более широкое использование нематериальных активов в российской экономике и внешнеэкономической деятельности объективно порождает потребность в углублении изучения вопросов их учета, анализа, оценки и аудита. Нематериальные активы — принципиально новый для отечественной теории и практики вид имущества, подлежащий бухгалтерскому учёту. Впервые в отечественной бухгалтерской практике нематериальные активы появились в мае 1988г. Но только для совместных предприятий с иностранным участием. В июле 1990г. использование нематериальных активов в бухгалтерском учёте было разрешено также для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Эти нововведения были вызваны тем, что новым законодательством СССР было предусмотрено внесение объектов нематериальной собственности в счёт вкладов в уставной капитал юридических лиц. До этого даже программы для ЭВМ учитывались в составе основных средств – электронно-вычислительных машин.
Введение 2
Глава 1. Сущность нематериальных активов в бухгалтерском учёте. 4
1.1. Понятие нематериальных активов. 4
1.2. Объекты интеллектуальной собственности 6
1.3. Отложенные затраты (организационные расходы) 10
1.3 Деловая репутация организации. 10
Глава 2. Учёт операций с нематериальными активами. 12
2.1. Оценка нематериальных активов. 12
2.2. Учет поступления и создания нематериальных активов 13
2.3. Учет амортизации нематериальных активов 19
2.4. Учет выбытия нематериальных активов 24
2.5. Передача прав на нематериальные активы 27
Заключение 30
Список литературы 31
Следует отметить, что в состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладов участников (учредителей) в уставный капитал.
Возможность внесения указанных расходов хозяйственного товарищества или общества устанавливается п.6 ст.66 ГК РФ, согласно которой вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги или имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, если один из участников хозяйственного товарищества или общества при образовании этого юридического лица несет расходы по оформлению учредительных документов, то сумма этих расходов может быть передана в качестве вклада в уставный капитал создающегося хозяйственного товарищества или общества. Расходы организации, связанные с необходимостью переоформления учредительных и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовление новых штампов и печатей и т.п., включают в состав общехозяйственных расходов организации и отражают по Дт 26 «Общехозяйственные расходы». Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные расходы производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.
В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
В соответствии с п.28 ПБУ
14/2000 для целей бухгалтерского учета
величина приобретенной деловой
репутации организации
Отрицательная деловая
репутация организации
Пример 1: организация приобрела предприятие по покупной стоимости 110 млн. р., оценочная стоимость составила 100 млн. р. Разница между покупной и оценочной ценой составляет 10 млн. р. – положительная деловая репутация.
Д04К76 – 10млн. – отражена
положительная деловая
Д26К04 – 41667 (10млн/20лет/12мес) – начислена амортизация по положительной деловой репутации.
Пример 2: Предприятие, указанное в примере 1, организация приобрела за 90 млн.р. Разница – 10 млн. р. – отрицательная деловая репутация.
Д76К98 – 10млн – отражена
отрицательная деловая
Д98К91 – 41667 (10млн/20лет/12мес)
– списана на финансовые результаты
отрицательная деловая
В соответствии с п.6 ПБУ 14/2000 нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость определяется для объектов:
Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) Перечень основных фактических расходов приведен в п.6 ПБУ 14/2000. Данный перечень является открытым, т.е. предусматривает возможность включения в первоначальную стоимость нематериальных активов отдельных расходов, непосредственно связанных с приобретением и приведением нематериальных активов в состояние, в котором они пригодны к использованию. Не включаются в фактические расходы на приобретение, создание нематериальных активов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов. Нематериальные активы, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оцениваются исходя из стоимости обмениваемого имущества. Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на дату приобретения объекта.
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
Положения гл.25 НК РФ практически полностью повторяют требования к формированию стоимости НМА в бухгалтерском учете, однако при одинаковом составе расходов их величина может не совпадать в связи с различиями в методике исчисления в бухгалтерском и налоговом учете.
Для учета нематериальных
активов используется унифицированная
форма первичной учетной
Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», и счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке. При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для каждого вида активов открывать субсчета в соответствии с классификацией, принятой в организации. Нематериальные активы могут поступать в организацию следующими способами:
Приобретение НМА за плату
Фактические расходы, связанные с приобретением нематериальных активов сначала отражаются по Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 80-5 «Приобретение нематериальных активов») в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При принятии нематериальных активов к бухгалтерскому учету фактические расходы, учтенные на счете 08 субсчет 08-5, относятся на Дт счета учета нематериальных активов.
Содержание операции |
Корреспондирующие счета |
Первичный документ | |
Дт |
Кт | ||
1. принят к оплате счет |
08-5 |
76, 60 |
Акт приемки-передачи (имущественных прав при пользовании компьютерной программой и т.д.) |
2. Отражена сумма НДС по |
19 |
60 76 |
Счет-фактура |
3. Отражены расходы по доведению НМА до состояния, пригодного к использованию |
08-5 |
60 76 |
Акт приемки-сдачи выполненных работ |
4. Отражена сумма НДС по |
19 |
60 76 |
Счет-фактура |
5. Произведена оплата поставщику за приобретенный объект НМА и услуги по его доведению до состояния, пригодного к использованию |
60 76 |
51 |
Выписка банка по расчетному счету |
6. НМА оприходован и введен в эксплуатацию |
04 |
08-5 |
Карточка учета НМА |
7. уплаченный НДС списан на расчеты с бюджетом в момент принятия НМА к учету |
68 |
19 |
Карточка учета НМА |
Пунктом 6 ПБУ 14/2000 предусмотрено, что если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, то фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. По-видимому, подразумевается включение в стоимость НМА процентов за отсрочку платежа в рамках коммерческого кредита, следовательно, если по условиям договора с исполнителем проценты за отсрочку начисляются периодически в течение всего периода отсрочки, то начисленные суммы подлежат включению в НМА даже в том случае, когда актив уже принят к учету. Порядок начисления амортизации по НМА, приобретенных на условиях коммерческого кредита не ясен9.
Пример приобретения НМА на условиях коммерческого кредита (Пример 3):
Организация на основании договора о полной уступке всех имущественных прав посредством агента, действовавшего от имени и за счет организации, приобрела исключительное право на программу для ЭВМ. Стоимость права составила 550000 р. Условиями договора предусмотрена отсрочка платежа в течение периода, не превышающего 3 месяцев с момента регистрации прав. За каждый день отсрочки организация обязалась уплатить продавцу 0.02% стоимости права, указанной в договоре. Вознаграждение агента – 18000 р., в т.ч. НДС 3000, сумма расходов, возмещенных агенту, составила 10000 р. плюс НДС. Организацией также подана заявка на регистрацию договора уступки прав, стоимость которой – 5000 р. Оплата стоимости права осуществляется через 5 дней после регистрации договора-уступки.
Решение: Д08-5К60 – 550000 – отражена стоимость права
Д08-5К60 – 5000 – отражена стоимость регистрации
Д08-5К60 – 15000 – отражена стоимость услуг агента
Д08-5К60 – 10000 – в стоимость права включены расходы, возмещенные агенту
Д19К60 – 3000 – выделен
НДС с комиссионного
Д19К60 – 2000 – выделен НДС по расходам агента
Д60К51 – 30000 – оплачена стоимость услуг агента и возмещенные расходы
Д04К08-5 – 580000 – на основании регистрации право отражается в составе НМА
Д60К51 – 550550 – оплачена стоимость прав с учетом процентов за отсрочку (550000+550000*0.02%*5)
Д08К60 – 550 – отражается величина начисленных процентов
Д04К08 – 550 – проценты включаются в стоимость НМА
Базы данных и программы ЭВМ подлежат включению в состав НМА только в том случае, когда организация приобретает исключительные права на них. Если организация приобретает базы данных и программы ЭВМ в пользование при сохранении исключительного права за организацией-правообладателем, то они не могут быть включены в состав НМА и должны учитываться в составе расходов будущих периодов (сч.97) с последующим равномерным списанием на текущие затраты в течение их срока полезного использования. В соответствии с п.7 ПБУ 14/2000 НМА считаются созданными в случае, если исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежит организации и имеются документы, выданные на имя организации в подтверждении прав на эти НМА.
Для учета затрат на создание НМА и калькулирования их первоначальной стоимости используется субсчет 08-5 «Приобретение НМА» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», при принятии НМА к бухгалтерскому учету фактические расходы, учтенные на счете 08 субсчет 08-5 относятся на Дт счета 04 «Нематериальные активы».
Пример 4: При создании НМА самой организацией (НИОКР) были отражены следующие операции:
Информация о работе Учёт операций с нематериальными активами