Учёт товарно-материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

В процессе производства, наряду со средствами труда, участвуют предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от средств труда, предметы труда участвуют и процессе производства только один раз и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.
Также производственные запасы (сырье, материалы, топливо и другие), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно.
Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы товарно- материальных запасов 5
1.1 Понятие и задачи ТМЗ 5
1.2 Классификация товарно-материальных запасов 7
2.3 Нормативно-правовое регулирование товарно-материальных запасов 9
2.4 Учет материальных запасов в бухгалтерии 11
2.5 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.6 Товарно-материальные запасы предприятия 21
2.7 Учет товарно-материальных запасов 22 2.8 Меры улучшения учета товарно-материальных запасов 23
3. Заключение 25
4. Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Управленческий Учёт.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

    Данные методические  рекомендации применяются в планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) как на субъектах промышленности, так и в организациях торговли, сферы услуг.

    3. Методические рекомендации  от 21.05.1997 "К стандарту бухгалтерского  учета 7 "Учет товарно-материальных  запасов"

    Настоящие методические  рекомендации имеют целью определение расходов, не включаемых субъектами в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых как расходы периода (расходы, понесенные в отчетном периоде) и обычно включающие: общие и административные расходы; расходы по реализации товарно-материальных запасов; расходы по процентам.

    В отличие от затрат  на производство продукции эти  расходы не зависят от объема  производства и определены как  постоянные расходы, не связанные  с конкретными видами реализованной  продукции или услуг, отсюда их целесообразнее исчислять по периодам времени, а не на основе объемов продукции. Субъект несет расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключается в том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальных запасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуется принципами осторожности соответствия. Таким образом, расходы периода - это показатели отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, тогда как показатели производственных затрат сначала включаются в остатки товарно-материальных запасов и отражаются как часть активов субъекта в балансе, а только потом становятся показателем отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Расходы периода списываются в том отчетном периоде, в котором они произведены, и не переносятся на последующие периоды в остатках нереализованной продукции и незавершенного производства. Эти вопросы важны, в частности, для принятия обоснованных решений в ценовой политике субъекта.

 

    2.4 Учет материальных  запасов в бухгалтерии

 

    Поступившие от материально  ответственных лиц склада документы  передают на таксировку, предварительно скомплектовав их в пачки и снабдив сопроводительными ярлыками. Первые экземпляры документов используют для дальнейшей учетной обработки, а вторые - остаются в местах хранения материалов, расположенные по группам ценностей и номенклатурным номерам. Их используют для справочных целей и выверки данных учета на складе и в бухгалтерии. После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии учетным группам (металлы, метизы, лесоматериалы и т.п.) в Накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведут по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по синтетическим счетам подраздела 1310 "Сырье и материалы" и группам материалов. В этой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении остаток на начало месяца из ведомости за прошлый месяц, приход и расход материалов по группе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий месяц и находят остаток на конец месяца по каждому синтетическому счету и группе материалов.  Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в Карточках учета материалов и Книге остатков материалов.

    Книга остатков материалов  в течение месяца хранится  в бухгалтерии и используется там для получения сведений об остатках материалов. В конце месяца книга передается из бухгалтерии на склад, где заведующий складом (кладовщик) проставляет в нее остатки материальных ценностей на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. Книга остатков материалов 1-3 числа следующего за отчетным месяца из склада возвращается в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов по группам и счетам по учету товарно-материальных ценностей (счета подраздела 1310 «Сырье и материалы»). Книга остатков материалов приведена ниже.

    В конце месяца данные  об остатках в Накопительной  ведомости синтетического учета  материалов по каждой учетной  группе в суммовом выражении  сверяют с итогами по группам  в Книге остатков материалов. Эти данные должны совпадать,  так как записи на складе (в карточках, а затем и в Книге остатков материалов), а также в бухгалтерии (в Накопительной ведомости синтетического учета материалов) производились на основании одних и тех же документов.

    В результате в первых  числах следующего за отчетным месяца бухгалтерия будет иметь сверенные с данными склада сведения по остаткам материалов в разрезе всех синтетических счетов и групп материальных ценностей.

    При большой номенклатуре  используемых материалов их фактическую  себестоимость можно рассчитать только в конце месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости, а поскольку движение происходит ежедневно, возникает потребность в использовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен, называемых учетными. По окончании месяца рассчитываются суммы и процент отклонений для доведения учетной стоимости материалов до их фактической себестоимости.

    В бухгалтерии на основе  Накопительной ведомости синтетического  учета материалов (при сальдовом  методе) или Отчетов материально ответственных лип об остатках и движении материальных ценностей (если сальдовый метод не применяется) составляется ведомость "Движение материалов в денежном выражении". В ней показывают остатки и движение материальных ценностей по складам или материально ответственным лицам, а так же производят расчет среднего процента отклонений по данным об остатках и приходе материалов за месяц по фактической себестоимости и учетным ценам.

    По найденному проценту  учетная стоимость израсходованных  материальных ценностей доводится до фактической. Ведомость состоит из двух разделов. В первом разделе производится свод данных о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, определяется сумма и процент отклонений, находится сумма отклонений на остаток материалов, подлежащая списанию.

    Во втором разделе  ведомости на основе данных "Накопительных  ведомостей синтетического учета  материалов" или "Отчетов об  остатках и движении материальных  ценностей", составленных материально  ответственными лицами, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости.

    Данные этого раздела  сверяются с Главной книгой  по счетам подраздела 1310 "Сырье  и материалы". Из ведомости  видно, что отклонения (+, -) фактической себестоимости израсходованных материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам, отнесенной в дебет счетов подразделов 8012 «Материалы», 8032 "Материалы", 8042 "Материалы",  списываются в дебет тех же счетов. В бухгалтерии на основе первых экземпляров документов на расход материалов составляют разработочную таблицу "Распределение расхода материалов", в которой указывают цехи и счета - потребители, заказы, статьи затрат и другие объекты учета или калькуляции и расход материалов по учетным ценам. На основе таблицы делают записи в ведомость ''Затраты цехов" (дебет счетов подразделов 8012, 8034, 8042, кредит счетов 1310, 1311, 1312, 1313, 1314, 1315 и 1317). В целях осуществления систематического контроля за сохранностью ценностей бухгалтерией должны проводиться контрольно-выборочные проверки остатков отдельных видов материалов в натуре; не менее важная задача - организовать контроль за использованием материалов в производстве.

    Материалы,  оставшиеся в цехах на конец  месяца неиспользованными (нераскроенными, неподвергшимися обработке), необходимо списать со счетов производства на соответствующие счета материалов по данным их инвентаризации и оценки (дебет счетов подраздела 1310 «Сырье и материалы», кредит счетов 8012, 8032, 8042). Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списывают на счета производства (дебет счетов 8012, 8032, 8042 кредит счетов подраздела 1310 «Сырье и материалы»). Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие методы: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям, инвентаризация (инвентарный метод). При документальном оформлении отклонений от норм при замене одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм, оформляется "Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала". Для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуются методом раскроя по партиям.

    При этом  методе учет осуществляется мастерами-распорядителями,  диспетчерским бюро цеха в  учетных (раскройных) картах, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала. В учетных картах исходя из технологических карт раскроя указывается, какое количество и каких заготовок должно быть получено в результате раскроя данной партии, а также количество отходов (по нормам). В карты, кроме того, заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей), фактически изготовленных из этой партии, а также фактическое количество отходов. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сопоставляется с нормативным. Расход материалов по нормам определяется путем умножения количества выработанной продукции на действующую норму расхода. Экономия или перерасход определяется путем сопоставления количества фактически израсходованных материалов с нормативным расходом на фактический выпуск продукции.

    Аналогичный  контроль осуществляется и в  отношении отходов. В учетной  карте указываются причины отклонений  и лица, ответственные за раскрой  материалов.

    При невозможности  или нецелесообразности применения учета по партиям отклонения выявляются по каждому виду материалов по отдельным исполнителям, бригадам, отделениям или по цеху в целом (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц) с помощью периодических инвентаризаций.

    На основании  данных текущего учета цехи (участки) должны представлять в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании материалов в производстве и об отклонениях от норм с указанием причин экономии или перерасхода. Движение материалов на счетах бухгалтерского учета отражается следующими бухгалтерскими записями:

    1. Оприходованы  на склады материальные запасы, поступившие от поставщиков: дебет  счетов подраздела 1310 «Сырье и  материалы» (1310-1315, 1317) - на стоимость  материальных ценностей (без НДС), поступивших от поставщиков, являющихся плательщиками НДС в Республике Казахстан,

    дебет счета  1420 "Налог на добавленную стоимость  к возмещению - на суммы НДС,  включенные в счета-фактуры поставщиков,  являющихся плательщиками НДС;

    кредит счета  3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму счета-фактуры.

    2. Оприходованы  материалы, полученные от ликвидации  основных средств по цене возможного  использования:

    дебет счета  1315 "Прочие материалы";

    кредит счета  6210 "Доход от реализации основных  средств".

    3.  Оприходованы  материалы, полученные от неисправного  брака в производстве, отходы  производства, произведен возврат  материалов из производства на  склады:

    дебет счетов 1310 "Сырье и материалы", 1311 "Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали", 1312 "Топливо", 1314 "Запасные части", 1315 "Прочие материалы":

    кредит счетов 2930 "Незавершенное строительство", 7210 "Общие и административные  расходы", 7510 "Доходы (убытки) от  стихийных бедствий", 7510 "Доходы (убытки) от прекращенных операций", 8012 "Материалы". 8032 "Материалы". 8042 "Материалы".

    4. Оплачены (приняты)  расходы по транспортировке, погрузке  и разгрузке, хранению материалов  на складах, не принадлежащих  данному предприятию:

    дебет счетов  подраздела 1310 «Сырье и материалы» (счета 1310-1317);

    кредит счетов 3310 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками", 1251 "Задолженность  работников и других лиц", 1040 "Наличность на расчетном счете", 1010 "Наличность в кассе в  национальной валюте", 3350 "Расчеты  с персоналом по оплате труда", 3394-3398, 3210 "Прочие", а также счета 3140 "Прочие", подраздела 63 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Социальный налог".

    5. Отпущены  материалы со складов:

    кредит счетов  подраздела 1310 «Сырье и материалы» (1310, 1311, 1312, 1313, 1314, 1315, 1317);

    дебет счета  1316 "Материалы, переданные в  переработку" - на стоимость материалов, переданных в переработку и  переработку в порядке толлинговых  операций,

    дебет счетов 8012 "Материалы", 8032 "Материалы", 8042 "Материалы" - на стоимость материалов, отпущенных основному и вспомогательному производствам, на исправление брака и социальной сфере,

    дебет счета  7210 "Общие и административные  расходы" - на стоимость материалов, израсходованных на ремонт и  содержание зданий, сооружений и оборудования общехозяйственного назначения и управления.

    дебет счета  7410 "Прочие" - на стоимость материальных  ценностей, реализованных на сторону,  дочерним (зависимым) товариществам  в оценке по их фактической  себестоимости,

    дебет счетов  подраздела "Доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций" (счета 7510) - расход материалов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясение, наводнение, сель).

    На договорную  стоимость реализованных материальных  ценностей дебетуют счета 1210 "Счет к получению", 1220 "Задолженность дочерних товариществ", 1230 "Задолженность зависимых товариществ", 1230 "Задолженность совместно-контролируемых товариществ" и кредитуют счет 6210 или 6280 "Прочие" (операции по начислению НДС производятся в общеустановленном порядке и в данном параграфе не приводятся).

    Списание израсходованных  материалов на счета-потребители  производится по их фактической  себестоимости.

    Следует иметь  в виду, что себестоимость реализуемых  товарно-материальных запасов признается как расход в том отчетном периоде, в котором признается связанный с ними доход. Сумма любых списаний до чистой стоимости реализации и все потери товарно-материальных запасов признаются как расход в течение того отчетного периода, в котором произошло списание или понесен убыток.

    Сумма восстановления  стоимости ранее списанных товарно-материальных  запасов, в результате повышения  чистой стоимости реализации, признается  как снижение себестоимости реализованных  товарно-материальных запасов в том отчетном периоде, в котором происходит повышение стоимости.

 

      2.5 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

      Товарищество  с ограниченной ответственностью "ТАМАРА", в дальнейшем Товарищество, является правопреемником всех прав и обязанностей согласно передаточного акта и баланса Частного Предприятия "ТАМАРА", создано Учредителем, в дальнейшем Участником, гражданином Республики Казахстан: Марар Иваном Васильевичем, паспорт серии (удостоверение №) 111 - ФЛ № 653777. выдан(о) Кустанайским ГОВД 29.01.1981г., прописан(я) по адресу; г, Костанай, 8 мкр-н., д. 17, кв. 82 .

Информация о работе Учёт товарно-материальных запасов