При
этом рабочий план счетов целесообразно
вынести в отдельное приложение
к учетной политике и представить
его в форме таблицы, где в
первой графе указаны счета синтетического
учета, во второй субсчета, а в третьей
– счета аналитического учета
первого порядка, открываемые к
субсчетам, в четвертой (при необходимости)
– счета аналитического учета
второго порядка, открываемые к
счетам второго порядка и т.д.
При разработке перечня аналитических
счетов следует руководствоваться
требованиями Инструкции по применению
Плана счетов, а также спецификой
организации и процесса управления,
производства и реализации продукции.
3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Понятие и задачи учетной политики для целей налогообложения
Наиболее
актуальными в настоящее время,
в период становления и усовершенствования
системы налогообложения в РФ
представляются вопросы, связанные
с легализацией и одновременной
оптимизацией налогообложения предприятий
и организаций. Знание налогового законодательства
позволяет грамотно подойти к
решению данного вопроса. Для
того чтобы разумно подойти к
расчету предполагаемых налогов
следует с помощью учетной
политики создать модель минимизации
налогов, приемлемую для конкретной
организации. При разработке учетной
политики предстоит решить следующие
задачи:
- сделать бухгалтерский учет
прозрачным и доступным в понимании, позволяющим
осуществить анализ хозяйственной деятельности
предприятия;
- создать оптимальную систему
налогового учета;
- предусмотреть определенные
направления минимизации налогов, не противоречащие
действующему законодательству;
- создать систему организации
бухгалтерской службы, которая способствовала
бы своевременному и четкому документообороту
и учету информации.
Учетная
политика, отвечающая на все вышеперечисленные
задачи, может стать реальным источником
необходимой информации, который
сможет оказать настоящую помощь
организации, а не тем формальным
документом, который организация, во
избежание проблем, должна представить
в налоговый орган. При разработке
учетной политики, как уже отмечалось,
необходимо учитывать специфику деятельности
организации.11
Понятие
учетной политики для целей налогообложения
базируется на ряде законодательных
налоговых документов. Так п. 1 ст.
167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»
НК РФ установил:
- принятая организацией
учетная политика для целей налогового
учета утверждается соответствующими
приказами, распоряжениями руководителей;
- учетная политика
для целей налогообложения применяется
с 1 января года, следующего за годом утверждения
ее соответствующим приказом руководителя
организации;
- учетная политика
для целей налогообложения, принятая организацией,
является обязательной для всех подразделений
организации;
- учетная политика
для целей налогообложения, принятая вновь
созданной организацией, утверждается
не позднее окончания первого налогового
периода и считается применяемой со дня
создания организации.
В ст.
313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций»
НК РФ установлено, что порядок ведения
налогового учета устанавливается
налогоплательщиком в учетной политике
для целей налогообложения, утверждаемой
соответствующим приказом руководителя
организации. Изменение порядка
учета отдельных хозяйственных
операций и объектов в целях налогообложения
осуществляется налогоплательщиком в
случае изменения законодательства
о налогах и сборах или применяемых
методов учета.
Итак,
понятие «учетная политика» установлено
как законодательными документами
в области бухгалтерского учета,
так и законодательными документами
в области налогообложения, соответственно
учетная политика должна нести в
себе два этих направления. Каждая организация
выбирает для себя свой приемлемый
метод.
Разработка учетной политики для целей налогообложения
Разработка
учетной политики начинается с тщательного
изучения нормативных документов, которыми
для целей налогового учета является
Налоговый кодекс РФ, включающий в
себя две основные главы: гл. 21 «Налог
на добавленную стоимость» и гл.
25 «Налог на прибыль организаций».
Учетная
политика для целей налогового учета
должна формироваться исходя из требования
НК РФ, в соответствии с которым
данные налогового учета должны отражать:
порядок формирования суммы доходов
и расходов; порядок определения
доли расходов, учитываемых для целей
налогообложения в текущем налоговом
периоде; сумму остатка расходов
(убытка), подлежащую отнесению на расходы
в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых
резервов; сумму задолженности по
расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
В учетной
политике для целей налогообложения
должны быть отражены: порядок и
схема определения доли расходов
(распределение прямых расходов между
готовой продукцией и объектами
незавершенного производства), а также
состав и порядок формирования сумм
отдельных резервов.
При
формировании суммы доходов и
расходов следует иметь в виду,
что по целому ряду позиций требования
налогового законодательства отличаются
от положений по бухгалтерскому учету.
Эти различия должны быть выделены
особо, и при разработке форм первичных
документов налогового учета целесообразно
предусмотреть дополнительные графы
или строки для наглядного представления
этих расхождений.
В часть
учетной политики, которая регулирует
организацию налогового учета, следует
включить пункты, определяющие: ответственного
за организацию налогового учета; ответственного
за ведение налогового учета; формы
первичных документов и регистров налогового
учета; график документооборота или сроки
и состав документов, предоставляемых
лицу, ведущему налоговый учет.
Обязательными
реквизитами в формах аналитических
регистров налогового учета для
определения налоговой базы являются:
наименование регистра; период составления;
измерители операции в натуральном
и в денежном выражении; наименование
хозяйственных операций; подпись
и расшифровка подписи ответственного
лица. В регистрах налогового учета
не указывают два реквизита, обязательные
для регистров бухгалтерского учета:
наименование организации, от имени
которой составлен документ и
наименование должностей лиц, ответственных
за совершение хозяйственных операций
и правильность их оформления. Данное
обстоятельтсво следует учитывать
при формировании и утверждении
графика документооборота, состава
должностных лиц, имеющих право
подписи первичных документов налогового
учета, и других элементов. В этом
же разделе учетной политики для
целей налогообложения целесообразно
отразить выбор метода определения
выручки от реализации продукции. Далее
необходимо определить форму, в которой
будет осуществляться налоговый
учет. На практике выбор осуществляется
из двух форм: ручной или автоматизированной.12
В части
учетной политики для целей налогообложения,
раскрывающей методологические аспекты,
должны быть отражены следующие вопросы:
- Дата признания отдельных видов
доходов исходя из требований ст. 271 НК
РФ, который определяет дату получения
дохода для внереализационных доходов.
- Условия, на которых заключены
действующие кредитные договора, а также
порядок распределения доходов или определения
доли дохода, приходящийся на каждый отчетный
период. Датой получения дохода является
последний день отчетного периода – по
доходам: в виде сумм восстановленных
резервов; в виде распределенного в пользу
налогоплательщика при его участии в простом
товариществе дохода; по доходам от доверительного
управления имуществом; по иным аналогичным
доходам.
- Следует указать, в каких периодах
предполагается получение дохода и, следовательно,
отражение в налоговом учете. Например,
восстановленные резервы должны быть
отражены в составе доходов в четвертом
квартале отчетного года, а суммы по договору
простого товарищества и договору доверительного
управления имуществом в первом или втором
квартале.
- Если организация получает
доходы от сдачи имущества в аренду, в
учетной политике целесообразно отразить
основные условия арендных договоров,
а также сроки и размеры предполагаемых
поступлений.
- Если предполагается разработка
или демонтаж объектов основных средств
и, следовательно, получение дохода в виде
стоимости полученных материалов или
иного имущества, в учетной политике целесообразно
определить состав комиссии по ликвидации
основных средств, а также принципы и схему
определения стоимости активов, полученных
от разработки.
- Организация может также получать
доходы в виде сумм кредиторской задолженности,
списанных в связи с истечением срока
исковой давности. Если на момент формирования
учетной политики существует кредиторская
задолженность, по которой имеется вероятность
списания, в учетной политике целесообразно
указать состав такой задолженности, сумму,
а также наиболее вероятные сроки ее списания.
- В учетной политике необходимо
определить состав расходов с подразделением
их на прямые и косвенные, а также следует
отразить конкретный порядок распределения
сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика,
которые не могут быть непосредственно
отнесены на затраты по конкретному виду
деятельности, распределяются пропорционально
доле соответствующего дохода в суммарном
объеме всех доходов налогоплательщика.
Материальные расходы учитываются так
же, как и для целей финансового учета.
Учет расходов на оплату труда, принимаемых
для целей налогообложения, ограничена
требованиями законодательства. В то же
время руководство организации может
принять решение о выплате отдельных сумм,
которые относят к расходам по оплате
труда, в размерах, превышающих установленные
законодательно. В этом случае в учетной
политике следует отразить все те виды
расходов, по которым выплаты производятся
в повышенном размере.
- В учетной политике для целей
налогообложения должен быть указан выбранный
способ начисления амортизации по каждой
группе объектов основных средств. Кроме
того целесообразно указать критерии
отнесения объектов основных средств
к амортизационным группам.
- Особенности учета прочих расходов
заключается в том, что каждый из видов
прочих расходов имеет свои особенности
учета, большая часть которых подлежит
раскрытию в учетной политике для целей
налогового учета. Если между схемами
бухгалтерского и налогового учета имеется
различие, этот факт необходимо отразить
в учетной политике с указанием вида расходов,
а также схем учета и оценки возможных
расходов. Если по так называемым нормируемым
видам расходов (командировочные, представительские)
организацией установлены более высокие
нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной
политике следует указать эти виды расходов,
повышенные нормы расходов, оценку вероятных
расхождений между данными бухгалтерского
и налогового учета и порядок корректировки
данных.
- Организациям, осуществляющим
операции, связанные с арендой объектов
основных средств, в учетной политике
целесообразно отразить условия арендных
договоров, а также сему распределения
расходов между различными объектами
и видами деятельности организации.
- Если в очередном налоговом
периоде предполагается выпуск ценных
бумаг, целесообразно отразить размер
вероятной эмиссии, ссылку на решение
общего собрания общества об эмиссии ценных
бумаг, а также оценить расходы, связанные
с эмиссией.
- Убытки по состоянию на дату
формирования учетной политики могут
быть оценены и должны быть отражены в
учетной политике, при этом целесообразно
указать следующие данные: дата и причина
образования убытка; размер убытка; порядок
и сроки списания.
- Когда предполагается создать
резерв сомнительных долгов в учетной
политике следует отразить следующие
данные: состав сомнительных долгов –
по суммам, должникам и срокам возникновения;
размер создаваемого резерва; сумма резерва,
подлежащая списанию в каждом отчетном
периоде.
- При создании резерва на гарантийное
обслуживание и гарантийный ремонт в учетной
политике целесообразно указать: состав
создаваемых резервов по видам реализуемых
товаров; схему расчета резерва; порядок
и сроки уточнения резерва.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
проведенной работы можно сделать
следующие выводы. Учетная политика
– это совокупность способов ведения
бухгалтерского учета, избранных предприятием
в качестве соответствующих условий
хозяйствования, т.е. это порядок
осуществления первичного наблюдения,
стоимостного измерения, текущей группировки
и итогового обобщения фактов
хозяйственной деятельности предприятия,
или реализация метода бухгалтерского
учета.
Учетная
политика на предприятиях разрабатывается
главным бухгалтером и утверждается
руководителем предприятия на основании
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Основными
задачами учетной политики являются:
максимально объективно отразить деятельность
предприятия, сформировать полную и
достоверную информацию о ней
в целях эффективного управления
работой предприятия. Учетная политика
формируется путем выбора способов
ведения бухгалтерского учета из
нескольких определенных положений
по бухгалтерскому учету.
Различают
три раздела учетной политики
– организационно-технический, методический
раздел учетной политики для целей
бухгалтерского учета и для целей
налогообложения. Для того чтобы
разумно подойти к расчету
предполагаемых налогов следует
с помощью учетной политики создать
модель минимизации налогов, приемлемую
для конкретной организации.
Учетная
политика для целей налогового учета
должна формироваться исходя из требования
НК РФ, в соответствии с которым
данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы
доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов,
учитываемых для целей налогообложения
в текущем налоговом периоде;
- сумму остатка расходов (убытка),
подлежащую отнесению на расходы в следующих
налоговых периодах;
- порядок формирования сумм
создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам
с бюджетом по налогу на прибыль.
Учетная политика,
являющаяся реализацией одного и
того же метода бухгалтерского учета,
неодинакова в разных организациях.
Возможность выбора конкретных способов
оценки, калькуляции, состава и порядка
ведения счетов, особенности их использования
– это составляет степень свободы
организации в формировании учетной
политики.
Основное назначение и главная
задача принимаемой учетной политики
– максимально адекватно отразить
деятельность организации, сформировать
полную, объективную и достоверную информацию
о ней, полезную для принятия эффективных
экономических решений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Любушин Н.П., Жаринов В.В.
Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.
- Захарин В.Р. Теория бухгалтерского
учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004.
– 303 с.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации»
ПБУ 1/98. Приказ Министерства финансов
РФ от 09.12.1998 г. № 60 н.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально-производственных
запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства
финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
Приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001
г. № 26н.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ
Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №
32 н.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ
Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №
33 н.
- Новикова Т.А. Учетная политика
организаций, как инструмент оптимизации
налогообложения // Финансы. – 2003. – №
5. – С. 29-33.
- Васильева Н.А. Учетная политика
организации // Бухгалтерский учет. – 2003.
– № 24. – С. 31-35.
- Налоговый кодекс Российской
Федерации: Ч. 2. Принят 19.07.2000: С изм. и доп.
на 15.04.03. – М.: Проспект, 2003. – 372 с.
- Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность организации»
ПБУ 4/99. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. №
43н.
1 Любушин
Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского
учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 195.
2 Захарин
В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник.
– М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – С. 262.
3 Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» ПБУ 1/98. Приказ Министерства
финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60 н.
4 Захарин
В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник.
– М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – С. 264 – 265.
5 Любушин
Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского
учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 200-201.
6 Положение
по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных
запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства
финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
7 Положение
по бухгалтерскому учету «Учет основных
средств» ПБУ 6/01. Приказ Министерства
финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
8 Положение
по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
ПБУ 9/99. Приказ Министерства финансов
РФ от 06.05.1999 г. № 32 н.
9 Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
ПБУ 10/99. Приказ Министерства финансов
РФ от 06.05.1999 г. № 33 н.