Управленческий бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности (например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.

Содержание работы

Понятие центров ответственности, их классификация____2-3стр.
Учёт по центрам затрат______________________________4-8стр.
Учет и отчетность по центрам прибыли________________9-14стр.
Отчет центра инвестиций___________________________15-18стр.
Трансфертные центры______________________________19-20стр.
Список литературы___________________________________21стр.

Файлы: 1 файл

Бух.управленческий учёт.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

  1. Понятие центров ответственности, их классификация____2-3стр.
  2. Учёт по центрам затрат______________________________4-8стр.
  3. Учет и отчетность по центрам прибыли________________9-14стр.
  4. Отчет центра инвестиций___________________________15-18стр.
  5. Трансфертные центры______________________________19-20стр.
  6. Список литературы___________________________________21стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие центров ответственности, их классификация

 

     Центр ответственности - это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.

     В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности (например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.

     По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности разделяются на три вида:

  • центр затрат;
  • центр прибыли;
  • центр инвестиций.

     В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.

     В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставляя доходы и расходы по центру, определяют прибыль. Основная цель центра прибыли - получение максимально высокой прибыли.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в  том числе инвестиции в собственные  активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации.

     По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: ва снабжение, производство, сбыт продукции, центр управления.

     Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.

     Центр ответственности за производство планирует, учитывает и контролирует затраты на производство продукции, объем и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляет ее себестоимость.

     Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукций (работ, услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.

     Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролирует затраты на их функционирование и определяет эффективность своей деятельности.

     Основой функционирования центров ответственности является сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета является, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимают, как правило, только затраты, контролируемые соответствующим центром.

     Особенно важно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Для осуществления пересчета затраты делят на переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете затрат переменные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства; полупеременные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства и коэффициент зависимости данного вида расходов от объема производства; постоянные расходы корректировке не подлежат.

     Сопоставление фактических затрат с затратами по смете осуществляют в отчете об исполнении сметы, в котором обычно указывают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фактические расходы и отклонение фактических затрат от сметных.

     Центры прибыли помимо отчета об исполнении сметы составляют отчеты по прибыли.

   Система учета по центрам ответственности может быть эффективным средством управления затратами и прибылью, если будут соблюдены следующие условия:

  • обоснованный выбор перечня центров ответственности;
  • сметы затрат по центрам должны быть хорошо обоснованы и стимулировать уменьшение затрат;
  • правильный выбор контролируемых расходов;
  • обоснованный выбор ответственных за расходы, доходы и прибыль;
  • обеспечение взаимосвязи отчетности центров ответственности различных уровней;
  • система учета по центрам ответственности должна функционировать параллельно с системой финансового учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учет по центрам  затрат

 

     Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы.        Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

     Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная операция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или другая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделения центров затрат является единство выполнения операций и функций и используемого оборудования.

Выбор центров затрат зависит  от организационных и других особенностей организации, а также от целей, поставленных ее руководством. Следует учитывать, что с увеличением центров  затрат эффективность контроля за затратами  повышается с одновременным увеличением  расходов на ведение учета. Менеджеры  должны установить оптимальное сочетание  затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля за затратами  по каждому центру затрат.

     На выбор центров затрат большое значение оказывает возможность закрепления ответственности руководителей структурных подразделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схемой организации предприятия и перечнем должностных обязанностей каждого работника организации. При необходимости в должностные обязанности работников вводятся соответствующие изменения.

     Определение центров затрат начинают с низшего уровня управления затратами - отдельных исполнителей. За каждым исполнителем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых зависит от него.

     После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут включать ответственность за затраты как данного уровня, так и за затраты центров предшествующих уровней.

     По каждому центру затрат ответственность соответствующих руководителей или исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут контролироваться частично.

 

 

 

     При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов.     Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом.

     Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой статьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руководителя организации, утверждающего штатное расписание.

Фактор времени также  влияет на контролируемость отдельных  затрат.

Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение  срока действия договора на аренду является неконтролируемой. Однако в  перспективе сумма арендной платы  может быть изменена или может  быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих  активов.

После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету  затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно  контролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.

     Для организации контроля затрат по каждому центру важное значение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для этого на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный аналитический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).

     Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании первичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвенные расходы по центрам делятся на два вида:

  • непосредственно относящиеся к данному центру затрат;
  • распределяемые из других центров затрат.

     Некоторые организации относят на затраты центра только те накладные расходы, которые возникают в данном центре. Ставка накладных расходов по таким центрам определяется делением суммы накладных расходов на объем продукции (работ, услуг) данного центра, который может быть выражен в единицах изделий их стоимости человеко- или машино-часах, прямой заработной плате. Остальные накладные расходы в таких организациях распределяют по соответствующим ставкам, минуя центры затрат.

     В организациях, распределяющих накладные расходы обоих видов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов.

     Эффективность функционирования центров затрат во многом зависит от содержания отчетов по центрам затрат. Основными принципами этой отчетности являются:

  • включение в отчет только контролируемых расходов;
  • укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхождения от низшего уровня управления к высшему;
  • включение в отчет информации об отклонениях, позволяющей реализовать принцип управления по отклонениям. Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении о том, что менеджеру более высокого уровня управления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5%), то менеджерам более высокого уровня управления представляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в пределах своих полномочий или представляет соответствующую информацию вышестоящему руководителю.

Пример составления отчетов  центрами затрат различного уровня.

Таблица :

ОТЧЕТЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ  ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ, ТЫС. РУБ.

Контролируемые  затраты 

Затраты

Отклонения по затратам (+, -)

по смете 

фактически 

за месяц 

с начала года

Отчет мастера отделения  № 1

1. Материалы 

100

98

-2

-1

2. Заработная плата прямая 

50

51

1

+0,5

3. Заработная плата обслуживающих  рабочих 

22

22,5

+0,5

+0,3

4. Топливо и энергия  на технологические цели 

18

19

1

+0,7

5. Эксплуатация и ремонт  оборудования 

20

19,5

-0,5

-0,5

6. Прочие расходы 

10

10,5

+0,5

-0,3

7. Итого затрат 

220

220,5

+0,5

-0,3

Отчет начальника цеха № 1

1 . Содержание аппарата  управления цеха 

40

41

1

-

2. Содержание прочего  цехового персонала 

30

29

-1

-2

3. Содержание текущего  ремонта здания, сооружений, инвентаря 

100

102

2

-1

4. Непроизводительные расходы 

X

2

2

5

5. Прочие расходы цеха 

30

29

-1

-3

6. Итого расходы цеха 

200

203

3

-1

7. Расходы отделений 

№1

220

220,5

+0,5

-0,3

№2

200

205

5

7

№3

280

278

-2

-3

Итого расходы отделений 

700

703,5

+3,5

+3,7

8. Всего расходы по  цеху 

900

906,5

+6,5

+2,7

Отчет заместителя директора  по экономике 

1 . Расходы на управление  организацией 

200

206

6

10

2. Общехозяйственные расходы 

200

195

-5

-7

3. Налоги, сборы и отчисления 

100

100

-

1

4. Непроизводительные расходы 

X

50

50

100

5. Итого - общие расходы  по организации 

500

551

51

104

6. Расходы цехов: 

№1

900

906,5

+6,5

+2,7

№2

800

790,5

-9,5

-2,7

№3

1000

1005

5

10

Итого:

2700

2702

2

10

7. Всего затраты организации 

3200

3253

53

114

Информация о работе Управленческий бухгалтерский учет