Управленческий учет в легкой промышленности, добывающей и розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Исторически так сложилось, что российский бухгалтерский учет ориентирован на интересы одного-единственного пользователя – Государства в лице налоговых органов, органов статистики, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и т. д. Поэтому учет и отчетность на большинстве российских предприятий носит явно выраженный налоговый характер. В рамках этой учетной деятельности эффективно решать задачи управления инвестициями или кредитами довольно трудно. Да и задачи эффективного менеджмента, решаемые в рамках управленческого учета и отчетности, не находят ответов при ведении налогоориентированного российского учета.

Файлы: 1 файл

Управленческий учет.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Управленческий  учет

Исторически так  сложилось, что российский бухгалтерский  учет ориентирован на интересы одного-единственного  пользователя – Государства в  лице налоговых органов, органов  статистики, Пенсионного фонда, Фонда  социального страхования и т. д. Поэтому учет и отчетность на большинстве российских предприятий носит явно выраженный налоговый характер.  
 
В рамках этой учетной деятельности эффективно решать задачи управления инвестициями или кредитами довольно трудно. Да и задачи эффективного менеджмента, решаемые в рамках управленческого учета и отчетности, не находят ответов при ведении налогоориентированного российского учета.  
 
Основная информация, которая формируется в традиционном финансовом (бухгалтерском) учете и отчетности, акцентирует внимание преимущественно на финансовых показателях деятельности предприятия. К ним относятся объемы продаж, чистая прибыль, показатели ликвидности, оценка качества прибыли и т. д.  
 
Информация, которая формируется в управленческом учете, гораздо более многообразна. Достаточно сказать, что по некоторым оценкам из десяти ключевых показателей, необходимых для эффективного управления бизнесом, лишь три носят финансовый характер, а семь являются нефинансовыми.  
 
К числу показателей, которые формируются в системе управленческого учета, относятся, в частности, следующие:  
 
• максимальное время, необходимое на выполнение заказа;  
• оптимальная загрузка складских площадей;  
• время, затрачиваемое на выписку одного платежного поручения в бухгалтерии;  
• точка безубыточности выпускаемой продукции или оказываемой услуги;  
• количество клиентов, которые перешли в отчетном периоде к конкурентам из-за нерадивости коммерческих агентов или некачественной продукции;  
• уровень рынка, который контролирует и/или собирается контролировать компания;  
• уровень квалификации персонала и скорость его роста;  
• количество дефектов на миллион изделий, производимых компанией;  
• себестоимость единицы выпускаемой продукции.  
 
Если говорить о данных налогового учета и отчетности, то они нужны только для того, чтобы определить уровень налоговых выплат, сформировать должным образом стандартные отчеты и в определенные сроки представить их в соответствующие структуры.  
 
Существенным образом финансовый учет отличается от управленческого и в вопросах своей регламентации.  
 
Финансовый учет регулируется внешними институтами, к примеру, Министерством финансов. При этом нормативные акты, регламентирующие порядок составления финансовой отчетности, ориентированы на защиту интересов в первую очередь внешних пользователей отчетности. Именно поэтому неукоснительное соблюдение организацией требований этих документов должно быть подтверждено независимыми экспертами в лице аудиторов, а неверно составленная финансовая отчетность может стать предметом судебных разбирательств.  
 
Управленческий же учет и отчетность являются сугубо внутренним делом самой организации, а данные управленческого учета считаются коммерческой тайной. Правда, и здесь есть свои рекомендации, разработанные внешними институтами. В частности, к таким документам относятся Положения по управленческому учету Института управленческого учета США.  
 
Несмотря на то, что ведение и международного, и управленческого учета и отчетности носит у нас сугубо рекомендательный характер, пренебрежение этими рекомендациями ведет к потере дешевых западных кредитов и солидных инвестиций и к неэффективному управлению. В обоих случаях здравый смысл подсказывает не отказываться от этих видов учетной деятельности – себе дороже!  
 
Парадокс, но налоговый учет и отчетность, ведение которых является законодательной обязанностью предприятия, по большому счету не дает никаких прямых или косвенных вливаний в компанию, не служит целям повышения эффективности бизнеса. Конечно, оптимизация налогообложения, минимизация налоговых рисков – дело важное и нужное. Но как государство далеко от вопросов повышения эффективности инвестиций и принятия наилучших управленческих решений на конкретном предприятии, так и бизнесменам, в общем-то, чужды интересы отдельно взятой юрисдикции. Иначе не было бы такого количества различий между данными налогового учета, с одной стороны, и финансового и управленческого – с другой.  
 
Отличаются эти два учета (финансовый и управленческий) и по срокам и точности представления информации. Если, например, открытое акционерное общество представляет финансовую годовую отчетность примерно через пять месяцев после отчетной даты, то управленческая отчетность составляется подчас ежедневно.  
 
Принято говорить: «Финансовый учет – точный, но мертвый, а управленческий – неточный, но живой».  
 
Если финансовая отчетность чаще отвечает на вопрос «Что произошло в прошлом?», то управленческая отчетность отвечает на вопрос «Что должно произойти в ближайшей перспективе, чтобы бизнес был успешным?».  
 
При этом по глубине, по времени, на которые ориентированы управленческие решения, управленческий учет принято делить (почти как в армии):  
 
• на стратегический;  
• на оперативный:  
• на тактический.  
 
На большинстве российских предприятий в качестве даты подготовки финансовой отчетности принимается сакраментальная дата: 20-е число месяца, следующего за отчетным – крайняя дата сдачи декларации по НДС.  
 
Однако и в финансовом, и в управленческом учете время подготовки и сдачи тех или иных отчетов организация определяет самостоятельно.  
 
Еще одно различие. Финансовая отчетность строится на известных уравнениях баланса, правилах двойной или одинарной записи и, в общем-то, на стандартных форматах финансовых отчетов.  
 
В свою очередь управленческая отчетность – это по большей части отчеты, разработанные самими менеджерами конкретной компании, уникальные для каждого бизнеса. Причем количество этих отчетов определяется конкретной ситуацией, требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня. Формы представления данных в них бывают самые разные – таблицы, графики, диаграммы, словесные описания и т. д. и т. п.  
 
Список различий между финансовым (бухгалтерским) и управленческим учетом этими аспектами не исчерпывается. Назову еще:  
 
в управленческом учете гораздо больше внимания уделяется не денежным показателям, в том числе и таким, которым просто нет места в финансовом учете. Например, цветность тиража газеты, от которой зависит его себестоимость;  
в управленческом учете в гораздо больших объемах используются аппарат высшей математики, методы математической статистики, различные методы анализа;  
в управленческом учете в гораздо большем объеме исследуются различные сегменты деятельности предприятия, а не предприятие в целом.

Бухгалтерский управленческий учет

Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.  
 
Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.  
 
Управленческий учет представляет собой одновременно систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет - связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.  
 
Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:  
 
• предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;  
• исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет;  
• определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности (центр ответственности – это структурное подразделение, возглавляемое руководителем, который несет ответственность за результаты работы) и другим позициям.  
 
Следует отметить, что в отечественной практике пока не используется понятие управленческого учета. Многие его элементы входят в сложившуюся в России систему бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная практика пока не увязана с маркетингом, не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, не используется такая категория, как будущий рубль, и т.п.

Управленческий  учет на предприятии

Каждый руководитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ему приходилось принимать  какое-либо важное управленческое решение  «вслепую», полагаясь на интуицию. А  все потому, что искать нужную информацию долго и обременительно. В итоге результаты оставляли желать лучшего. Такое случалось и с вами? Значит, постановка управленческого учета на предприятии — именно то, что вам нужно.  
 
Руководитель компании периодически сталкивается с проблемой рентабельности компании и решает для себя вопросы: является ли она прибыльной и продолжать ли вести ее дальше? Чтобы найти на них ответы, он занимается формированием себестоимости и продажной цены товара, планированием бюджета, определением центров ответственности, анализом внешней среды и многими другими задачами, которые призваны обеспечить полный и прозрачный контроль над деятельностью организации.  
 
В результате рабочий день руководителя наполнен огромным количеством мелких, но важных дел — проведение инвентаризаций, анализ финансовых отчетов и прочие задачи, на которые требуется немало сил и времени. Используя подобные методы, руководитель не может получить точную и своевременную информацию о волнующих его вопросах: спросе на отдельные товары, текущем ассортименте или темпах производства. Но как же бухгалтерский учет? Неужели он больше не эффективен?  
 
Конечно же, дело не в этом. Бухгалтерский учет ведется в основном для внешних пользователей с целью отчетности перед налоговыми и другими органами и не ориентирован непосредственно на главного участника деятельности предприятия — его руководителя.  
 
Основываясь только на методах бухгалтерского учета, менеджер никогда не сможет увидеть целостную картину деятельности, оценить перспективы развития и оперативно среагировать на текущие изменения в рабочем процессе. Благодаря полученным отчетам он лишь станет свидетелем того, «как это было», а изменить ход истории, как говорится, уже невозможно.  
 
Руководить предприятием только с помощью данных бухгалтерского учета достаточно сложно, так как работники бухгалтерии жестко ограничены одним из основных принципов ведения бухгалтерского учета, согласно которому любая, даже самая пустяковая информация должна быть подтверждена документально. Стало быть, если документа нет или он оформлен неверно, то и бухгалтерской записи не будет. Следовательно, не будет и информации к размышлению.  
 
Типичная ситуация — задержка документа (счета-фактуры, накладной) от сторонней организации. Отгрузка произведена, товар получен, а документ еще не пришел. Получается, что операции на самом деле как будто нет.  
 
Эти малейшие неточности и опоздания информации не только не позволяют осуществлять постоянный контроль за доходами и расходами, но и могут привести к сбоям в процессах реализации (например, к дефициту, затовариванию или другим проблемам).  
 
Внедрение управленческого учета на предприятии — один из самых эффективных способов решения проблем, возникающих перед организацией. Им довольно давно и с большим успехом пользуются наши зарубежные коллеги-экономисты.  
 
Методы управленческого учета позволяют вовремя обнаружить ошибки ведения деятельности компании, исправить их и на основании собранных и обработанных данных принять обоснованное решение.  
 
Что же конкретно представляет собой управленческий учет и в чем проявляется его эффективность?  
 
Управленческий учет — это система сбора информации, которая, как и бухгалтерский учет, занимается ее измерением, обобщением и регистрацией. Однако между, казалось бы, похожими системами учета есть большая разница. Она заключается в том, что управленческий учет не только регистрирует данные деятельности компании, но и интерпретирует полученную информацию, предоставляя ее менеджеру, который на ее основании принимает управленческие решения.  
 
В некоторых источниках понятие «управленческий учет» заменяется на «прогнозный учет», что ни в коем случае не является ошибкой. Ведь если перефразировать вышесказанное, бухгалтерский учет показывает, «как было», а управленческий, вооружившись такими экономическими инструментами, как планирование и прогнозирование, поясняет, «как должно быть».  
 
В основу классического управленческого учета, который имеется пусть в зачаточном состоянии, но на каждом предприятии, входит управление затратами фирмы и распределение их между центрами финансовой ответственности. Ни для кого не секрет, что одна только правильно выбранная система учета затрат позволяет существенно расширить эффективность бизнеса и увеличить доходы фирмы. Однако мало выбрать подходящую систему учета затрат, нужно еще применить относительно нее методы управленческого учета. Они позволяют рассчитать себестоимость продукции не с точки зрения бухгалтерского учета, а в зависимости от распределения в ней издержек (прямых и косвенных, постоянных и переменных), что дает возможность менеджерам получить более точные данные о составе затрат.  
 
Например, очевидно, что себестоимость продукции, рассчитанная на основе бухгалтерского учета, является постоянным показателем и с течением времени не изменяется. Казалось бы, верно, ведь товар лежит на складе и, как говорится, каши не просит. Но в реальности предприятию приходится регулярно оплачивать его хранение на складе, начислять заработную плату работникам склада, платить налоги, а также учитывать другие дополнительные расходы. Если провести анализ себестоимости товара на каждом этапе (сырье — производство — товар — реализация), что является текущей деятельностью управленческого учета, то можно без проблем определить, на каком из них затраты зашкаливают и нуждаются в корректировке. Тем самым предприятие защищает себя от убыточной деятельности и возможного банкротства.  
 
На практике довольно часто случается, что выводы, которые руководитель делает на основании управленческого учета затрат, прямо противоположны тем, которые он формирует исходя из данных бухгалтерского учета. За счет чего могут выявляться подобные разногласия?  
 
Пример 
 
ОАО «Кубаньпромстрой» занимается выпуском и продажей электротехнического оборудования.  
 
ОАО «Кубаньпромстрой» каждый месяц производит и продает 5000 единиц изделий (электроинструмент) по цене 12 руб. за единицу товара. Полная производственная себестоимость партии — 40 тыс. руб. (8 руб. за единицу). По данным управленческого учета, в нее входят постоянные и переменные затраты, которые составляют 10 тыс. руб. и 30 тыс. руб. соответственно (6 руб. за единицу изделия).  
 
У руководства предприятия на повестке дня стоит вопрос: брать ли дополнительный заказ в производство количеством 2000 изделий по 7 руб. за единицу товара?  
 
Если рассматривать ситуацию с точки зрения бухгалтерского учета, выполнение дополнительного заказа закончится убытком, ведь продажная стоимость единицы изделия (7 руб.) в этом случае меньше его себестоимости (8 руб.). Однако если принять во внимание распределение постоянных и переменных затрат в общем составе издержек, то можно прийти к выводу, что предприятие не только не останется в убытке, но и получит прибыль.  
 
Уточним: предприятие получит выручку в размере 14 тыс. руб. Из нее уже не придется вычитать постоянные расходы, которые одинаковы в течение всего процесса производства. Стало быть, в качестве издержек останутся только переменные расходы, стоимость которых составит 12 тыс. руб. (2000 ? 6 руб.). Отсюда следует: при введении в производство дополнительного заказа предприятие станет богаче на 2 тыс. руб. (14 тыс. руб. – 12 тыс. руб.).  
 
Менеджер ОАО «Кубаньпромстрой», который принял к сведению данные не только бухгалтерского, но и управленческого учета, не ошибся и принял верное решение по принятию дополнительного заказа на производство электроинструмента.  
 
Этот пример убедительно доказывает, насколько важно при принятии важных управленческих решений учитывать информацию, которая предоставляется системой управленческого учета.  
 
Помимо ситуации, рассмотренной выше, с помощью данных управленческого учета можно принимать и другие, не менее важные решения: производить комплектующие изделия самостоятельно или покупать их на рынке, менять ли устаревшее оборудование на новое, внедрять ли новую технологию в рабочий процесс и др.  
 
Не стоит считать, что управленческий учет занимается только учетом системы затрат на предприятии. В действительности его функции гораздо шире. Управленческий учет, определяя только внутрифирменную деятельность предприятия, основывается на таких экономических процессах, как регулирование, планирование и прогнозирование. Бухгалтерский учет ограничивается сбором, накоплением и регистрацией данных. В «должностные обязанности» этого вида учета входят не только выявление и анализ возможных отклонений от нормативных показателей, но и организация мероприятий по их устранению.  
 
Основные функции, за которые отвечает управленческий учет в организации, сводятся к простейшей схеме: предоставление информации — анализ — планирование — мотивация — координация — контроль. Их можно условно разделить на два вида: функции, отвечающие за обмен информацией, и функции, гарантирующие ее качество. К первому относятся внедрение системы обмена информацией, ее предоставления, анализ и планирование последующей деятельности. Ко второму — мотивация персонала, координация деятельности отдельных подразделений и контроль за надлежащим выполнением плана. Рассмотрим вкратце каждый из них.  
 
Предоставление управленческому составу информации, которая необходима для планирования, контроля и принятия решений, — одна из главных функций управленческого учета. Перед тем как предоставить информацию, необходимо наладить систему ее получения и обмена ей между различными сегментами предприятия.  
 
Управленческий учет предоставляет руководству информацию:  
 
• об оценке запасов;  
• исчислении прибыли;  
• формировании себестоимости;  
• обосновании продажных цен;  
• доходах и расходах.  
 
После того как информация была получена, она тщательно анализируется и подвергается подготовке для принятия решений. В ходе произведенного анализа:  
 
• определяются пути наиболее целесообразного использования ресурсов;  
• выявляются способности организации к ее дальнейшему росту и развитию;  
• подготавливается информация о текущем ассортименте, объемах выпуска или продаж;  
• разрабатывается инвестиционная политика.  
 
Полученная и проанализированная информация является основанием для следующей функции управленческого учета — планирования. В соответствии с ней осуществляются:  
 
• формирование прогнозируемых показателей;  
• разработка тактических и оперативных планов;  
• подготовка данных для формирования долгосрочных и краткосрочных стратегических планов развития предприятия.  
 
Планирование — это один из самых важных инструментов управленческого учета, с помощью которого предприятие определяет стратегию своего развития, а его методы обусловливают ее дальнейшее соблюдение.  
 
Важным вопросом в деятельности управленческого учета является мотивация сотрудников, так как именно они зачастую сопротивляются нововведениям и не желают обучаться иной системе организации рабочего процесса.  
 
Правильному мотивированию персонала способствуют:  
 
• распределение центров ответственности для менеджеров;  
• разработка методов оценки эффективности работы руководящего звена и др.  
 
Контроль — не менее важный процесс сферы влияния управленческого учета. Основываясь на своих принципах, управленческий учет организует полный финансовый контроль над компанией, формирует систему внутреннего аудита и, осуществляя сравнение фактических показателей и плановых, принимает меры по недопущению возможных отклонений в будущем, для того чтобы понять, нужен ли управленческий учет организации, необходимо подсчитать приблизительный размер денежных средств, которые предприятие теряет, если:  
 
• бизнес непрозрачен;  
• процесс планирования нечеток и носит ситуационный характер;  
• контроль затрат приблизителен и неточен;  
• отсутствует система мотивации персонала;  
• решения принимаются не оперативно;  
• невозможно вовремя найти необходимую информацию.  
 
Итак, вы приняли решение о том, что управленческий учет вашей организации необходим. Прежде чем приступать к его внедрению, необходимо провести подготовительные работы. К ним относятся процессы распределения затрат и финансов по центрам ответственности.  
 
Сегодня ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики быстрота реагирования на внешние и внутренние изменения является залогом эффективности деятельности предприятия. Поэтому распределение финансов по центрам ответственности — первый шаг компании к достижению своих целей.  
 
В рамках подготовительных работ каждое обособленное подразделение, то есть центр ответственности, имеет право самостоятельно принимать решение об управлении бюджетом, составлять собственную отчетность и выявлять отклонения от плановых показателей затрат. Роль центра ответственности для системы управленческого учета особенно велика, так как в результате учета затрат по подразделениям появляется лицо, которое несет ответственность непосредственно за результаты своей работы, что повышает эффективность управленческого учета на предприятии в разы.  
 
После того как затраты распределены по центрам финансовой ответственности, можно приступать непосредственно к внедрению системы управленческого учета. В связи с этим возникают закономерные вопросы: кто будет отвечать за организацию управленческого учета на предприятии и на какую структуру лучше возложить обязанность его ведения?  
 
Некоторые организации возлагают эту не самую простую работу на работников бухгалтерии. Однако с точки зрения рациональности это далеко не самый лучший выбор:  
 
• бухгалтерия — один из самых загруженных рутинной работой участков на всем предприятии, поэтому дополнительные обязанности ей ни к чему;  
• специфика работы бухгалтерии противоречит методологии ведения управленческого учета, так как бухгалтерия составляет отчетность скорее не для внутренних, а для внешних пользователей;  
• бухгалтер в силу особенностей своей профессии больше ориентируется на реальные показатели, чем на планируемые, и ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.  
 
В целом ответственность за внедрение управленческого учета, а также проявление инициативы на решение организационных, мотивационных и психологических проблем возлагается на руководителя предприятия, который должен организовать постановку управленческого учета, что называется, «под себя», в зависимости от структуры и характера деятельности предприятия. Когда будут проведены основные этапы внедрения управленческого учета, руководитель может возложить обязанность его ведения на финансового директора или специально созданную для этих целей управленческую бухгалтерию (и создать все условия для ее полноценной работы).  
 
Рассмотрим основные этапы постановки управленческого учета:  
 
1. Определение основных потребителей данных управленческого учета. К ним относятся ведущие топ менеджеры, на которых возложена ответственность по принятию управленческих решений. Для этих целей целесообразно провести презентацию, в ходе которой необходимо изложить задействованным лицам суть и задачи проекта.  
2. Формирование перечня необходимой отчетности. Здесь также необходимо пояснить, к какой дате будет приурочена сдача отчетов по всему предприятию в целом.  
3. Разработка структуры управленческого учета. На этом этапе организаторы должны ответить на ряд текущих вопросов: будет ли вестись управленческий учет параллельно с бухгалтерским, станут ли учитываться при этом нормы МСФО, какая автоматизированная система должна при этом использоваться и др. Они должны сформировать и структуру учета в зависимости от принятых решений.  
4. Определение методологии управленческого учета в зависимости от особенностей деятельности компании, ее слабых сторон, нюансов ведения текущего учета. Этот этап очень важен, так как именно от его правильной организации зависит будущая эффективность работы компании. В это время происходит разработка эскиза методологии управленческого учета, который включает в себя разработку отчетных форм, определение всех необходимых для вычислений данных, требуемой глубины анализа, распределение функциональных обязанностей сотрудников, их обучение, мотивацию и т. д. После того как эскиз был получен и проанализирован, следует его утверждение путем составления официального документа и подписи ответственных лиц.  
5. Внедрение методологии управленческого учета. Это заключительный этап, успешное выполнение которого ознаменуется налаженной и методичной работой системы в целом. Однако он не исключает некоторых поправок и изменений, которые вносятся уже на ходу, но не теряют при этом своей целесообразности.  
 
Совокупность вышеперечисленных этапов внедрения управленческого учета способна обеспечить действенность и эффективность, а значит, способствовать общей стратегии развития предприятия.  
 
Конечно, на всех уровнях постановки управленческого учета невозможно обойтись без проблем и трудностей.  
 
Основными критическими моментами, с которыми чаще всего сталкиваются менеджеры при внедрении системы учета, являются:  
 
• сложность в обучении и подборе специалистов, которые будут заниматься ведением управленческого учета;  
• существенная разница между бухгалтерским учетом, неправильное понимание основ и методов управленческого учета;  
• проблемы с техническим и программным обеспечением системы;  
• сопротивление работников предприятия нововведениям.  
 
Как показывает практика, в постановке управленческого учета на предприятии нет неразрешимых проблем. Квалифицированные специалисты, искренняя заинтересованность руководителя в производимой работе, терпение и грамотная стратегия — это то, что поможет организации обойти острые углы и с минимальными потерями наладить столь необходимое функционирование управленческого учета на предприятии.  
 
Итак, проведена огромная работа. Управленческий учет успешно начат, сотрудники включились в процесс, работа налажена. Теперь, кажется, можно расслабиться. Однако не стоит забывать, что полноценный управленческий учет — это не замороженная система, а гибкий процесс, который должен быстро подстраиваться под любые внешние или внутренние изменения. Динамичность, рациональность, оперативность — вот основные принципы функционирования управленческого учета в деятельности организации, а их соблюдение — залог успешности предприятия.

Организация управленческого учета

Услуга по организации системы управленческого учета состоит в методологическом обеспечении и постановке управленческого учета клиента. Объективность и оперативность принятия управленческих решений и, тем самым, повышая эффективность менеджмента в компании.  
 
Цель предоставления услуги:  
 
• Предоставление объективной информации для целей управления.  
• Предоставление достаточной информации, необходимой для принятия управленческих решений (достаточность информации определяется той учетной информацией, которая необходима для менеджмента в целях максимально эффективного управления деятельностью предприятия).  
• Повышение эффективности управления финансами и экономикой компании.  
• Определение эффективности бизнеса в целом, каждого структурного подразделения.  
• Получение целостной системы анализа информации, сигнализирующей о проблемах организации.  
• Управление затратами предприятия.  
 
Поставленная цель достигается диагностикой существующей системы бухгалтерского учета (финансового учета по российским стандартам, МСФО, US GAAP; управленческого учета), анализа хозяйственной деятельности, контроля, принятия управленческих решений; разработкой и внедрением системы управленческого учета.  
 
Задачи системы управленческого учета:  
 
• Обеспечение контроля над наличием, движением, эффективным распределением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов для достижения целей предприятия.  
• Контроль экономической эффективности деятельности предприятия и центров ответственности.  
• Выявление резервов повышения эффективности деятельности.  
• Совершенствование системы оперативного управления предприятием.  
• Формирование показателей, способствующих принятию эффективных управленческих решений.  
• Сокращение затрат на предприятии.  
• Применение современных методов калькуляции себестоимости продукции (Директ-кост, Стандарт-кост, система АВС, ТС) для ценообразования, принятия управленческих решений по ассортименту продукции и др. целей.  
• Определение эффективности функционирования подразделений организации и их вклада в формировании прибыли предприятия.  
• Обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.  
• Управление текущей ликвидностью предприятия.  
• Минимизация дебиторской и кредиторской задолженности.  
• Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.  
• Перераспределение оборотных средств предприятия с целью максимизации прибыли;  
• Формирование информационной базы для управления предприятием;  
• Общая концепция организации управленческого учета;  
• Организация системы управленческого учета осуществляется одним из двух возможных подходов, который определяется в зависимости от поставленных задач Заказчиком;  
• Полная разработка и внедрение системы управленческого учета;  
• Разработка и внедрение элементов системы управленческого учета, необходимых для решения поставленных Заказчиком задач.  
 
Состав работ, выполняемых специалистами:  
 
1. Диагностика:  
o Стратегии развития компании.  
o Основных видов деятельности и бизнес процессов.  
o Организационной структуры.  
o Анализ эффективности управления и финансового состояния предприятия.  
o Анализ безубыточности предприятия.  
o Определение «узких мест» предприятия.  
2. Разработка:  
o Разработка финансовой структуры.  
o Разработка форм внутренней отчетности предприятия.  
o Организация внутреннего документооборота.  
o Совершенствование методов учета затрат и распределения накладных расходов предприятия.  
o Организация системы трансфертного ценообразования.  
o Оптимизация ассортимента выпуска продукции.  
o Организация контроля над состоянием денежных потоков предприятия.  
o Организация контроля над дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.  
o Построение плана счетов управленческого учета.  
o Организация системы ценообразования предприятия.  
o Разработка, совершенствование учетной политики компании по бухгалтерскому, управленческому учету.  
o Разработка системы использования данных управленческого учета для обоснования решений на разных уровнях управления.  
3. Внедрение системы управленческого учета:  
o Разработка ТЗ на автоматизацию системы управленческого учета.  
o Сопровождение внедрения автоматизированной системы учета.  
 
Основными результатами работ специалистов являются:  
 
• Положение о финансовой структуре компании, определение и закрепление за подразделениями ключевых показателей эффективности деятельности.  
• Методики управленческого учета: аналитические разрезы, методики учета затрат и калькуляции себестоимости (аналитические справочники, положение по учету затрат).  
• Регламенты и процедуры управленческого учета; информационные потоки в компании, обеспечивающие процедуры и процессы управленческого учета (регламент формирования и предоставления управленческой отчетности, регламент документооборота, план счетов, учетная политика).  
• Реестр форм управленческой отчетности, соответствующие потребностям различных уровней управления.  
• Рекомендации по выбору оптимальной конфигурации ИТ-комплекса для управленческого учета в компании.  
• Рекомендации по построению системы управленческого учета на конкретном предприятии.  
• Разработка процессно-ориентированной модели управленческого учета с взаимосвязанными KPI (ключевыми показателями результативности) привязанными к центрам ответственности.  
 
Преимущества привлечения к разработке и внедрению системы управленческого учета:  
 
• Управленческая информация формируется по принципу минимум информации — максимум эффективности принятия решений, что позволяет значительно сократить объем перерабатываемой информации.  
• Система учета охватывает все уровни управления, максимально унифицирована с другими учетными системами, увязана со стратегическим и производственным управлением.  
• Обеспечивается обоснованный выбор методик калькуляции, планирования и анализа затрат.  
• Обеспечивается обоснованный набор типовых решений и методик их поддержки со стороны учетной системы.  
• Большой опыт организации управленческого учета в ключевых отраслях российской экономики.


Информация о работе Управленческий учет в легкой промышленности, добывающей и розничной торговле