Управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Управление затратами является важной составляющей в управленческой деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние. прибыльность и перспективы развития. Формирование рыночных отношений, повышение степени самостоятельности предприятий, усиление конкуренции и риска при работе на рынке, рост масштабов бизнеса обуславливают актуальность управления затратами.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
1. Понятие и функции управления затратами.
2. Виды, задачи и принципы управления затратами.
3. Классификация затрат.
4. Финансовый и управленческий учет.
Практическая часть

Файлы: 1 файл

упр.затратами.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение

Теоретическая часть.

1. Понятие и функции управления затратами.

2. Виды, задачи и принципы  управления затратами.

3. Классификация затрат.

4. Финансовый и управленческий учет.

 

Практическая часть

 

 

 

 

 

Введение.

Управление затратами  является важной составляющей в управленческой деятельности, поскольку именно соотношение  между доходами и расходами предприятия  определяет в конечном счете его  финансовое состояние. прибыльность и  перспективы развития. Формирование рыночных отношений, повышение степени  самостоятельности предприятий, усиление конкуренции и риска при работе на рынке, рост масштабов бизнеса  обуславливают актуальность управления затратами.

Любое предприятие,  осуществляя  процесс производства или принимая решение об его расширении, должно быть уверенно в том, что затраты  окупятся и принесут определенную прибыль. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность производства. Без такого сравнения могут быть допущены непоправимые ошибки  при выборе экономической политики предприятия, при принятии важных управленческих решений об оптимальных объемах и структуры выпуска продукции, о ценах на продукцию.

Практически на каждом предприятии  имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что  позволяет добиться роста экономической  эффективности предприятия, повышения  ценовой конкурентоспособности. снижение затрат на выпуск единицы продукции  позволяют предприятию устанавливать  более низкие и гибкие цены, что  дает важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для достижения высокого экономического результата важен анализ  и эффективное управление затратами.[1; 4]

Актуальность темы "управление затратами на предприятии" обуславливается  тем, что достижение высоких результатов  деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности  производства невозможно достичь без  эффективного управления затратами  на производство и реализацию продукции.

Цель курсовой работы:

 

Глава І. Теоретическая часть.

В современных условиях управление затратами рассматривается как средство получения предприятием высокого экономического результата, поскольку в общем виде он определяется разностью дохода от продажи продукции и затрат на ее производство и сбыт.

Понятие и функции  управления затратами.

Управление затратами- это  выполнение всего комплекса функций  управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования  производственных ресурсов на предприятии.

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений.

Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию продукции (работ, услуг).

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

  1. Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное и текущее.
  2. Организация- важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами.
  3. Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными. выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации.
  4. Активизация и стимулирование подразумеваемых изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения.
  5. Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных решений.[2; 6]
  6. Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.
  7. Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь- сравнение запланированных и фактических затрат. [2; 7]

 

2. Виды, задачи и принципы управления затратами.

Виды затрат.

Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они  зависят.

1. Эффективные и неэффективные затраты. С точки зрения эффективности и влияния на результаты принимаемых решений, затраты делятся на:

  • эффективные - связанные с получением доходов от реализации продукции, на производство которой они были выделены;
  • неэффективные - связанные с потерями и отсутствием доходов. К ним относятся все виды потерь: от брака, хищений, порчи, простоев, недостачи.

 Неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в  первую очередь. Для этого нужно  определить допустимый уровень  технологических потерь и установить  ответственность за его превышение.

2. Релевантные и нерелевантные затраты. Руководителю важно понимать, влияют ли принимаемые им управленческие решения на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты делятся на:

  • релевантные - затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние;
  • нерелевантные - затраты, которые не зависят от принимаемого решения.

К примеру затраты прошлых  периодов являются нерелевантными, поскольку  никакие решения уже их не изменяют, а т.н. альтернативные издержки (потери, которые может понести предприятие  в случае принятия альтернативного  решения) являются релевантными и должны учитываться.

 

3. Постоянные и переменные затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:

  • переменные, которые прямо пропорциональны объемам производства;
  • постоянные, которые не зависят от объема производства;
  • мешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.

Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда  определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты.

Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного  анализа «затраты - объем - прибыль», который позволяет находить критический  объем продаж, или точку безубыточности, в которой суммарный объем  выручки равен суммарным затратам. Точку безубыточности особенно важно  знать при неполной загрузке производственных мощностей, поскольку продажи ниже этой точки влекут за собой потери для предприятия.

4. Прямые и косвенные затраты. По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на:

  • прямые - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих;
  • косвенные - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции. К косвенным затратам относятся затраты на управление и обслуживание предприятия в целом и его подразделений (если внутри подразделений производится несколько видов продукции).[6;55]

 

Задачи управления затратами.

Управление затратами  на предприятии призвано решать следующие  основные задачи:

  • выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
  • определение затрат по основным функциям управления;
  • расчет затрат по операционным географическим сегментам, производственным подразделениям предприятия;
  • исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе принятии хозяйственных решений;
  • выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
  • выбор способов нормирования затрат;
  • выбор системы управления затратами, соответствующей условием работы предприятия.

Задачи управления затратами  должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.[4; 7]

Основные принципы управления затратами.

  • системный подход к управлению затратами;
  • единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
  • управление затратами на всех жизненных циклах изделия- от создания до утилизации;
  • органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
  • недопущение излишних затрат;
  • широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
  • совершенствование информационного обеспечение об уровне затрат;
  • повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов  управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности  предприятия, завоевания им передовых  позиций на рынке.[4; 8]

 

3.Классификация затрат.

Затраты живого и овеществленного  труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) - издержки производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин затраты на производств. В соответствии с международными стандартами расходы- убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия.

Затраты отражают стоимость  ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции. Состав затрат. включаемых в себестоимость продукции, устанавливается  централизованно.

В соответствии с международными стандартами и практикой учета  в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности[5,23]:

1.  Калькулирование  и планирование затрат.

  • входящие и истекшие;
  • периодические и распределяемые между остатками готовой продукции незавершенным производством и реализованной продукцией;
  • прямые и косвенные;
  • основные и накладные;
  • расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО), общепроизводственные (ОПР), общехозяйственные (ОХР), коммерческие (КОМ).

2. Принятие  решений.

  • переменные и постоянные (условно-переменные, условно-постоянные, прогрессивные и дигрессивные затраты);
  • принимаемые и не принимаемые во внимание при принятии решений (релевантные и нерелевантные);
  • вмененные;
  • безвозвратные (необратимые);
  • предельные и приростные.

3. Контроль и регулирование  затрат.

  • контролируемые и неконтролируемые;
  • регулируемые нерегулируемые;
  • нормативные (сметные) и фактические.[3; 7]

 

 

4. Финансовый и управленческий учет.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого  учета.

Управленческий  и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют  и в управленческом учете. И в  финансовом, и управленческом учете  используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в  первичной документации, которая  является источником информации как  для финансового, так и управленческого  учета.

Данные финансового и  управленческого учета используются для принятия решений.[5;20]

Таблица 1.

Область сравнения

Финансовый учет

Управленческий учет

1. Обязательность ведения

Обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и точностью, как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет

Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние  органы и организации не имеют  права указывать, что нужно и  не нужно делать. Нет смысла в  сборе и обработке  ненужной информации

2. Цель ведения учета

Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены- цель достигнута.

Управленческий учет- средство обеспечения планирования. управления и контроля организации(процесс  непрерывный)

3. Пользователи информации

Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, гос. налоговые органы и т.д.

Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе  информации

4. Базисная структура

Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный капитал + Обязательства

Структура информации зависит  от запросов пользователей

5. Основные правила

Ведется в соответствии с  нормами и правилами бух. учета. У пользователей должна быть уверенность  в правильном понимании данных бух. учета

Управленческий аппарат  может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности

6. Привязка ко времени

Отражает финансовую историю  организации

Кроме информации включаются оценки и планы на будущее

7. Тип информации

Финансовые документы- конечный продукт финансового учета- содержит информацию в стоимостном выражении

Информация в стоимостном  и натуральном выражении

8. Степень точности информации

Высокая степень точности

Могут использоваться приближения  и примерные оценки, ради оперативности 

9. Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет- по итогам года и ежеквартально 

Детализированные отчеты в больших организациях- ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно

10. Сроки предоставления  отчетности

Так как необходимо время  для аудиторской проверки, для  оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько  недель после окончания отчетного  периода

Обычно составляются и  предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного  периода; при оперативных отчетах- на следующее утро

11. Объект отчетности

В финансовых отчетах организация- единое целое; в крупных организациях- выручку и доход отражают по большим  сегментам

Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам  деятельности, центрам ответственности

12. Ответственность за  правильность ведения учета

Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за правильное отражение  отчетности

Так как нет норм и правил. то руководителя могут привлечь к  ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных управленческого учета, но не за сами данные управленческого учета

Информация о работе Управление затратами