Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 09:18, лекция
С позиции основной аудиторской услуги - проведения проверки финансовой отчетности - выделяют обязательный и инициативный аудит.
Виды аудита, сопутствующие аудиту услуг
С позиции основной аудиторской услуги - проведения проверки финансовой отчетности - выделяют обязательный и инициативный аудит.
Ежегодным обязательным аудиторским проверкам подлежат экономические субъекты, круг которых очерчен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит проводится по инициативе экономического субъекта, и поэтому его цели могут быть более разнообразными, увязанными с сопутствующими аудиторскими услугами и стадиями развития аудита (рис. 1).
Системно-ориентируемая стадия - Проверка с предварительной оценкой системы внутреннего контроля предприятия; вероятностная стадия -выборочная проверка узких мест с определенной степенью аудиторского риска.
Особое место в системе аудиторских услуг занимает операционный аудит, который тесно связан с концепцией «аудит-контроллинг». В этом случае аудитор проверяет правильность организации учета конкретных хозяйственных операций, видов деятельности и помогает выработать наиболее правильную организацию учета, обосновать методологию учетной политики и т.п.
Вместе с
тем субъект хозяйствования, который
в соответствии с Законом не обязан
проводить аудиторскую
Важный признак классификации видов аудита - особенность объекта аудита. В этой связи принято различать банковский, страховой аудит, аудит товарных и фондовых бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, а также общий аудит. Как видно, круг проверяемых объектов по видам аудита различен. Наиболее четко очерчен страховой аудит и аудит коммерческих банков. Группа организаций, выделенных по принципу привлечения чужих денег, уже достаточно разнообразна, что часто требует дополнительной специализации аудиторских организаций. Такое деление связано с необходимостью знания специального законодательства и особенностей организации бухгалтерского учета. Наиболее разнообразны объекты проверок в общем аудите - от торговли до крупнейших корпораций добывающей промышленности.
Следует отметить,
что в различных странах
Особое значение имеет деление аудита на внешний и внутренний. Если внешний аудит проводится специализированными аудиторскими организациями, то внутренний - специально созданным подразделением в системе управления организации или внутренним аудитором, который выбирается высшим органом управления организации. Подразделения внутреннего контроля создаются, как правило, в крупных и многозвенных структурах, для которых характерно наличие обособленных подразделений. Их задачей является контроль над соблюдением учетной политики организации всеми подразделениями, правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обоснование стратегии развития финансовой, амортизационной, инвестиционной политики.
Создание подразделений
внутреннего аудита тесно связано
с усилением функции контроля.
При этом внутренний аудит рассматривается
как звено внутреннего
Подразделения
внутреннего контроля и аудита стали
ускоренно создаваться при
Внутренний аудит способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению наращений. Наличие слу жбы внутреннего аудита повышает доверие со стороны внешних аудиторов к отчетности клиента.
Концепция внутреннего аудита начала формироваться при переходе от подтверждающего к системно-ориентированному аудиту. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и данные отчетов достаточно полны и точны. Постепенно на крупных предприятиях стали образовываться самостоятельные подразделения внутреннего аудита.
Контрольная функция внутреннего аудита остается одной из главных, хотя и не единственной. Внутренние аудиторы не только проверяют отчеты и поддерживают эффективность деятельности системы внутреннего контроля. Они анализируют контрольные системы, oцeнивают отражаемые в учете хозяйственные операции с позиции законодательства, анализируют эффективность экономической деятельности организации и выполняют ряд других функций.
Отчеты внутренних
аудиторов не стандартизированы. Основная
цель отчета - привлечь внимание руководства
к нарушениям в бухгалтерском
учете, сбоям в системе внутреннего
контроля и узким местам деятельности
организации. Вопросы, поставленные в
отчетах внутренних аудиторов, обычно
рассматриваются как «открытые»
Если внешний аудитор получает информацию о наличии и деятельности подразделения внутреннего аудита (или внутреннего аудитора) в проверяемой организации, то система внутреннего контроля в ней расценивается им как высокоэффективная, что может существенно сократить срок проведения проверки и ее стоимость.
Наибольший опыт в становлении внутреннего аудита накоплен в банковской системе. Так, приказом Банка России от 31 марта 1997 г. утверждено Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации. В этом Положении говорится, что одной из важнейших задач службы Главного аудитора Банка России является оказание помощи руководству Банка России в обеспечении выполнения его функций путем независимой оценки информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, а также анализа эффективности организации выполнения отдельных операций и функций Банка России, участие в оценке достоверности публикуемой Банком России бухгалтерской отчетности и другой финансовой информации.
Главный аудитор Банка России подчиняется непосредственно Председателю Банка России и по должности может участвовать в работе Совета директоров Банка России без права на участие в голосовании.
Анализ развития аудиторской
деятельности в России показывает,
что роль аудита постоянно возрастает.
Аудиторские организации, с одной
стороны, все в большей мере воспринимаются
как квалифицированные
На первом этапе развития аудита в России аудиторские услуги были связаны с проведением обязательных аудиторских проверок, в последующие годы достаточно широко стали заказываться инициативные аудиторские проверки. В 1994 г., когда было принято решение Правительства РФ о проведении обязательного ежегодного аудита финансовых организаций, открытых акционерных обществ, предприятий с участием иностранного капитала и особо крупных организаций, основное внимание аудиторских фирм было приковано к разработке методик проверки и расширению круга клиентов для подтверждающего аудита. Однако в последующие годы число объектов обязательных аудиторских проверок резко уменьшилось из-за сокращения числа банков и страховых компаний, распадения многих крупных предприятий.
Кроме того, организации стали
стремиться получить не просто нормальное
подтверждение отчетности, а реальную
оценку правильности управления капиталом.
Больший интерес к аудиторским
заключениям начали проявлять учредители-
Регулирование бухгалтерского
учета, необходимость представления
отчетности зарубежным партнерам потребовали
значительного изменения
Крупные компании, которые
формировали отчетность в формате
МСФО и составляли консолидированную
отчетность, нуждались в постоянном
консультировании со стороны