Аудиторский контроль осуществляется
за деятельностью предприятий независимыми
специализированными аудиторскими
фирмами или частными лицами, имеющими
лицензию на проведение контроля. Его
цель состоит в том, чтобы проверить
достоверность финансовой отчетности
и бухгалтерского баланса, установить
соблюдение действующего порядка финансовых
и хозяйственных операций, правильность
их отражения в аудите.
Порядок проведения аудиторского
финансового контроля урегулирован
Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности». Согласно
этому закону аудиторская деятельность
это деятельность по проведению аудита
и оказанию сопутствующих аудиту услуг,
осуществляемая аудиторскими организациями,
индивидуальными аудиторами.
Все услуги аудиторских
организаций платные. Как правило
отношения аудитора и клиента
оформляются договором с оплатой
услуг по договорным ценам.
Результат аудиторской проверки
оформляется в виде заключения.
Этот документ имеет юридическую
силу для всех юридических
и физических лиц, государственных
и судебных органов.
Внешний аудит выполняют
специальные аудиторские фирмы
по договору с государственными, налоговыми
и другими органами, предприятиями,
другими пользователями – банками,
иностранными партнерами, акционерами,
страховыми обществами т.д. Основной их
задачей является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых
объектов, а также разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков
в деятельности хозорганов, улучшению
их финансово хозяйственной деятельности
и коммерческих результатов.
Для достижения
поставленных задач и целей
аудиторские фирмы осуществляют:
финансовые экспертизы; проверки
и ревизии финансово хозяйственной
деятельности и коммерческой
деятельности предприятий и организаций;
контроль за правильностью определения
доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения
и возможность избежания штрафных
санкций.
Основная
задача аудиторских служб состоит
в контроле за соблюдением
законодательства, регулирующего финансовую
и хозяйственную деятельность
предприятия, ведение бухгалтерского
учета, составление отчетности
и обеспечение государственных
органов и собственников объективной
информацией о финансовом положении.
В условиях бизнеса никто в
деловом мире не принимает
всерьез предпринимателей, чьи отчетные
данные не подтверждены аудиторскими
заключениями.
В условиях рыночной экономики возрастает
потребность в достоверной информации
по основным связям предприятий, фирм,
компаний и т.д. со своими кредиторами,
поставщиками и акционерами. Объективная
информация нужна: коммерческим банкам
для компетентного решения вопросов
о выдаче кредитов; акционерам для
контроля за деятельностью акционерного
общества; поставщикам, чтобы иметь
дело с клиентами, гарантирующими полную
и своевременную оплату полученных
товаров и услуг; инвесторам для
избежания риска при вложении своих капиталов.
Рынок также предполагает рекламу предприятиям,
что достигается публикацией балансов
и финансовых отчетов. Публикуемые данные
подтверждаются аудитором.
Следовательно, аудит это независимая
экспертиза финансовых отчетов и
бухгалтерских балансов. Его цель
– проверить полноту, достоверность
и точность отражения в учете
и отчетности затрат, доходов и
финансовых результатов деятельности
организации; проконтролировать соблюдение
законодательства и нормативных
документов, регулирующих правила ведения
учета и составления отчетности,
методологию оценки активов, обязательств
и собственного капитала; выявить
резервы лучшего использования
собственных основных и оборотных
средств, финансовые резервы и возможность
использования заемных источников.
Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля.
Взаимосвязь и взаимодействие
внешнего и внутреннего контроля:
внешний и внутренний контроль объединяется
общей целью – проведением
проверки соблюдения установленных
законами и иными нормативными правовыми
актами правил (порядка) осуществления
того или иного вида деятельности,
включая лицензии, сертификаты, стандарты,
нормы, тарифы, ставки, квоты, планы, задания,
заказы, договоры (внутрироссийские и
международные), обязательства (по платежам
в бюджет, государственные внебюджетные
фонды социального назначения и
т.п.).
Общим для внешнего внутреннего
контроля является обязательность их
проведения.
Контрольные функции органов
внешнего и внутреннего контроля
по своему содержанию включают в себя
получение необходимой информации,
её анализ и оценку, реагирования на
выявленные отклонения от установленных
правил (порядка), организацию при необходимости
соответствующей корректировки требований
или деятельности подконтрольного объекта.
Внешний и внутренний контроль
имеют определённую взаимосвязь:
- они являются неотъемлемой частью единой системы контроля в стране;
- руководствуются в своей деятельности законами и нормативными актами РФ;
- объектами их изучения является основная (профессиональная) вспомогательная и финансовая деятельность;
- они совместно обеспечивают непрерывность контроля и полный охват проверки всех видов деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделениях;
- при осуществлении внешнего контроля используются данные внутреннего контроля за проверяемый период;
- подразделения внутреннего контроля привлекаются к участию в проверки, организуемой органом внешнего контроля [1, с. 43].
Являясь взаимозависимыми и
взаимообусловленными компонентами единой
системы контроля, внешний и внутренний
контроль имеют существенные отличия.
- Потребителями информации внешнего контроля являются внешние пользователи, и прежде всего органы государственной власти (законодателей и исполнителей).
Информация внутреннего
контроля предназначена в первую
очередь для руководителей предприятия
или учреждения.
- Внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован. Он зависим в выборе контролируемого объекта, в определении направления и методов проверки.
Внутренний контроль организуется
руководством предприятия или учреждения,
которое самостоятельно определяет
контролируемые структуры подразделения,
вопросы проверки участвующих в ней лиц.
Проверяющие подчинены руководителю организации,
выполняют его задание по контролю и представляют
на его рассмотрение материалы проверки
(мониторинга, анализа).
- Проведение внешнего контроля предусмотрено законами, нормативными правовыми актами, подконтрольный объект воспринимается им как единое целое, проверки проводятся для защиты интересов государства и общества в целом. Внутренний контроль предусмотрен уставом предприятия, организуется он исходя из задач управления хозяйствующим субъектом, проверки проводятся по выполнению распоряжений руководителя, инструкций (технологических, противопожарных и т.п.) в своих подразделениях с целью осуществления упорядоченной и эффективной деятельности предприятия, обеспечения соблюдения политики администрации каждым работником.
- Внешний контроль осуществляется путём периодического проведения проверок, как это определено в законах и нормативных правовых актах. Внутренний контроль осуществляется непрерывно.
- Установлена различная степень открытости информации. Материалы внешнего контроля предаются огласки, публикуются в средствах массовой информации. Ограничение действует только в отношении обязанности сохранения государственной, военной и коммерческой тайны. Документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер [5, с. 94].
Задача
В ходе проверки
правильности начисления амортизации
основных средств, установлено, что
в учетной политике ООО «Северок»
закреплен линейный способ начисления.
В январе 2011 г. ООО «Северок»
приобрнло и ввело в эксплуатацию
автомобиль марки «ГАЗель» стоимостью
220 000 руб. (без учета НДС)
Срок полезного использования
основного средства установлен в 10
лет (120 месяцев).
Расчет суммы ежемесячных
амортизационных отчислений по объекту
основных средств составил 1 826 рублей.
Проверьте правильность начисления
амортизации основного средства
в ООО «Северок», осуществив расчет
суммы амортизационных отчислений
по данным проверки. Какой бухгалтерской
записью в учете отражается сумма
начисленной амортизации?
Решение.
Так как у основного
средства срок полезного использования
составляет 10 лет, то оно относится к шестой
амортизационной группе (10-15 лет). Так
как в учетной политике закреплен линейный
способ начисления, то воспользуемся следующей
формулой:
;
где А – ежегодная сумма амортизационных
отчислений; Спер – первоначальная стоимость объекта; На - норма амортизационных отчислений.
Норма амортизационных отчислений
– (100% / 10 лет) составляет 10%.
Ежегодная сумма амортизационных
расчетов составляет 22 000 тысячи, а ежемесячные
отчисления будут составлять 1 834 рублей
(22 000/12). Таким образом организация неверно
рассчитала сумму ежемесячных платежей.
В зависимости от того к
чему относится наше основное средство,
делаются следующие бухгалтерские
записи:
- Д20 (25, 44) К02 – начислена амортизация основных средств производственного назначения;
- Д26 К02 – начислена амортизация основных средств общехозяйственного, управленческого назначения;
- Д91.01 К02 – начислена амортизация основных средств сданных в аренду (если доходы от аренды относятся к внереализационным доходам) или по основным средствам непроизводственного назначения
Заключение
Рассмотрев теоретические вопросы,
связанные с видами финансово-экономического
контроля, можно сделать некоторые
выводы:
1) Важным для каждого экономического
субъекта являются функции внутреннего
финансово-экономического контроля.
Его организация, согласно закона
России о предприятиях, возложена
на руководителя предприятия.
2) В осуществлении внутреннего
контроля важнейшее место занимают
работники бухгалтерии, кроме
главных бухгалтеров. Но главный
бухгалтер, также как руководители
объединений, предприятий, организаций,
несет ответственность за нарушение
правил и положений, которые
регламентируют финансово-хозяйственную
деятельность. Функцию контроля
главный бухгалтер выполняет
отдельно и через аппарат бухгалтерии.
На больших же предприятиях
есть специалисты, на которых
возложены обязанности контролеров
(экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы,
и другие).
3) Наличие внутреннего контроля
усилит контрольную функцию самого
предприятия, причем его результаты
могут быть базой для проведения
как государственного, так и аудиторского
контроля, которые являются внешними
для предприятия.
4) Организация внешнего финансово-экономического
контроля позволяет обеспечить
реализацию финансово-экономических
задач государства и способность
его наиболее полно исполнять
свои функции.
5)Внешний финансово-экономический
контроль дает информацию о
процессах происходящих в обществе,
помогает выработать наиболее
целесообразные решения общих
и специальных вопросов развития
экономики, предоставляет возможность
судить о правильности принятых
решений, своевременности и результативности
их выполнения.
Список используемой литературы.
- Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 24.10.2012 г.)// СПС «Консультант»
- Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. // Финансы. – М., 2007. - №12. – с. 62-64.
- Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2007. - №4. – с. 59-63.
- Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. / Под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 346с. - (Высшее образование).
- Кравченко Н.М. Планирование ревизии. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. - 378с.