Влияние МСФО на финансовую отчётность российских организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учёт традиционно называют языком общения бизнеса. Очевидно, что интернационализация бизнеса обусловливает необходимость и интернационализации языка его общения, как в прямом, так и в переносном смысле. Как принято в бизнес-сообществе выбирать национальный язык, на котором будет происходить общение участников, так и в процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимость определения понятных всем участникам правил, по которым будут составляться документы, необходимые для делового общения.

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА 1. Общая характеристика международных стандартов учёта и отчётности

1.1 Общие понятия и структура МСФО
4
1.2 Регулирование и гармонизация бухгалтерского учёта и отчётности
на международном уровне. Необходимость и предпосылки
международной стандартизации бухгалтерского учёта
8
1.3 Принципы МСФО
10
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО В РОССИИ

2.1 Изменения в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности
российских организаций на современном этапе рыночных реформ
14
2.2 Основные аспекты составления бухгалтерской (финансовой)
отчётности согласно российскому законодательству и международным стандартам
18
Заключение
24
Список использованной литературы
26

Файлы: 1 файл

КУРСовая влиян мсфо УМАЛАТОВА.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Международные стандарты основаны на 2 основных допущениях:

  • Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.
  • Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.4

Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

  • Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта.
  • Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей.
  • Надёжность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:
    • Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчётности;
    • Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;
    • Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей;
    • Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;
    • Полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчётный период.
  • Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям.
  • Международные стандарты устанавливают определённые ограничения уместности и надежности информации:
  • Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;
  • Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки;
  • Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.

В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчётности.5

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО В РОССИИ

 

 

2.1 Изменения в бухгалтерском  учёте и финансовой отчётности российских организаций на современном этапе рыночных реформ

 

 

В 1998 году в России принята и исполняется программа Реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В связи со вступлением России в ВТО эта программа стала ещё актуальнее. Минфин обещает к 2015 году окончательно сблизить наш бухучёт с МСФО.6

 Система регулирования бухгалтерского учёта в России претерпевает серьёзные изменения ввиду следующих основных причин:

- в процессе развития рыночных  отношений появляются новые виды  и формы хозяйственных операций. Их становилось всё труднее  учитывать в соответствии с  требованиями действующего Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: его положения не в достаточной степени удовлетворяют требованиям к формированию прозрачной, достоверной и полной информации о финансовом состоянии экономических субъектов;

- в России ускоренными темпами идёт внедрение МСФО, что обусловливает необходимость создания системы бухгалтерского учёта, приближенной к требованиям Международных стандартов финансовой отчётности.

С 20 декабря 2011 г. МСФО получили официальный статус на территории Российской Федерации. Они введены в действие приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н, зарегистрированным в Минюсте России. Минфин Приказом от 25.11.2011 №160н уже ввел в действие МСФО и Разъяснения этих Стандартов на территории РФ.

Кроме того, Приказом Минфина России от 30.11.2011 №440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учёта и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчётности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступает в силу 01.01.2013.

Ввиду вышеуказанных изменений в законодательстве, возникают вопросы, связанные с:

1) особенностями действия Закона  №402-ФЗ в переходный период  до разработки новых федеральных и отраслевых стандартов учета;

2)особенностями переходного периода, связанного с применением международных  стандартов.

Ответ на первый вопрос дан непосредственно в ст.30 Закона №402-ФЗ: «До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».7

 Изменяются правила ведения бухгалтерского учета в связи с возможным введением в действие новых ПБУ, соответствующих МСФО: «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов», «Доходы организации», «Учет аренды» (на сайте www.minfin.ru опубликованы проекты некоторых из них, а также проект приказа «О создании совета по стандартам бухгалтерского учёта»).

 МСФО вводятся в России  в соответствии с Федеральными законами «О бухгалтерском учёте», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 №107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности для применения на территории Российской Федерации». Таким образом, созданы все необходимые основные законодательные предпосылки для того, чтобы стандарты МСФО заработали в России уже в «узаконенном порядке».

П.1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» гласит: «Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчётность, начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации». Поскольку МСФО введены на территории России в декабре 2011 года (приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н), обязанность их применения при составлении консолидированной отчётности у российских организаций возникает, начиная с отчётности за 2012 год.

Начиная с составления отчётов за 2012 год четыре категории российских предприятий и организаций (чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке, все российские кредитные организации и страховые компании, а также другие организации, обязанные в силу устава или других законов составлять консолидированную (или сводную) финансовую отчетность) обязаны не только готовить, но и публиковать консолидированную финансовую отчетность, составленную согласно стандартам и принципам МСФО. Также МСФО с момента официального опубликования могут применяться другими организациями, не входящими в сферу применения закона о консолидированной отчётности, в добровольном порядке.

Стоит также иметь в виду планы Минфина России. Среди них: расширение действия Закона № 208-ФЗ на все открытые акционерные общества.

Что касается непосредственного представления отчётности по МСФО с 2012 года, то нужно помнить: в отчётности по МСФО для всех числовых и описательных данных необходимо представлять сравнительную информацию, как минимум, за один предыдущий год (в некоторых случаях также необходимо представлять баланс на начало самого раннего из представленных в отчётности периодов).

Если организация в отчётности не представит сравнительной информации, это неминуемо приведет к тому, что по результатам аудита в отношении этой отчетности будет выдано заключение с оговорками, отрицательное заключение или отказ от выражения мнения.

Важным элементом подготовки отчётности по МСФО должна явиться разработка учётной политики по МСФО. Ни МСФО, ни российское законодательство не устанавливают конкретных дат утверждения учётной политики по МСФО, но логика самого процесса подразумевает, что она должна быть сформирована перед составлением первой отчетности по МСФО и с расчётом на долгосрочную перспективу.8

Правильность применяемой учётной политики по МСФО, ее адекватность специфике организации и соответствие стандартам оценивают аудиторы в ходе проверки финансовой отчётности по МСФО. Недостатки в учётной политике могут привести к тому, что отчётность по МСФО будет недостоверной и (или) не будет соответствовать МСФО. Технически же это вызовет большой объем работы по исправлениям отчётности.

 

2.2 Основные аспекты составления бухгалтерской (финансовой) отчётности согласно российскому законодательству и международным стандартам

 

Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.9

Согласно п. 7 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" финансовая отчетность - это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд. Она представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.

Из определений следует, что в стандартах используются разные термины: в российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ) - бухгалтерская отчетность, в МСФО - финансовая отчетность. Также можно сказать, что содержание финансовой отчетности шире по сравнению с бухгалтерской отчетностью. Финансовая отчетность может включать в себя дополнительные виды отчетов, например финансовые обзоры руководства компании, отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости.

Согласно МСФО полный комплект финансовой отчетности состоит из следующих компонентов:

- отчёта о финансовом положении по состоянию на конец периода;

- отчёта о совокупном доходе за период;

- отчёта об изменениях в собственном капитале за период;

- отчёта о движении денежных средств за период;

- примечания, включая краткое описание  существенных элементов учетной  политики и прочую пояснительную  информацию;

- отчёта о финансовом положении по состоянию на начало самого раннего сравнительного периода, когда организация применяет учетную политику на ретроспективной основе или производит ретроспективный пересчет или переклассификацию статей в своей финансовой отчетности.

Обозначенный в МСФО отчёт о финансовом положении является аналогом бухгалтерского баланса, но точнее характеризуется назначением и экономическим содержанием. Данная форма раскрывает показатели активов, обязательств и капитала, которые полно информируют пользователя о финансовом положении организации.

Отчёт о совокупном доходе является аналогом отчета о финансовых результатах. Но его трактовка носит условный характер и не представляется экономически обоснованной, поскольку данный отчет отражает не только доходы, но и расходы организации.

Согласно РСБУ полный комплект финансовой отчётности состоит из следующих компонентов:

- бухгалтерского баланса;

- отчёта о финансовых результатах;

- отчёта об изменениях капитала;

- отчёта о движении денежных средств;

- пояснений к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и убытках.

Таким образом, можно сказать, что принципиальных различий в составе основных форм отчётности в международной и отечественной практике нет.

Но сам подход к раскрытию информации имеет существенные различия. При представлении отчетности на международные рынки капитала существенную роль играет степень раскрытия информации.

Согласно МСФО (IAS) 1 все формы отчетности являются основными и требуются в обязательном порядке.

В российском законодательстве обязательными являются бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.

Статус форм отчётов об изменениях капитала и движении денежных средств трактуется как приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах, и субъекты малого предпринимательства по собственному усмотрению могут не представлять данные формы.

Информация о работе Влияние МСФО на финансовую отчётность российских организаций