Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Первичный рынок — это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их первоначальное размещение среди инвесторов. На первичный рынок приходят все ценные бумаги, которые в дальнейшем частично остаются в руках инвесторов, но большей частью уходят на вторичный рынок, где передаются из рук в руки. [3, с.72]
Первичный рынок имеет свои особенности.
1. Он внебиржевой, т.е. торговля ценными бумагами идет вне биржи. Исключение составляют первичные рынки Германии, Франции и России, где первичное размещение ценных бумаг осуществляется на бирже.

Содержание работы

Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг
1.1 Общая характеристика первичного рынка.. …………..3
1.2 Цели и задачи первичного рынка………………………………………..….6
1.3 Эмиссия ценных бумаг, ее задачи и процедура осуществления. …..7
1.4 Методы размещения ценных бумаг. …..9
Тестовые задания. ….…..10
Задача. ….…..11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 30.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Внебиржевой (первичный) рынок  ценных бумаг

1.1 Общая характеристика первичного рынка.. …………..3

1.2 Цели и задачи первичного рынка………………………………………..….6

1.3 Эмиссия ценных бумаг, ее задачи и процедура осуществления. …..7

1.4 Методы размещения ценных бумаг. …..9

Тестовые задания. ….…..10

Задача. ….…..11

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика первичного рынка

Первичный  рынок —  это  рынок  первых  и  повторных  эмиссий  ценных  бумаг,  на  котором  осуществляется  их первоначальное  размещение  среди  инвесторов.  На  первичный рынок  приходят  все  ценные  бумаги,  которые  в  дальнейшем  частично  остаются  в  руках  инвесторов,  но  большей  частью  уходят на  вторичный  рынок,  где  передаются  из  рук  в  руки.  [3,  с.72]

Первичный рынок  имеет  свои  особенности.

1.  Он  внебиржевой,  т.е.  торговля  ценными  бумагами  идет  вне биржи.  Исключение  составляют  первичные  рынки  Германии, Франции  и  России,  где  первичное  размещение  ценных  бумаг осуществляется  на  бирже. 

2.  На  первичном   рынке  представлена  наиболее  полная  информация  об  эмитенте,  позволяющая  сделать  обоснованный  выбор вида  ценной  бумаги  для  вложения  денежных  средств.  Открытости информации  подчинено  все,  что  происходит  на  первичном  рынке:  подготовка  проспекта  эмиссии,  его  регистрация  и  контроль государственными  органами  с  позиций  полноты  представленных данных,  публикация  проспекта  и  итогов  подписки  и  т. д.

3.  Это  оптовый   рынок,  ценные  бумаги  продаются   на  нем только  крупными  партиями.

4.  На  этом  рынке   могут  присутствовать  только  крупные  инвесторы  —   инвестиционные  банки  и   компании,  коммерческие банки  и  ряд других.

5.  Это,  как  правило,  рынок  без  посредников  (брокеров  и  дилеров),  а   если  они  есть —  то  это только  банки.

6.  На этом  рынке   в  настоящее  время  в  основном  преобладают облигации.  Это  связано  с  тем,  что  в  связи  со  снижением  объема контрольного  пакета  акций  предприятия  не  заинтересованы  в увеличении  эмиссии  акций  и  предпочитают  привлекать  денежные  средства  за  счет  привлечения  заемных  средств. [3,  с.72-73]

Андеррайтинг.  Это среднесрочный  договор  между  эмитентом и  инвестиционным  банком  о  размещении  ценных  бумаг.  Наибольшее  распространение  получил в США,  Англии,  Канаде  (где есть  инвестиционные  банки, осуществляющие  свою  деятельность  на  рынке  ценных  бумаг).  В  России  он  также  нашел  свое применение.  Существуют три  вида договора  андеррайтинга.  [3,  с. 73]

Согласно  первому  эмитент  ценной  бумаги  заключает  договор  с  инвестиционным  банком,  на  основании  которого  банк  консультирует  эмитента  по  вопросам  эмиссии  (о сроках эмиссии,  размере ,проспекте,  рекламе  и т.д.)  и  размещения  ценных бумаг.  Эмитент оставляет  за  собой  право  самому  распределить  ценные  бумаги  в течение  определенного срока,  а затем  по  истечении  срока  инвестиционный  банк  приобретает  не  размещенные  эмитентом  ценные  бумаги  и  размещает  их  на  вторичном  рынке.  За  это  банк имеет  комиссионное  вознаграждение.  Такой  метод  размещения выгоден  как  для  эмитента,  так  как он,  с одной стороны,  может сам  разместить  пакет  ценных  бумаг по  курсовой  цене,  а с другой стороны,  он  уверен  в  реализации  всего эмитированного  пакета ценных  бумаг  и  привлечения  соответствующей,  необходимой суммы денежных  средств.  Банку  это  также выгодно,  так как он имеет  вознаграждение  от  эмитента,  а за  последующую реализацию  ценной  бумаги  получает  курсовую  маржу  как  разницу  между  приобретением  ценных  бумаг у эмитента  и  их  реализацией  на рынке.  Как  правило,  такой  вид  андеррайтинга  используется, когда  акции  компании  уже  востребованы  инвесторами  и  нет особых  проблем  с  их  реализацией.

Согласно  второму  виду  договора  инвестиционный  банк  берет на  себя  обязательство  либо  выкупить  ценные  бумаги,  либо  предоставить  равноценный  кредит эмитенту  (равный  номинальной стоимости  выпущенных  ценных  бумаг).  В  данном  случае  эмитент сразу  получает  всю  необходимую  сумму  денежных  средств  и  направляет  ее  в  производство,  что  не  приводит  к  перерыву  в  производственном  цикле  и  соответственно  увеличивает  оборачиваемость  капитала.  Банк за это  получает  комиссионное  вознаграждение.  Однако,  если  в первом  случае  эмитент  не  занимается реализацией  ценных  бумаг,  то  во  втором  случае,  получив  кредит, эмитент  направляет  эти  деньги  в  производство,  а  сам  продолжает заниматься  реализацией  собственных  ценных бумаг.  Он  реализует их  по  курсовой  стоимости,  за  что  получает  учредительскую  прибыль  (разницу  между  курсовой  стоимостью  и  номиналом)  и  из  нее  выплачивает  проценты  по  кредиту.  При  таком  договоре  обязательство по консультированию  и  помощи  в эмиссии ценных бумаг  также  берет  на  себя  банк,  за что и получает  комиссионное вознаграждение.  Такой  вид  договора  подписывают,  как  правило, эмитенты,  не  уверенные  в  быстрой  реализации  ценных  бумаг  и предпочитающие  сразу  получить  деньги  и  возместить  расходы, связанные с эмиссией, за счет возрастания  прибыли предприятия. [3,  с. 74]

В  соответствии  с  условиями  третьего  договора  инвестиционный  банк  не  берет  на  себя  обязательств  по  выкупу  ценных бумаг у  эмитента,  а  обязуется  помогать  в размещении  ценных  бумаг, чтобы  они  были  проданы  в  кратчайшие  сроки.  В  этом  случае банк  проводит  активную  рекламную  кампанию,  более  ответственно подходит  к срокам  и условиям  эмиссии  ценных бумаг,  получая  за  это  комиссионное  вознаграждение.  Такой  договор  заключается,  если  у  эмитента  нет жесткой  необходимости  в  привлечении  денежных  средств  в  сжатые  сроки,  так  как  в  этом  случае он  получает  не  только  номинальную,  необходимую  сумму  денежных  средств,  но  и  учредительскую  прибыль  за  минусом  комиссионного  вознаграждения.

 

1.2 Цели и задачи первичного рынка

Первичный рынок ценных бумаг  — это место,  где  происходит первичная эмиссия и первичное  размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является  организация  первичного  выпуска  ценных бумаг  и его размещение. К задачам  первичного рынка ценных бумаг относятся:  I)  привлечение  временно свободных  ресурсов; 2) активизация финансового  рынка; 3) снижение темпов инфляции.  Первичный  рынок  выполняет следующие  функции:   организация  выпуска  ценных бумаг;  размещение  ценных бумаг; учет ценных бумаг; поддержание  баланса  спроса  и предложения. К  основным  субъектам  первичного  рынка  ценных  бумаг относятся  эмитенты и инвесторы. Активными  участниками этого рынка являются  инвестиционные фонды  и финансовые  компании, а также  различные  посредники:  фирмы,  представительства,  агентства, филиалы,  занимающиеся  куплей-продажей  корпоративных  ценных бумаг. Активно работают на первичном  рынке коммерческие банки.

К основным  операциям  первичного рынка  ценных бумаг относятся: эмиссия;   определение  основных форм  размещения  выпущенных  ценных бумаг; определение рыночной  стоимости  ценных бумаг; оценка  инвестиционного  риска; государственная  регистрация  выпуска;  размещение  ценных бумаг;  регистрация  отчета об итогах выпуска эмиссионных  ценных бумаг; назначение  реестродержателя;  хранение. [2, с. 76]

 

 

 

 

 

1.3 Эмиссия ценных  бумаг, ее задачи и процедура  осуществления

В соответствии с действующими стандартами эмитентом является коммерческая организация, принявшая  решение о выпуске, осуществляющая размещение ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг включает: определение размеров выпуска, подготовку и публикацию проспекта  эмиссии, регистрацию выпуска, печать бланков ценных бумаг, публикацию объявления о выпуске. Размер выпуска акций  определяется  величиной  уставного  капитала  акционерного  общества  и  его приращением.  Количество  выпускаемых  акций  исчисляется  делением  величины  уставного  капитала  или его приращения  на номинальную  цену  акции.  Размер  выпуска  долговых  обязательств  рассчитывается делением  суммы  займа  на номинальную  цену облигации, сертификата  или финансового  векселя.

Эмиссионная ценная бумага — это любая  ценная бумага,  которая характеризуется  следующими  признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных  прав,  подлежащих  удостоверению  и безусловному  осуществлению  с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается  выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. [1,  с. 3]

Выпуск ценных бумаг —  это совокупность ценных бумаг данного  эмитента,  предоставляющих  одинаковый  объем  прав  и  имеющих одни  и те же условия размещения.  Решение  о выпуске  ценных бумаг — это  документ  об  объеме,  виде,  количестве,  целях  и сроках выпуска  ценных  бумаг,  который  принимается  общим  собранием акционеров акционерного общества  или иным органом,  имеющим  соответствующие  полномочия,  оформляется  отдельным  протоколом  и регистрируется  в органе  государственной  регистрации  ценных бумаг.

Государственная  регистрация  ценных бумаг — это  присвоение ценным бумагам государственного регистрационного номера. Государственную регистрацию  ведет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)  России  и ее  региональные отделения. Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер. При выпуске акций должны быть выполнены следующие процедуры.  Принимается решение о выпуске. Три экземпляра  решения должны быть прошиты и скреплены печатью. Один экземпляр должен храниться у эмитента, два других — представляются  в регистрационный орган и реестродержателю. [2, с. 78]

Процедура эмиссии облигаций  включает следующие этапы:  принятие эмитентом  решения  о выпуске  облигаций;  подготовка проспекта  эмиссии, если регистрация выпуска  должна сопровождаться  регистрацией  проспекта  эмиссии; государственная  регистрация выпуска и регистрация  проспекта эмиссии; изготовление сертификатов  облигаций; раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии;  подписка  на  облигации;  регистрация  отчета об итогах выпуска облигаций; раскрытие  информации,  содержащейся  в  отчете  об  итогах выпуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

                    1.4 Методы размещения ценных бумаг

Обычно используются следующие  формы размещения: на условиях аукциона; открытое (публичное); закрытое (индивидуальное) размещение.

В случае закрытого размещения, новые ценные бумаги продаются заранее  определенному количеству покупателей (обычно, крупным фондам, страховым  компаниям и т.п.). Процедура закрытого  размещения включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о  выпуске ценных бумаг; регистрацию  выпуска ценных бумаг; для документарной формы - изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение ценных бумаг; регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Публичное размещение эмиссионных  ценных бумаг проводится среди неограниченного  круга владельцев. При публичном  размещении ценных бумаг, а также  при закрытом размещении, если число  владельцев превышает 500 человек или  общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, процедура эмиссии предполагает регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг.

Деятельность инвестиционных компаний. Инвестиционные компании играют важную роль в размещении ценных бумаг  нового выпуска. Выделяют следующие  функции инвестиционных компаний на первичном рынке ценных бумаг: формирование выпуска ценных бумаг; андеррайтинг; создание синдиката; распространение ценных бумаг; стабилизация цен распространяемых финансовых средств; подготовка условий для последующих операций с распространяемыми ценными бумагами на вторичном рынке. [4]

 

 

 

                                   Тестовые задания

1. Основное назначение  первичного рынка:

А. Мобилизация ресурсов для финансирования экономики.

Б. Перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики.

В. Получение спекулятивной  прибыли эмитентом.

Ответ: А, так как на первичном  рынке бумаг осуществляется размещение впервые выпущенных бумаг, которые  необходимы инвесторам, ищущим выгодную сферу для применения своего капитала, тем самым формируя спрос на ценные бумаги. Соответственно первичный рынок  обеспечивает расширение накоплений в  масштабе национальной экономики: происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам, тем  самым стимулируя производство.

2. Первичный рынок ценных  бумаг называется именно первичным:

А. Ввиду приоритета значимости для экономики.

Б. В связи с тем, что является сферой первой купли-продажи.

В. Вследствие наиболее высокого объема стоимостного оборота.

Ответ: А, ведь ценные бумаги выпускаются для привлечения  свободных денежных средств, которые  направляются на развитие экономики.

                                                  

 

 

 

 

Задача

Инвестор сформировал  инвестиционный портфель на 1 апреля из двух видов ценных бумаг: акций и облигаций. Было приобретено 3000 штук акций по цене 4 руб. за акцию и 2000 штук облигаций с номиналом 500 руб., купонной ставкой 20 %, по «грязной» цене 98% (купон выплачивается 2 раза в год). 1 июня инвестор продал ценные бумаги, причем за этот период курсовая стоимость акций выросла на 1%, «грязная» цена облигации выросла на 1,5 процентных пункта и был выплачен купонный доход по облигации. Рассчитайте доходность данного портфеля (в пересчете на год).

Информация о работе Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг