Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:44, курсовая работа
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации и учета вложений во внеоборотные активы;
- анализ организации учета вложений во внеоборотные активы в ОАО
«Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
Введение
1 Теоретические аспекты учета вложений во внеоборотные активы
1.1 Экономическая сущность внеоборотных активов
1.2 Отражение информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности
2 Формирование информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
2.2 Раскрытие информации о внеоборотных активах предприятия в бухгалтерской отчетности
3 Концептуальные различия РСБУ и МСФО.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты учета вложений во внеоборотные активы
1.1 Экономическая сущность внеоборотных активов
1.2 Отражение информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности
2 Формирование информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
2.2 Раскрытие информации о внеоборотных активах предприятия в бухгалтерской отчетности
3 Концептуальные различия РСБУ и МСФО.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Выпуск новой продукции, освоение новых рынков, расширение деятельности компании требуют вложения средств во внеоборотные активы. Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов. К внеоборотным активам относятся основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др. Основные средства и нематериальные активы нуждаются в периодической модернизации и замене.
В системе управления внеоборотными активами предприятия одной из наиболее важных функций финансового менеджмента является обеспечение своевременного и эффективного их обновления, финансовое управление обновлением внеоборотных активов подчинено общим целям политики управления этими активами, конкретизируя управленческие решения в этой области.
Порядок определения необходимого объема финансирования, выбор наиболее целесообразных для предприятия их форм и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов определяется на основе анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. В связи с этим организация бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы имеет огромное значение для успешного функционирования предприятия.
Помимо важности учета внеоборотных активов для их анализа с целью повышения эффективости их использования, актуальность настоящего исследования подтверждают значительные изменения в законодательстве бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы. Так, с введением нового плана счетов в 2001 г. изменились не только названия счетов - 02 "Амортизация основных средств" вместо "Износ основных средств", 08 "Вложения во внеоборотные активы" вместо "Капитальные вложения", но и существо информации, собираемой на данных счетах. Если ранее счет 02 "Износ основных средств" был предназначен для сбора информации об износе основных средств, то согласно Инструкции по применению нового Плана счетов на счете 02 "Амортизация основных средств" должна находиться информация об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, в связи с чем исключены операции по начислению амортизационных отчислений за счет собственных средств организаций.
Из состава раздела "Внеоборотные активы" исключен счет 06 "Долгосрочные финансовые вложения", так как аналитический учет по счету 58 "Финансовые вложения" должен обеспечить учет финансовых вложений не только по видам и объектам, в которые осуществлены эти вложения, но и возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации и учета вложений во внеоборотные активы;
- анализ организации учета вложений во внеоборотные активы в ОАО
«Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике учета вложений во внеоборотные активы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1 Теоретические аспекты учета вложений во внеоборотные активы
1.1 Экономическая сущность внеоборотных активов
Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года).
Внеоборотные активы отражаются в бухгалтерском балансе в первом разделе под одноименным названием по отдельным следующим группам: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.
Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию. Согласно п. 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к ним относятся: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения, а также деловая репутация организации и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный (складочный) капитал организации.
Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу. Согласно п.4 и п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу предприятия.
Согласно п. 2 ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» незавершенное строительство - затраты застройщика по возведению объектов строительства с начала строительства до ввода объектов в эксплуатацию. По сути это сумма незавершенных капитальных вложений. К ним относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и другие).
Доходные вложения в материальные ценности представляет собой вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Согласно п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» к финансовым вложениям относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; вклады организации-товарища по договору простого товарищества; прочие аналогичные вложения.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в составе доходных вложений в материальные ценности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражаются основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода.
Согласно п. 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации не относятся: собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования; векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода; драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.
К отложенным налоговым активам, как группе внеоборотных активов, относится часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Согласно п. 9. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» отложенный налог на прибыль - сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
К прочим внеоборотным активам относятся средства и вложения, которые не относятся к вышеперечисленным группам внеоборотных активов. Например, это могут быть расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), которые учитываются на счете 04, но не признаются объектом нематериальных активов, либо активы, стоимость которых несущественна.
В бухгалтерской отчетности нематериальные активы отражаются по строке 110 бухгалтерского баланса (форма № 1); по строкам 010-061 раздела «Нематериальные активы» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
По строке 110 бухгалтерского баланса (форма № 1) отражается остаточная стоимость нематериальных активов, как разница между [Сальдо дебетовым по счету 04 «Нематериальные активы»] и [Сальдо кредитовым по счету 05 «Амортизация нематериальных активов»]. Если начисление амортизации осуществляется без применения счета 05, то по этой строке отражается [Сальдо дебетовое по счету 04 «Нематериальные активы»].
Счет 04 «Нематериальные активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов организации, а также о расходах организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Аналитический учет по счету 04 ведется по отдельным объектам нематериальных активов. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 по первоначальной стоимости. Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.
Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В разделе «Нематериальные активы» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) отражается наличие нематериальных активов по первоначальной стоимости, поступление и выбытие нематериальных активов.
Первоначальная стоимость нематериальных активов: а) приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 14/2007); б) созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 7 ПБУ 14/2007); в) внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 9 ПБУ 14/2007); г) полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 14/2007); д) полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей) (п. 11 ПБУ 14/2007).
При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, которые увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов (п. 6 ПБУ 14/2007). Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы.
В разделе «Нематериальные активы» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) также отражаются амортизационные отчисления по нематериальным активам и амортизационные отчисления по организационным расходам организации. Начисленная сумма амортизации нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). По объектам нематериальных активов, по которым амортизация учитывается без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы».
При выбытии (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) объектов нематериальных активов сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в кредит счета 04 «Нематериальные активы».
Аналитический учет по счету 05 «Амортизация нематериальных активов» ведется по отдельным объектам нематериальных активов.
Согласно п. 15 ПБУ 14/2007 амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списаний стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Согласно п. 21 ПБУ 14/2007 амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете; путем уменьшения первоначальной стоимости объекта; по организационным расходам организации - путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
В бухгалтерской отчетности основные средства отражаются по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1); по строкам 070-250 раздела «Основные средства» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
По строке 120 бухгалтерского баланса отражается остаточная стоимость основных средств: [Сальдо дебетовое по счету 01 «Основные средства»] минус [Сальдо кредитовое по счету 02 «Амортизация основных средств»] плюс [Сальдо кредитовое по субсчету 02 «Амортизация имущества, относящегося к доходным вложениям»] плюс [Сальдо кредитовое по субсчету 02 «Амортизация по объектам недвижимости, учитываемым на счете 08»]
Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.
В форме № 5 отражается наличие основных средств на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие их в течение отчетного периода по группам основных средств, а также амортизация основных средств на начало и конец периода; стоимость основных средств, переданных либо полученных в аренду; стоимость объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации; справочно дается информация о результатах от переоценки объектов основных средств и изменении стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого использование объекта приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 14 ПБУ 6/01).
Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств предназначен счет 02 "Амортизация основных средств".
По строке 130 «Незавершенное строительство» раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса отражается: [Сальдо дебетовое по счету 07 «Оборудование к установке»] плюс [Сальдо дебетовое по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»] плюс [Сальдо дебетовое по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (в части отклонений, относящихся к имуществу, стоимость которого отражена на счетах 07 и 08] минус [Сальдо кредитовое по субсчету 02 «Амортизация по объектам недвижимости, учитываемым на счете 08»].
Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками. К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад или в другое место хранения.
В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться: в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах; после завершения всех работ на объекте строительства.
Доходные вложения в материальные ценности отражаются в бухгалтерской отчетности по строкам 260-310 приложения к бухгалтерскому балансу, где отражается их наличие на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие в течение отчетного периода, а также амортизация доходных вложений в материальные ценности, и по строке 135 раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса, как: [Сальдо дебетовое по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности»] минус [Сальдо кредитовое по субсчету 02 «Амортизация имущества, относящегося к доходным вложениям»].
Поступление материальных ценностей отражается по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», выбытие – по кредиту счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму (далее - материальные ценности), предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение их, включая расходы по доставке, монтажу и установке по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.
Амортизация доходных вложений в материальные ценности отражается по субсчету «Амортизация доходных вложений в материальные ценности» счета 02 «Амортизация основных средств».
Финансовые вложения отражаются в бухгалтерском балансе по строке 140, как [Сальдо дебетовое по счету 58 «Финансовые вложения», в части финансовых вложений со сроком погашения (обращения) более 12 месяцев] плюс [Сальдо дебетовое по счету 55 «Специальные счета в банках», в части сумм на депозитных счетах, относящихся к долгосрочным вложениям] минус [Сальдо кредитовое по счету 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений», в части сумм, относящихся к долгосрочным вложениям].
При приобретении финансовых вложений за счет заемных средств затраты по полученным кредитам и займам учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 60н.
Финансовые вложения считаются долгосрочными, если срок их погашения (обращения) превышает 12 месяцев.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом требования существенности, как минимум, следующая информация: способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам); последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии; стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется; разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость; по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, - разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с порядком, установленным пунктом 22 ПБУ 19/02; стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом; стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи); данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году; по долговым ценным бумагам и предоставленным займам - данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования (раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).
Доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими поступлениями в соответствии с Положением по бухгалтерском учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н.
По строке 145 «Отложенные налоговые активы» раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса отражается: [Сальдо дебетовое по счету 09 «Отложенные налоговые активы»] .
Счет 09 «Отложенные налоговые активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов. Отложенные налоговые активы принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.
При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии следующих условий: а) наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств; б) отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.
Отложенный налоговый актив формируется тогда, когда возникают вычитаемые временные разницы (расходы в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом учете). Согласно п. 11. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Министерства финансов от 19.11.02 № 114н вычитаемые временные разницы образуются в результате: применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль; применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения; излишне уплаченного налога, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах; убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей; наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета - исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности; прочих аналогичных различий.
Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.
Согласно п. 14 ПБУ 18/02 отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату: Отложенный налоговый актив = Вычитаемые временные разницы * Ставка налога на прибыль
По строке 150 бухгалтерского баланса раздела «Внеоборотные активы» отражаются сведения о средствах и вложениях, которые не нашли отражения по другим строкам раздела I баланса.
Например, это могут быть расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), которые учитываются на счете 04, но не признаются объектом нематериальных активов.
По этой строке могут быть отражены активы, стоимость которых несущественна.
2. Формирование информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ »
В целях настоящей курсовой работы исследуется ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ » расположенное по адресу: 462422, г. Орск,пр-кт Мира,12. Основными видами деятельности является разработка,изготовление,
Предприятие имеет организационную структуру управления линейно-функционального типа, для которой характерно разделение труда по конкретным функциям.
Функции оперативного управления деятельностью Общества, контроль за результатами деятельности организации, анализ оперативной учетной и неучетной информации, планирования необходимого количества работников, поиска и отбора требуемых специалистов сосредоточены на директоре Общества. Кроме того, директор Общества контролирует производственный процесс.
Кадровый учет и делопроизводство переданы бухгалтеру, в той части, которая тесно связана с бухгалтерским учетом и начислением заработной платы, кадровый учет ведется по минимуму в соответствии с требованиями контролирующих финансовых органов (налоговые органы, органы статистики и соответствующие фонды). Кроме того, на бухгалтера возложены его непосредственные обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Начальник производства осуществляет координацию работы всех производственных участков.
Инженер-технолог осуществляет контроль за соблюдением технологического процесса производства; осуществляет замер и подготовку заказов к исполнению (расчет, подготовка производственного задания и т.д.); отслеживает состояние склада; осуществляет закупку комплектующих, следит за обслуживанием станочного парка и помещением цеха.
В обязанности кладовщика входит приемка - отпуск материалов; контроль количества комплектующих для производства.
Мастер контролирует исполнение заказов и качества при монтаже окон и дверей, остеклении балкона.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтером по журнально-ордерной форме счетоводства с применением автоматизированного рабочего места бухгалтера.
Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ- ведущее предприятие металлургического машиностроения и лидер по производству погрузочно-заборного и усреднительного оборудования в России.
Производственная база концерна включает в себя следующие основные и вспомогательные производства :металлургическое,сварочное,ме
,производство прокатных валков,инструментальное производство,структура службы качества. В число крупнейших российских потребителей продукции концерна входят ММК,Северсталь, Новолипецкий, Западно-Сибирский ,Нижнетагильский, Оскольский металлургические комбинаты, МЕЧЕЛ, НКМК и другие.
2.2 Раскрытие информации о внеоборотных активах предприятия в бухгалтерской отчетности.
Согласно бухгалтерскому балансу в составе внеоборотных активов в концерне учитываются основные средства, незавершенное строительство и доходные вложения в материальные ценности.
Проанализируем структуру и динамику внеоборотных активов ОАО Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ на основе показателей бухгалтерского баланса (табл. 1).
Таблица 1-Динамика и структура внеоборотных активов Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ
Внеоборотные активы | 2009 г. | 2010 г. | Изменение 2010 г. к 2009 г. (+,-) | Темп роста, % | Структура в стоимости активов, % | Изменения в структуре 2010 г. к 2009г., (+, -), % | |
2009 г. | 2010г. | ||||||
Нематериальные активы | 84 | 201 | +117 | 239,28 | 0,0037 | 0,0081 | +0,0044 |
Основные средства | 284976 | 287634 | +2658 | 100,93 | 12,8 | 11,7 | -1,1 |
Незавершенное строительство | 103735 | 255034 | +151299 | 245,85 | 4,66 | 10,37 | +5,71 |
Доходные вложения в материальные ценности | 4442 | 4331 | -111 | 97,5 | 0,2 | 0,18 | -0,02 |
Долгосрочные финансовые вложения | 97879 | 97879 | - | - | 4,4 | 3,98 | -0,42 |
Отложенные налоговые активы | 2624 | 22773 | +20149 | 867,87 | 0,12 | 0,93 | +0,81 |
Прочие внеоборотные активы | 18427 | 23356 | +161071 | 126,64 | 0,83 | 0,95 | +0,12 |
Всего внеоборотных активов | 512168 | 691209 | +179041 | 134,96 | 23,05 | 28,11 | +5,6 |
Баланс | 2222305 | 2459044 | +236739 | 110,65 | 100 | 100 | Х |
Любая собственность предприятия — машины и оборудование, недвижимость, финансовые вложения, задолженность дебиторов и т. д. — является его активами. Это все то, что можно обратить в денежные средства.
Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.
В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства»
Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.
Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
В активе баланса отражается стоимость имущества организации в разбивке по его составу и направлениям размещения. Заполняя баланс, необходимо помнить следующее:
основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в балансе по остаточной стоимости;
стоимость остатков товаров и прочих материально-производственных запасов отражается в активе баланса за вычетом суммы резерва под снижение стоимости материальных ценностей (если вследствие проведенной инвентаризации возникла необходимость создать такой резерв);
если организация после проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками создала резерв по сомнительным долгам, остаток дебиторской задолженности отражается в активе баланса за вычетом суммы этого резерва;
финансовые вложения отражаются в активе баланса за минусом созданного резерва под их обесценение.
Актив баланса состоит из двух разделов: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». Рассмотрим подробно каждую статью этих разделов баланса.
В разделе «Внеоборотные активы» баланса отражается информация об активах организации, которые используются для извлечения прибыли в течение длительного времени. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы организации.
Строка 110. «Нематериальные активы»
В этой строке баланса отражается остаточная стоимость нематериальных активов (НМА), которые принадлежат организации, — сумма, равная разнице между дебетовым сальдо на счете 04 «Нематериальные активы» и кредитовым сальдо на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Организация согласно учетной политике начисляет амортизацию по всем объектам НМА без применения счета 05, в строке 110 баланса отражается дебетовое сальдо счета 04 и в 2010 году стоимость НМА 201 тыс.руб ,что по сравнению с 2009 равным 84 тыс.руб ,увеличилось на +117 тыс.руб .
Согласно пункту 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к нематериальным активам относятся:
произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания;
деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Обратите внимание: плата за пользование чужим объектом интеллектуальной собственности (например, пользование компьютерными программами без приобретения исключительных прав на них) не приводит к появлению НМА на балансе организации. Такие расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в течение периода, установленного организацией согласно условиям договора или самостоятельно исходя из срока полезного использования объекта, равномерно списываются на счета учета затрат (20, 25, 26, 44 и пр.).
Такой НМА, как деловая репутация, возникает сравнительно редко. Он учитывается в общем порядке — на счете 04.
Организация проводила научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), при составлении баланса обратить внимание на следующий момент. Результаты работ по выполнению НИОКР согласно Плану счетов учитываются на счете 04 «Нематериальные активы», но при этом не всегда формируется объект НМА.
По строке 110 баланса отражаются только нематериальные активы. Поэтому стоимость результатов выполненных НИОКР, которые не являются объектом НМА, но числятся на счете 04, указывается по строке 150 «Прочие внеоборотные активы».
Если в организации много нематериальных активов либо отдельные объекты (группы однородных объектов) НМА признаны существенными по стоимости или значимости, организация вправе привести в балансе расшифровку по видам нематериальных активов. Для этого после строки 110 следует ввести дополнительные строки.
Организация, которая отдала объект НМА в доверительное управление, должна отразить в строке 110 его остаточную стоимость.
Перед составлением отчетности управляющий обязан представить учредителю управления данные о стоимости НМА и начисленной амортизации. Учредитель управления отражает остаточную стоимость этого НМА в балансе по строке 110, не включая при этом в баланс соответствующие остатки по счету 79.
Строка 120. «Основные средства»
Основные средства — это часть имущества организации, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо для осуществления управленческих задач и не предназначено для продажи. К основным средствам относятся здания, транспортные средства, вычислительная и кассовая техника, мебель и т. п. Порядок учета основных средств установлен ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, которые применяются в части, не противоречащей нормам ПБУ 6/01.
Активы (имущество) принимаются к учету как основные средства, если они соответствуют следующим критериям:
предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
срок их полезного использования составляет больше 12 месяцев;
не предполагается дальнейшая перепродажа данных объектов;
способны приносить экономическую выгоду организации.
Основные средства учитываются на одноименном счете 01. Их стоимость переносится на затраты путем начисления амортизации, сумма которой отражается на счете 02 «Амортизация основных средств». По строке 120 баланса показывается остаточная стоимость основных средств — дебетовый остаток по счету 01 «Основные средства» за минусом суммы амортизации, начисленной по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
В ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО- ЮУМЗ» по строке 120 в 2009 году стоимость основных средств составила 284976 тыс.руб., что на 2658 тыс.руб. меньше чем в 2010 году,что означает приобретение основных средств.
Так как у организации есть имущество, учитываемое на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», то при расчете остаточной стоимости основных средств, отражаемой по строке 120 баланса, сальдо по счету 02 следует уменьшить на сумму остатка по субсчету «Амортизация имущества, относящегося к доходным вложениям». Эти суммы амортизации будут учтены при расчете показателя строки 135 баланса.
Аналогичным образом при расчете остаточной стоимости основных средств, отражаемой по строке 120 баланса, в расчет не берется сумма амортизации, начисленной на счете 02 по объектам недвижимости, учитываемым на счете 08, которые введены в эксплуатацию, но право собственности на которые еще не зарегистрировано. Остаточная стоимость таких объектов недвижимости отражается по строке 130 баланса, а значит, амортизация по ним учитывается при расчете этого показателя.
Согласно учетной политике организация ведет учет построенных (приобретенных) объектов недвижимости, государственная регистрация права собственности на которые еще не завершилась, на счете 01 «Основные средства», то их остаточную стоимость следует отражаем по строке 120 баланса.
По строке 120 бухгалтерского баланса также отражается стоимость специальных инструментов, спецоснастки и спецодежды, если согласно учетной политике организации это имущество учитывается на счете 01 «Основные средства».
Основные средства, которые по правилам бухгалтерского учета не подлежат амортизации, отражаются в строке 120 по первоначальной (восстановительной) стоимости. Износ, начисленный по этим объектам на забалансовом счете 010, отражается в форме № 1 по строкам 970 и 980 раздела «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах».
Стоимость основных средств отражается в балансе независимо от того, эксплуатируются они или находятся на реконструкции, консервации, в запасе.
Так же на счете 01 могут числиться основные средства, полученные организацией в аренду. Такая методология учета предусмотрена при аренде предприятия как имущественного комплекса, а также при получении лизингового имущества, если по договору предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. В этом случае арендаторы имущественного комплекса и лизингополучатели показывают по строке 120 баланса остаточную стоимость полученных в аренду (лизинг) основных средств.
Особый случай — имущество, переданное в доверительное управление. Учредитель управления, передавая управляющему основные средства, списывает их стоимость с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом». Амортизация, начисленная по этим основным средствам до момента их передачи в доверительное управление, списывается с дебета счета 02 в кредит счета 79-3.
Основные средства, переданные по договору доверительного управления, учитывает на отдельном балансе и обособленно от собственного имущества доверительный управляющий. Однако в бухгалтерской отчетности данные об этих основных средствах как собственных активах должен показать не управляющий, а учредитель доверительного управления. Он отражает остаточную стоимость основных средств, переданных в доверительное управление, по строке 120 баланса.
Для этого доверительный управляющий перед составлением отчетности представить учредителю управления (в виде баланса и прочих отчетных форм) данные об имуществе, обязательствах, доходах и расходах, полученных при выполнении договора. Учредитель управления при составлении бухгалтерской отчетности полностью включает в нее эти данные. Соответствующие остатки по счету 79 учредитель доверительного управления в балансе не указывает.
Таким образом, если организация передала имущество в доверительное управление, она должна увеличить показатель строки 120 на остаточную стоимость основных средств согласно данным отчета доверительного управляющего.
В рекомендованном Минфином России образце формы № 1 не предусмотрено расшифровочных строк к статье «Основные средства». Если на балансе организации числится большое количество основных средств либо возникает необходимость показать отдельно наиболее существенные группы этих объектов, организация может ввести дополнительные строки к строке 120 баланса. При этом несущественные по стоимости и значимости виды основных средств можно объединить в группу «Прочие основные средства».
Строка 130. «Незавершенное строительство»
Прежде всего следует отметить, что наименование этой строки нужно понимать в широком смысле. Под «незавершенным строительством» понимается сумма незавершенных капитальных вложений. Это расходы на незаконченные строительно-монтажные работы и прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и
переселению, связанные со строительством, затраты на формирование основного стада продуктивного и рабочего скота и т. д.). Кроме того, по строке 130 отражаются затраты на приобретение нематериальных активов и основных средств, требующих и не требующих монтажа, до их ввода в эксплуатацию. По строке 130 указывается сумма затрат на работы, выполняемые как хозяйственным, так и подрядным способом. Незавершенные капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
Если согласно учетной политике организация не переводит на счет 01 «Основные средства» построенные или приобретенные объекты недвижимости до получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности, а продолжает учитывать их на отдельном субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», то стоимость этих объектов недвижимости тоже следует отражать по строке 130.
Обратите внимание: по объектам недвижимости, по которым закончено капитальное строительство, оформлен акт приемки-передачи, документы переданы на государственную регистрацию права собственности и которые фактически эксплуатируются организацией, следует начислять амортизацию в общеустановленном порядке. Причем независимо от того, на каком счете — 01 «Основные средства» или 08 «Вложения во внеоборотные активы» — ведется учет этих объектов недвижимости. Это требование установлено пунктом 52 Методических указаний по учету основных средств. Следовательно, при составлении баланса стоимость таких объектов недвижимости, учитываемых на счете 08, следует отражать за минусом сумм амортизации, начисленной по этим объектам на счете 02.
Показатель строки 130 формируется как сумма остатков по дебету счетов:
07 «Оборудование к установке»;
08 «Вложения во внеоборотные активы»;
16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (в части отклонений, относящихся к имуществу, стоимость которого отражена на счетах 07 и 08). И в ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ»
По строке 130 баланса в составе затрат по незавершенному строительству не отражаются суммы авансов, перечисленные поставщикам и подрядчикам. Согласно пункту 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы авансов и предоплаты не признаются расходами организации. По строке 130 баланса отражаются фактические затраты организации на капитальные вложения, а суммы авансов к таковым не относятся. Они формируют дебиторскую задолженность, которая отражается по соответствующим строкам актива баланса.
Существенные показатели деятельности организация показываются отдельно. Если капитальные вложения организации носят разноплановый характер, то для расшифровки показателя строки 130 вводятся в форму баланса дополнительные строки.
Строка 135. «Доходные вложения в материальные ценности»
В этой строке отражается остаточная стоимость имущества, предназначенного для сдачи в аренду (лизинг) или прокат. Это дебетовый остаток по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» за минусом суммы амортизации, которая отражена по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» субсчет «Амортизация имущества, относящегося к доходным вложениям».
По строке 135 в 2010 году составляет 4331 тыс.руб.,что меньше чем в 2009 году на 111 тыс.руб..
Если организация перестает использовать имущество в качестве доходных вложений (например, после окончания срока действия договора лизинга организация-лизингодатель использует возращенное лизингополучателем имущество для собственных нужд — для производства продукции и пр.), это имущество списывается со счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счетов учета соответствующих активов (счет 01 «Основные средства» и т. д.). Остаточная стоимость такого имущества отражается в других строках баланса.
Строка 140. «Долгосрочные финансовые вложения»
Бухгалтерский учет финансовых вложений регламентируется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». К финансовым вложениям организации относятся:
ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные), в том числе долговые ценные бумаги, в которых определены дата и сумма погашения (облигации, векселя);
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
предоставленные другим организациям займы;
депозитные вклады в кредитных организациях;
дебиторская задолженность, приобретенная по договору уступки права требования;
вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.
Финансовые вложения считаются долгосрочными, если срок их погашения (обращения) превышает 12 месяцев.
По строке 140 отражается сумма остатков по счетам 58 «Финансовые вложения» и 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета» в части сумм, относящихся к долгосрочным вложениям. Их следует уменьшить на величину резерва под обесценение финансовых вложений — кредитовый остаток счета 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений» в части финансовых вложений сроком более года.
При составлении баланса следует учитывать, что финансовые вложения, бывшие раньше долгосрочными, к концу отчетного периода могут стать краткосрочными.. В балансе за 2009 и 2010 года изменений не было по этой строке.
Ценные бумаги, которые котируются на фондовой бирже и котировка которых регулярно публикуется, отражаются в строке 140 по текущей рыночной стоимости, которая определяется по состоянию на конец отчетного периода. Если рыночная цена ниже балансовой стоимости таких ценных бумаг, организация создает резерв под обесценение финансовых вложений. В бухгалтерском балансе создание резерва отражается проводкой:
Дебет 91 Кредит 59 — начислен резерв под обесценение финансовых вложений.
Как уже говорилось, в строке 140 указывается сумма, равная разнице между стоимостью этих ценных бумаг, учтенной по дебету счета 58, и остатком по счету 59. Сальдо по счету 59 в балансе не отражается.
Строка 145. «Отложенные налоговые активы»
По этой строке баланса отражается дебетовое сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы».
Отложенные налоговые активы формируются при возникновении вычитаемых временных разниц (ВВР), когда сумма налоговой прибыли по операции больше, чем прибыль по данным бухгалтерского учета.
Кроме того, ВВР могут возникнуть у организаций, исчисляющих налог на прибыль кассовым методом. У них стоимость не оплаченных поставщикам (подрядчикам) товаров (работ, услуг), учтенная в бухгалтерском учете в составе затрат (например, при списании в производство неоплаченных материалов), до момента оплаты не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Величина отложенного налогового актива рассчитывается как произведение вычитаемой временной разницы и ставки налога на прибыль. В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается проводкой:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — начислен отложенный налоговый актив.
В дальнейшем, когда расходы, ранее списанные в бухгалтерском учете, признаются в целях налогообложения прибыли, величина отложенных налоговых активов уменьшается. Это отражается проводкой:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09 — отражено погашение ранее начисленного отложенного налогового актива.
Организации могут не исчислять отложенный налоговый актив по каждой возникшей временной разнице и не отражать их подетально в бухгалтерском учете, а определять их величину по итоговым данным о размере вычитаемых временных разниц, сформированных (погашенных) за отчетный период.
Остаток по счету 09 может быть небольшим по сумме. Однако по своей значимости это существенный показатель. Он отражает сумму, которая уменьшит налог на прибыль в последующих отчетных периодах. Поэтому отложенные налоговые активы необходимо отразить в балансе отдельной строкой. Включать эту сумму в состав прочих внеоборотных активов нельзя.
ПБУ 18/02 предоставляет организациям право отразить в балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (п. 19 ПБУ 18/02). Для этого следует определить разницу сальдо по счетам 09 и 77. Если дебетовый остаток по счету 09 «Отложенные налоговые активы» больше кредитового остатка по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства», то разница между ними отражается по строке 145 баланса. Строка 515 «Отложенные налоговые обязательства» в этом случае не включается в баланс.
В 2010 году произошло значительное увеличение суммы отложенных налоговых активов +20149 тыс.руб.
Строка 150. «Прочие внеоборотные активы»
По строке 150 указывают остаточную стоимость активов, которые не отражены по другим строкам раздела «Внеоборотные активы» баланса. К примеру, это могут быть расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), которые не признаются объектом НМА, но учитываются на счете 04 «Нематериальные активы».
При заполнении этой строки нужно учитывать следующее. В составе прочих внеоборотных активов отражаются те активы, стоимость которых признается несущественной и информация о которых не важна для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.
Строка 190. «Итого по разделу I»
Строка 190 — итоговая для раздела I баланса. В ней отражается стоимость всех имеющихся в организации внеоборотных активов. Показатель строки 190 формируется как сумма строк:
110 «Нематериальные активы»;
120 «Основные средства»;
130 «Незавершенное строительство»;
135 «Доходные вложения в материальные ценности»;
140 «Долгосрочные финансовые вложения»;
145 «Отложенные налоговые активы»;
150 «Прочие внеоборотные активы».
3. Концептуальные различия между РСБУ и МСБУ
Принципы и допущения МСБУ РСБУ
Непрерывность деятельности предприятия- предполагается, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать свою деятельность в обозримом будущем. Не все предприятия реально применяют принцип непрерывности при подготовке финансовых отчетов: часть из них - на грани банкротства, другие не могут гарантировать стабильность деятельности предприятий в будущем. Кроме того, отрицательная финансовое представление компании делается по причине налогообложения.
Постоянство учетной политики Учетная политика предприятия не подвергается каким либо изменениям без явной необходимости. Отчетность ведется в соответствии с действующими законодательными положениями и нормами, которые постоянно меняются. В отчетности не отражаются влияния изменений в учетной политике.
Метод начислений Доходы (расходы) предприятия относятся на тот период, в который они фактически были получены (понесены) Доходы и расходы предприятия не всегда относятся на те периоды, в которые они реально имели место. Например: РСБУ не позволяет оценивать расходы, не потвержденные документально, несмотря на то, что экономические выгоды, связанные с такими расходами, были уже получены.
Существенность В отчетность включаются только учетные позиции, которые могут повлиять на принятие решений Перечень статей отчетности определяется Министерством финансов РФ. Процедуры учета некоторых несущественных элементов сложны и обременительны для системы бухгалтерского учета. Например: учет малоценных и быстроизнашиваемых предметов.
Преобладание сущности над формой Результаты операций и сделок отражаются в соответствии с реальным положением вещей Отражение операций и сделок подчиняется нормативным требованиям, таким образом, форма доминирует над содержанием
Осмотрительность (консерватизм) Предпринимаются все необходимые меры для снятия неопределенности, во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов Принцип осмотрительности соблюдается не везде. Например: принцип оценки по наименьшей из себестоимости или рыночной стоимости редко используется в российской практике бухгалтерского учета или не создаются резервы на моральное устаревание ТМЗ.
Заключение
Таким обрзаом, к внеоборотным активам относятся дорогостоящие средства труда, которые используются в нескольких производственных циклах и имеют срок использования более одного года.
В первой главе своей курсовой я изложила теоретические аспекты учета вложений во внеоборотные активы,их экономическая сущность ,а также как они отражаются в бухгалтерской отчетности.
Во второй главе формирование информации о внеоборотных активах в ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ» и отражение в бухгалтерской отчетности организации
Третья глава содержит в себе концептуальные различия РСБУ и МСФО.
Список использованных источников.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2007.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 № 91н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 27.11.2006 N 155н // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mvf.klerk.ru.
14. Внеоборотные активы. Бухгалтерский учет на основе нового Плана счетов 2001. / Иванова Н.М. и др., Карпов В.В. - Экономика и финансы, 2002.
15. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник: доп. Мин. обр. РФ в качестве учебника для студ. вузов - М.: Инфра-М, 2007.- 592 с.
16. ПБУ 5/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт материально-
производственных запасов». Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.01№ 44н.
17. ПБУ 6/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств».
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н.
18. ПБУ 14/2000. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных
активов». Утверждено Приказом Минфина от 16.10.2000 №91н.
19. ПБУ 15/01. «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».
Утверждено Приказом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н.
20. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению. Приказ МФ РФ от 31 октября 2000
г. № 94н.
21. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.
22. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности».
23. Гражданский кодекс РФ: Официальный текст. — М., 1996.
24. Федеральный закон от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
25. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена ППРФ от 6.03.98. № 283
26. ПБУ 1/98. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98, № 60н.
27. ПБУ 4/99. Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 433.