Внешний и внутренний аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве.

Файлы: 1 файл

предпренимт право.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

 

Ведение

 

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться  кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в  связи, с чем изменились формы  контроля государства за предпринимательской  деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным  хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств  и ведомств, без регулирующего  воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается  выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных  отчислений, коммерческих и командировочных  расходов на результаты хозяйственной  деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и  обязательные платежи. Любое предприятие  обязано вести бухгалтерскую  и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве.

 Обязанность предприятия  вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую финансовую отчетность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие аудита

 

Аудиторская деятельность (аудиторские  услуги) в соответствие с Федеральным законом №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

В российских стандартах аудиторской  деятельности дается следующее определение  аудита:

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения  финансовой отчетности деятельности предприятия.

Аудитор – это лицо, проверяющее  состояние финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей  сущности: по подходу к проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам  проверки.

Понятие аудита значительно шире понятия  контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений  по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.

Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу в бизнесе.

Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Внутренний аудит

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов— обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля—  провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению  эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности—  осуществить экспертную оценку различных  сторон функционирования организации  и предоставить обоснованные предложения  по их совершенствованию.

Получило распространение деление  внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности. 1

Анализируя внутренний аудит более  детально, можно выделить следующие  его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический  аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит  на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся  аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным  лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных  функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается  в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит  систем управления представляет собой  проводимый органом внутреннего  аудита контроль разнообразных звеньев  управления на предмет их организационной  и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и  функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и  процессов, связывающих организацию  с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и  др. Здесь определяются все сильные  и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения  в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы  ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными  органами законов, подзаконных  актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления  формальных правил, заданий и  т.п. 

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов  управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности  и законности совершаемых сделок — основные, но не все основные направления  аудиторского контроля в области  финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие  в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит  от возможности повлиять на предпосылки  решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться  в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые  цели.

В этом случае внутренний аудитор, при  санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом  подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача —  оценка деятельности внутренних технологических  контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы  внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих  функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

— участвовать в разработке внутрифирменных  организационно-нормативных документов;

— решать задачи финансово-экономической  диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

— консультировать работников организации  по различным вопросам законодательства;

— участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала  организации;

— консультировать работников аппарата управления по исполнению различных  финансово-хозяйственных операций;

— участвовать в постановке бухгалтерского учета. 2

 

3. Внешний аудит

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами для проверки достоверности финансовых отчетов проверяемого предприятия, а также объективной оценки его финансовых возможностей. Выполнение такой независимой экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта предполагает одновременно и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.  
Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут  быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических  программ, то владельцы средств и  акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности  заключаемых исполнительной властью  сделок, рационального использования  денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы  принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.

Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета  и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение  о них мнения заказчику, защита прав собственности.

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним пользователям  наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Статус внешних  аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень  их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными  принципами аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Отличия между внешним и внутренним

 

Критерии различия

Внутренний аудит

Внешний аудит

1

Цель

Выражение мнения о достоверности  финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами

Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью  ведения учёта и представляемой руководству учётной информации

2

Объекты

Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство

3

Субъекты

Независимые эксперты, имеющие  соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Сотрудники, подчинённые  руководству организации и находящиеся  в штате организации

4

Характер деятельности

Предпринимательская деятельность

Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства  организации

5

Правовое регулирование

В основном гражданское право, хозяйственные договоры

Гражданское право, хозяйственные  договоры, административное право

6

Управленческие связи

Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с  клиентом, отчёт перед ним

Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации

7

Практические задачи

Улучшение финансового положения  организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента

Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной  информации, помощь в консультировании

8

Результат

Аудиторское заключение и  рекомендации для клиента, конфиденциальность информации

Отчёт и рекомендации для  бухгалтерии по оптимизации системы  учёта, устранению недостатков, организационные  выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним  организациям

9

статус

Внешний аудитор – независимый  эксперт

Внутренний аудитор-сотрудник организации

Информация о работе Внешний и внутренний аудит