Внутренний аудит на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

В настоящее время в государственном секторе экономики повышается интерес к эффективности управления наделенным имуществом и соблюдению целевой направленности выделенных средств, а в частном секторе всё чаще учредители первой волны уходят от дел организаций и назначают наёмных работников на должность управленцев. Всё это ведёт к необходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3с.
Глава I. Внутренний аудит………………………………………..........................5 с.
§1.1. Понятие «внутренний аудит»…………………………………………………5 с.
§ 1.2. Основные характеристики и роль внутреннего аудита……………………..6 с.
§1.3. Цель, задачи и функции внутреннего аудита…………………………………9 с.
§ 1.4. Трудности практического внедрения внутреннего аудита………………….10 с.
§ 1.5. Достоинства и недостатки внутреннего аудита в сравнении с внешним аудитом..11с.
§1.6. Организационные принципы внутреннего аудита …………………………… 13 с.
§ 1.7. Структура внутреннего аудита………………………………………………….14 с.
§ 1.8. Реализация функций внутреннего аудита………………………………………..15 с.
Глава II. Внутренний аудит на предприятии………………………………………..18 с.
§2.1.Направления внутреннего аудита…………………………………………………. 18 с.
§2.2. Дополнительные возможности внутреннего аудита…………………………….. 19 с.
§2.3.Отчеты внутренних аудиторов ……………………………………………………...20 с.
§2.4.Общий подход к организации внутреннего аудита ………………………………..21 с.
§2.5.Отдел внутреннего аудита…………………………………………………………… 22с.
§2.6.Функционирование внутренних аудиторов………………………………………… 24с.
Заключение ………………………………………………………………………………….26с.
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Внутренний аудит.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3с.

Глава I. Внутренний аудит………………………………………..........................5 с.

§1.1. Понятие «внутренний аудит»…………………………………………………5 с.

§ 1.2. Основные характеристики и роль внутреннего аудита……………………..6 с.

§1.3. Цель, задачи и функции внутреннего аудита…………………………………9 с.

§ 1.4. Трудности практического внедрения внутреннего аудита………………….10 с.

§ 1.5. Достоинства и недостатки внутреннего аудита в сравнении с внешним аудитом..11с.

 §1.6. Организационные принципы внутреннего аудита …………………………… 13 с.

 § 1.7. Структура внутреннего аудита………………………………………………….14 с.

§ 1.8. Реализация функций внутреннего аудита………………………………………..15 с.

Глава II. Внутренний аудит на предприятии………………………………………..18 с.

§2.1.Направления внутреннего аудита…………………………………………………. 18 с.

§2.2. Дополнительные возможности внутреннего аудита…………………………….. 19 с.

§2.3.Отчеты внутренних аудиторов ……………………………………………………...20 с.

§2.4.Общий подход к организации внутреннего аудита ………………………………..21 с.

§2.5.Отдел внутреннего аудита…………………………………………………………… 22с.

§2.6.Функционирование внутренних аудиторов………………………………………… 24с.

Заключение ………………………………………………………………………………….26с.

Список литературы…………………………………………………………………………. 28с.

 

Введение

 

 В настоящее время в государственном  секторе экономики  повышается интерес к эффективности управления наделенным имуществом и соблюдению целевой направленности выделенных средств, а в частном секторе всё чаще учредители первой волны уходят от дел организаций и назначают наёмных работников на должность управленцев. Всё это ведёт к необходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей. При этом в качестве основного инструмента контроля и гаранта честных отношений между учредителем и наемными менеджерами выступает служба внутреннего аудита.

Интерес к внутреннему аудиту в последнее время неуклонно возрастает, но в то же время, по мнению отдельных специалистов и менеджеров, для российской практики организация внутреннего аудита является делом новым и в силу своей законодательной необязательности ненужным.

Такое отношение к внутреннему аудиту можно объяснить следующим:

1. В настоящее время менеджмент уделяет очень мало внимания вопросам организации учета и контроля. Организация учета и контроля воспринимается им как оброк, установленный законом, но абсолютно неэффективный и ненужный. До сих пор у значительной части российских менеджеров, к сожалению, сохраняются прежние представления о содержании контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с ревизорами, они понимают аудит исключительно как проверок бухгалтерской документации и годовой бухгалтерской отчетности.

Это обусловлено очень многими причинами: отсутствием у организации какой-либо стратегии развития; недостаточностью экономического образования у ряда топ-менеджеров компаний; неосознанием всей совокупности потенциальных угроз, стоящих перед организацией в ходе осуществления деятельности; непониманием назначения и роли учета и контроля как инструмента повышения эффективности деятельности организации и т.д. Такие представления уже не соответствуют современным требованиям к кадровому потенциалу, современной структуре организации, в которой высока доля умственного труда, к ответственности за принимаемое решение.

2. Отсутствием необходимых теоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудита применительно к российским условиям.

3.  Недостатком нормативных документов по регулированию деятельности внутренних аудиторов и недостаточным уровнем профессионализма аудиторских кадров.

4. Понятийной неопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурном плане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионной комиссии и т.д.

Справедливости ради следует заметить, что понятие внутреннего аудита действительно не является новым, оно возникло достаточно давно. И если на первых этапах своего становления (вторая половина 19-го века , Германия) он в большей степени представлял собой форму контроля за состоянием бухгалтерского учета, то уже в начале 20-го века смысл внутреннего аудита заключался в нефинансовой оценке операций компании и систематическом поиске путей повышения эффективности управления.

Несмотря на длительный процесс своего развития, наибольшее распространение внутренний аудит стал получать в третьем тысячелетии. Однако и в настоящее время среди специалистов не наблюдается единства в подходах к определению термина «внутренний аудит». Одни из них пытаются отождествить внутренний аудит с внешним или, по крайней мере, найти между ними сходств о, другие же, наоборот, пытаются найти различия или противоречия.

В данной работе мы постараемся раскрыть сущность понятия аудита, его цели, функции и задачи, а так же особенности проведения внутреннего аудита на предприятии. Подробно остановимся на трудностях внедрения системы внутреннего аудита, рассмотрим его достоинства и недостатки. Работа состоит из двух глав. В первой из которых 8 параграфов, а во второй 6. В работе использовались монографии и статьи основных исследователей рассматриваемого вопроса.

 

 

 

 

Глава I. Внутренний аудит

§1.1. Понятие «внутренний аудит»

В науке известно несколько подходов к определению понятия «внутренний аудит».

В.В. Бурцев указывает, что внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) [3, 88].

По мнению В.Д. Адреева Внутренний аудит – элемент системы внутреннего контроля, необходимый для крупных хозяйствующих субъектов, в основном негосударственного сектора экономики, чтобы с его помощью успешно конкурировать на рынке за счет роста качества, снижения себестоимости продукции, знания потребностей рынка и, таким образом, повышения эффективности работы [1, 34].

Г.Я. Гольштейн пишет, что Внутренний аудит – независимая оценочная функция, целью которой является помощь штабу в эффективной разгрузке его ответственности. Для этого внутренние аудиторы снабжают штаб анализом, оценками и рекомендациями по соответствующим видам активности [4, 104].

В. Петров отмечает, что Внутренний аудит – функция, которая призвана участвовать в оценке надежности и эффективности системы внутреннего контроля (не только финансового, но и операционного контроля, контроля за соблюдением политик и процедур), в процессе управления рисками, с которыми сталкивается компания (например, при выведении на рынок новых продуктов, внедрении новых информационных систем, реструктуризации бизнеса), в процессе корпоративного управления [6, 55].

Нельзя сказать, что какое-то из приведенных выше определений некорректно и не выявляет сущность внутреннего аудита, просто они ограниченны и не раскрывают в полном объеме сущность внутреннего аудита на современном этапе. Даже определение, приведенное в российских стандартах аудиторской деятельности, нельзя признать точным, так как согласно ему под внутренним аудитом следует понимать организованную экономическим субъектом, действующую в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированную внутренними документами систему контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Возможно, всё это обусловлено буквальностью перевода термина с английского языка. Дословно термин «внутренний аудит» – internal audit – означает внутреннюю проверку счетов, ревизию. Однако многие авторы соглашаются, что у внутреннего аудита иные смысл, назначение и организация. И наиболее точно их передает определение понятия, данное международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) – «внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления организацией ».

Следовательно, внутренний аудит следует воспринимать скорее как разновидность консалтинга, чем контроля. А говорить о том, что к институтам внутреннего аудита относятся назначаемые учредителями ревизоры, ревизионные комиссии и подобные органы , не совсем корректно в силу отличия задач, стоящих перед этими институтами , от выполняемых службой внутреннего аудита.

§ 1.2. Основные характеристики и роль внутреннего аудита

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основными характеристиками внутреннего аудита являются:

1. Независимость и объективность. Независимость рассматривается в контексте функциональной подчиненности службы внутреннего аудита в структуре организации. Независимость, как правило, достигается путем разделения функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное – учредителям). Объективность рассматривается как способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы.

2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. В данной ситуации внутренний аудит выполняет, в первую очередь , не контрольную функцию, а оценочную, он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками, для формирования рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов.

3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией.

Следовательно, на современном этапе контрольная функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверность бухгалтерской отчетности не остается ни главной, ни единственной, а задачей внутреннего аудита является решение вопросов управления и экономической политики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверки соблюдения регламентов превращается в творческий процесс [1, 76].

Все мы понимаем, что внутренний аудит играет важную роль с жизнедеятельности любой организации, а именно внутренний аудит является:

1. Действенным механизмом оценки эффективности деятельности менеджмента. Внутренний аудит становится мощным инструментом контроля происходящих в организации процессов во всей полноте. Каким бы профессиональным ни был менеджмент, для учредителей, руководствующихся принципом «доверяй, но проверяй», актуальным становится вопрос контроля за состоянием дел в организации и оценки эффективности их ведения.

2. Механизмом совершенствования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит не только проверяет и оценивает систему внутреннего контроля на предмет ее соответствия поставленным целям и заданным критериям, но и предоставляет рекомендации по ее совершенствованию.

3. Объективным источником информации. Менеджмент организации, для которого управление является повседневной работой, не всегда способен объективно оценить сложившуюся в организации ситуацию. Даже если им и осуществляется контроль всех бизнес-процессов, у него, как правило, нет ни времени, ни навыков для сбора, структурирования и обобщения информации. Внутренний же аудит, наоборот, обладает информацией по всем аспектам деятельности организации и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. В данной ситуации внутренний аудит становится источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

4.  Механизмом совершенствования системы управления.

5. Предоставляет гарантии. Учредителям и менеджменту компании необходимо получить гарантии того, что система внутреннего контроля эффективна, сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются.

6. Нацелен на решение проблем. Внутренний аудит – это, по сути, специально созданный механизм, основной целью которого является поиск и решение проблем, а следовательно, он служит стимулом к внедрению перемен. Бороться с симптомами, а не с самой болезнью, возможно, имеет смысл в краткосрочной перспективе, но этого явно недостаточно, когда речь идет о долгосрочной и среднесрочной перспективе, так как проблемы непременно проявляются вновь. В этой связи должным образом организованная служба внутреннего аудита является не только средством лечения болезней, но и средством повышения иммунитета, то есть помогает выявлять проблемы и решать их.

Информация о работе Внутренний аудит на предприятии