Внутренний аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономического субъекта (административное руководство, менеджмент) и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (акционеры, собственники, инвесторы). По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА. 5
1.1 Характеристика и специфические особенности внутреннего аудита. 5
1.2 Цели, задачи, значение и объекты внутреннего аудита 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ 17
2.1 Организация внутреннего аудита и пути повышения его эффективности 17
2.2 Проблемы дальнейшего развития внутреннего аудита 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 40

Файлы: 1 файл

Внутренний аудит курсовая.docx

— 77.38 Кб (Скачать файл)

- расчет и оценка коэффициентов  ликвидности, таких как общий  показатель ликвидности, коэффициентами  абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственными  средствами, коэффициентом восстановления  или утраты платежеспособности;

- расчет и оценка финансовой  устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое  финансовое состояние, кризисное состояние.

- оценка деловой активности, расчет и анализ финансового цикла;

- факторный анализ прибыли от реализации;

- анализ рентабельности  организации, расчет коэффициента  финансовой независимости, его влияние  на выбор стратегии управления;

- анализ движения собственного  капитала, расчет чистых активов.

- анализ движения денежных  средств, оценка достаточности денежных средств.

- анализ движения заемных средств;

- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

- анализ амортизируемого  имущества (объем, динамика, структура, эффективность);

- анализ движения средств  финансирования долгосрочных финансовых вложений.

Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные комбинации и зависимости.

Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложение, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку.

Четко налаженный контроль за выполнением принятых решений по результатам аудиторских проверок обеспечивает эффективность мероприятий по устранению выявленных проверкой недостатков. Контроль за исполнением приказа осуществляется путем рассмотрения докладов руководителя проверенного подразделения о выполнении указаний руководителя предприятия, анализа данных отчетности и документальной проверке работы подразделения на месте.

Для учета и контроля за исполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы: наименование подразделения, на котором проведена проверка; организационный метод проверки; дата отчетного документа о проверке; дата приказа по результатам проверки; номер приказа; сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке; дата фактического представления отчета о выполнении приказа; сумма ущерба денежных средств; сумма ущерба в результате налоговых нарушений; сумма ущерба материальных ценностей и ценных бумаг; передано в суд; сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг; сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно; сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.12

Работа службы внутреннего аудита считается наиболее эффективной лишь тогда, когда выявленные и отраженные в отчете негативные моменты будут устранены, а положительные, могут в дальнейшем позитивно повлиять на успех в работе организации.

 

            2.2 Проблемы дальнейшего развития внутреннего аудита

Первая сложность связана с отношением собственников и менеджмента организации к вопросу разделения полномочий и ответственности за контроль.

С одной стороны, одна из  основных ролей подразделения внутреннего аудита в системе управления – это роль обеспечения обратной связи между системой внутреннего контроля организации и внутренними или внешними изменениями. При условии обеспечения эффективной деятельности подразделения внутреннего аудита в организации, обратная связь существует в виде системы своевременного и адекватного реагирования на данные изменения. Это должно отражаться в первую очередь в виде внесения изменений в процедуры внутреннего контроля.

С другой стороны, эта ключевая роль не означает, что именно  подразделение внутреннего аудита несет полную ответственность за построение системы внутреннего контроля в организации. Как показывает опыт передовых мировых компаний, построение эффективной системы внутреннего контроля возможно только в том случае, когда сам менеджмент принимает на себя первостепенную роль в данном процессе, уделяя должное внимание вопросам внедрения и развития внутреннего контроля в организации. В таких компаниях высшее руководство не только принимает на себя ответственность за организацию эффективного внутреннего контроля, но и постоянно, при общении с сотрудниками организации, подчеркивает важность данной деятельности для достижения общих, в том числе и стратегических, целей организации.13

Соответственно, обсуждая сложности, с которыми сталкиваются современные подразделения внутреннего аудита и контроля, в первую очередь стоит обратить внимание на вопрос разделения зон ответственности за обеспечение эффективного внутреннего  контроля.

Вторая сложность связана с исторически сложившимся в Кыргызской Республике отношением к контролю как к механизму, позволяющему выявить и оценить уже произошедшие события, которые негативным образом повлияли на достижение организацией поставленных перед ней целей. Отсюда проистекает распространенное мнение, что контроль является не составной частью системы управления, а некой карательной функцией, основная цель которой - обеспечение выявления ошибок, допущенных сотрудниками организации при осуществлении ими своей деятельности, с последующим принятием  организационных или кадровых решений.

Такой стереотип, безусловно, усложняет деятельность подразделения внутреннего аудита, так как в некоторых случаях вызывает противодействие проведению аудиторской проверки (чаще всего это скрытое противодействие, выраженное в несвоевременном предоставлении информации по аудиторскому запросу или в предоставлении информации в меньшем объеме, чем отражено в запросах аудиторов). Кроме того, данный подход обуславливает ориентацию менеджмента на ретроспективный, а не на превентивный контроль.14

Третья сложность - подход менеджмента и собственников компании, в соответствии с которым ценность внутреннего аудита сопоставляется с расходами, которые компания несет на содержание подразделения внутреннего аудита.  Такой подход понятен с точки зрения бизнеса, но не в полной мере применим к оценке данного вида деятельности.

В первую очередь необходимо учитывать, что рекомендации внутренних аудиторов снижают риски потерь или наступления других неблагоприятных для организации событий, но оценить эти риски, как до выполнения рекомендаций аудиторов, так и после, возможно не всегда. Особенно сложно давать оценку, когда вопрос касается рисков искажения той или иной формы отчетности, что, в свою очередь,  приводит к риску принятия менеджментом неверного управленческого решения.

Кроме того, важно учитывать, что часто эффект от аудиторских рекомендаций проявляется на большом временном интервале, который возникает от момента выполнения рекомендаций до момента появления заметного влияния на показатели деятельности того или иного подразделения или бизнеса в целом.

А как возможно оценить влияние такого фактора, как участие подразделения внутреннего аудита в создании системы противодействия корпоративному мошенничеству? Очевидно, что само по себе наличие такого подразделения существенно снижает риски применения сотрудниками организации мошеннических схем и является одной из мер противодействия.

Таким образом, оценка того вклада, которую внутренний аудит привносит своей деятельностью, является не менее сложной задачей, чем оценка добавочной стоимости, которую создает своей работой квалифицированный менеджер по подбору персонала или системный администратор.

Лучшей практикой в данной области является не оценка эффективности деятельности подразделения внутреннего аудита по классической схеме, через соотношение сэкономленных средств (сниженных рисков) и фактических расходов на содержание подразделения, а оценка полезности функции. Данную оценку деятельности службы внутреннего аудита может дать менеджмент организации, который находится в тесном взаимодействии с внутренними аудиторами и видит реальные результаты.

Четвертой сложностью, и возможно, самой значимой на данном этапе развития функции «внутренний аудит», является дефицит квалифицированных специалистов. В первую очередь это обусловлено относительной молодостью профессии, и, как следствие, отсутствием серьезного базового образования для внутренних аудиторов, начинающих свой профессиональный путь в данной области. Достаточно часто на различных профессиональных конференциях и встречах можно услышать мнение о том, что сегодня в стране недостаточно юристов и экономистов высокой квалификации. Молодых специалистов, получивших профильное образование по данным направлениям, достаточно много, в тоже время, профессионалов сложно отыскать. И это при том, что почти каждое высшее учебное заведение выпускает ежегодно несколько десятков юристов и экономистов. А если мы говорим о внутренних аудиторах, то сразу возникает вопрос: какие высшие учебные заведения выпускают специалистов по внутреннему аудиту и контролю? К сожалению, сегодня внутренний аудит в отечественных ВУЗах не является отдельной специальностью, вопросы данной дисциплины в лучшем случае очень кратко рассматриваются в рамках курса  «Бухгалтерский учет и аудит». Поэтому единственно возможный на сегодня путь притока «молодой крови» в профессию – это обучение и профессиональная переподготовка специалистов из смежных областей: бухгалтеров, экономистов, финансистов, бизнес-аналитиков.

Достаточно часто руководители подразделений внутреннего аудита используют внутренние ресурсы организации, привлекая к работе молодых способных сотрудников с хорошими базовыми знаниями, но не имеющих соответствующего опыта, «выращивая» из них профессиональных внутренних аудиторов, при этом данный путь является достаточно длительным и ресурсоемким.

Основные направления развития: текущие планы

IT-аудит

Исходя из целей деятельности службы внутреннего аудита, ее сотрудники должны быть профессионалами не только в области рисков, аудита и внутреннего контроля.15 Внутренние аудиторы должны обладать знаниями в основных областях деятельности организации и хорошо понимать риски, присущие различным бизнес процессам: закупки, сбыт, логистика, финансы, и т.д. Как показывает мировой опыт, а также опыт развития функции «внутренний аудит» в крупных компаниях, одна из основных областей особенно требует к себе внимания и отличается от других своей спецификой – это область информационных технологий.

Обычно внутренний аудитор не обладает глубокими знаниями в области информационных технологий, поэтому для проведения аудитов данной области необходимы сотрудники с особыми компетенциями: IT-аудиторы.

Выделение IT-аудита в отдельное направление способствует повышению эффективности деятельности внутреннего аудита, позволяя использовать специализированный и углубленный подход к аудиту бизнес-процессов, включая оценку эффективности существующих автоматизированных контролей и разработку соответствующих рекомендаций по усовершенствованию систем, используемых в организации.

Стоит отметить при этом, что лучшей практикой в данной области является не проведение обособленных IT-аудитов, а использование квалифицированного специалиста в данной области при проведении большинства операционных и финансовых аудитов.

Повышение эффективности внутреннего консалтинга

Большинство подходов к организации внутреннего аудита сходятся в одном: построение и поддержание системы внутреннего контроля является одной из ключевых задач менеджмента организации. При этом, задача внутреннего аудита заключается в независимой оценке эффективности этой системы и выработке рекомендаций по ее совершенствованию. Выработка рекомендаций подразумевает не только деятельность по разработке корректирующих мероприятий, но и такой эффективный механизм, как внутренний консалтинг. Внутренние аудиторы, как профессионалы в области внутреннего контроля, способны дать  исполнительному руководству и «владельцам» бизнес-процессов консультации по  вопросам повышения эффективности системы внутреннего контроля.16

Развитие внутреннего управленческого консалтинга неразрывно связано с определением ответственности за контроль. В организации, в которой и исполнительное руководство и линейный менеджмент перекладывает ответственность за постановку системы внутреннего контроля на подразделение внутреннего аудита, управленческий консалтинг в вопросах контроля не будет востребован. Напротив, лучшей практикой в области внутреннего управленческого консалтинга является привлечение  исполнительным руководством или комитетом по аудиту сотрудников служб внутреннего аудита к участию в обсуждениях по вопросам усовершенствования бизнес-процессов и выявления новых рисков.

Подготовка и использование в деятельности службы внутреннего аудита моделей компетенций.

Одним из способов решения проблемы недостатка квалифицированных специалистов во внутреннем аудите является использование модели компетенций, которая представляет собой формализацию профессиональных знаний и навыков сотрудников службы внутреннего аудита. Данная модель компетенций разрабатывается для всех специалистов, участвующих в деятельности подразделения, начиная от помощника аудитора и заканчивая руководителем подразделения. На основании данной модели компетенций производится оценка уровня соответствия конкретного сотрудника. Результатом данной деятельности является список приоритетных областей развития для каждого из сотрудников и план индивидуальных тренингов, курсов или семинаров.

В комплексе все три основных направления развития подразделения внутреннего аудита направлены на повышение эффективности деятельности и преодоление сложностей текущего этапа развития функции.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

Профессионалы же давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.

Роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена их разработка. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в Кыргызской Республики встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.

Однако принятие Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции отечественного аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями экономической информации.17

Информация о работе Внутренний аудит