Внутренний и внешний аудит турфирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Целью внешнего аудита является не только непосредственный аудит финансовой отчетности, но и выработка комплекса мер, позволяющих клиенту максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.

Файлы: 1 файл

курсовая ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ АУДИТ.docx

— 56.21 Кб (Скачать файл)

Обстоятельства, указанные в первом пункте, могут  привести к выражению мнения с  оговоркой или к отказу от выражения  мнения.

Обстоятельства, указанные во втором пункте, могут  привести к выражению мнения с  оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение  с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное  мнение, но влияние разногласий с  руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно  и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место  в тех случаях, когда ограничение  объема аудита настолько существенно  и глубоко, что аудитор не может  получить достаточные доказательства и следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отрицательно  мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия  с руководством настолько существенно  для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводы, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор может иметь разногласия с  руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такие разногласия являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Отказ аудиторской  организации от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта в  аудиторском заключении означает, что  в результате определенных обстоятельств  аудиторская фирма не может выразить такое мнение.

Заключение  аудиторской фирмы по результатам  проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой  бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством РФ аудита. Это  заключение также носит юридический  статус.

Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.

Вводная часть включает все необходимые  сведения об аудиторской фирме или  аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются  юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской  деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего  лицензию, срок действия лицензии); фамилия, имена и отчества аудиторов, принимавших  участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестата аудитора.

Аналитическая часть представляет собой отчет  аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего аудита, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим  субъектом законодательства при  совершении финансово-хозяйственных  операций.

Аналитическая часть должна быть адресована администрации  экономического субъекта.

Итоговая  часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Она должна включать: название данной части; наименование адресата итоговой части; наименование экономического субъекта; объекта аудита; указание на нормативный  акт, которому должна соответствовать  бухгалтерская отчетность; распределение  ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении  бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение  существенных обстоятельств, приведших  к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, влияние обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

Итоговая  часть не может быть датирована ранее  даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая  и итоговая часть могут подписываться  и скрепляться печатью отдельно. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также  не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим лицам  для использования в предпринимательской  деятельности.

 

 

 

2. Взаимодействия и различия  внутреннего и внешнего аудита

 

2.1 Взаимодействие внешнего и  внутреннего аудита

 

Качество  работы внутреннего аудита оказывает  определенное влияние и на проведение аудиторских проверок внешними аудиторами.

Эффективная работа отдела внутреннего аудита позволяет  внешним аудиторам не проводить  детальную проверку, так как внешний  аудитор может в определенной мере доверять внутренним аудиторам  в раскрытии ошибок и нарушений. При этом существенно снижаются  затраты времени на проверку в  связи с сокращением объема независимых  процедур. Однако в данной ситуации нельзя считать, что ответственность  внешнего аудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия будет уменьшена  или разделена с внутренними  аудиторами.

В свою очередь  для внутренних аудиторов доверие  со стороны внешнего аудитора служит одним из профессиональных ориентиров и стимулирует их деятельность в  рамках действующей на предприятии  системы контроля, необходимой для  эффективного ведения бизнеса, сохранности  активов и достижения максимально  возможной полноты и точности учетных записей.

В настоящее  время порядок взаимодействия внешних  и внутренних аудиторов регулируется Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Изучение и использование  работы внутреннего аудита».

Взаимодействие  внешнего и внутреннего аудиторов  со стороны внутреннего аудита должно быть основано на позиции максимального  содействия независимому аудитору, со стороны внешнего аудитора – на концепции беспристрастного подхода  к оценке степени доверия, оказываемой  внутреннему аудитору. Данное положение  отражено в Правиле (стандарте) аудиторской  деятельности, которое предоставляет  аудиторской организацией право  свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами, иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и возможность получения информации по любому важному вопросу, который может повлиять на ее работу.

Мнение  о деятельности внутреннего аудита формируется аудиторской организацией уже на стадии планирования предстоящей  проверки. При этом учитываются:

    • организационный статус: положение службы внутреннего аудита в системе управления проверяемого предприятия, ее возможности и способности соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками предприятия на внутренний аудит;
    • компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;
    • профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;
    • функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
    • уровень значимости: рассмотрение и принятие к исполнению руководством и (или) собственниками предприятия рекомендаций внутреннего аудита.

Если  аудиторской организацией принято  решение об использовании работы внутреннего аудита, ей придется продолжить изучение работы внутреннего аудита, ознакомиться с рабочими документами  и убедиться в том, что:

    • программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;
    • работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
    • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
    • зоны повышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;
    • отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

Выводы, к которым независимый аудитор  пришел в процессе изучения системы  внутреннего аудита проверяемого предприятия, он должен отразить в своей рабочей  документации.

Независимые аудиторы могут привлекать к своей  работе внутренних аудиторов проверяемого предприятия. Объем и виды этих работ  должны быть определены заранее в  соответствующей программе, разработанной  внешним аудитором при планировании своей работы, и согласованы с  руководителем отдела внутреннего  аудита, так как названные работы будут являться дополнительными  для работников отдела внутреннего  аудита.

Тесное  взаимодействие внешних и внутренних аудиторов в процессе проведения аудиторской проверки предприятия  ни в коей мере не уменьшает ответственность  аудиторской организации за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур.

 

2.2 Различия внутреннего и внешнего  аудита

 

Внутренний  аудит – неотъемлемая часть управленческого  контроля организации; он может быть и независимым, т.е. непосредственно  подчиняться не исполнительному  органу предприятия, а внешним учредителям.

В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее  определение:

Внутренний  аудит – организованная на экономическом  субъекте в интересах его собственников  и регламентированная его внутренними  документами система контроля над  соблюдением установленного порядка  ведения бухгалтерского учета и  надежности функционирования системы  внутреннего контроля.

Внутренний  аудит – один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение  внутреннего аудита имеет для  руководства и (или) собственников  экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку  призвано содействовать оптимизации  деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи  с тем, что высшее руководство  не занимается повседневным контролем  деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим  субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

– содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

– объемов  показателей финансово-экономической  деятельности экономического субъекта;

– сложившейся  системы управления экономического субъекта;

– состояния  внутреннего контроля.

– Функции  внутреннего аудита могут выполнять  специальные службы или отдельные  аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего  аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.1

В определенной мере функции внутренних аудиторов  выполняют ревизорские группы при  бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или  финансовому директору, однако функции  внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

1) проверка  систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, их мониторинг  и разработка рекомендаций по  улучшению этих систем;

2) проверка  бухгалтерской и оперативной  информации, включая экспертизу  средств и способов, используемых  для идентификации, оценки, классификации  такой информации и составления  на ее основе отчетности, а  также специальное изучение отдельных  статей отчетности, включая детальные  проверки операций, остатков по  бухгалтерским счетам;

3) проверка  соблюдения законов и других  нормативных актов, а также  требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства  и (или) собственников;

Информация о работе Внутренний и внешний аудит турфирмы