Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:23, дипломная работа
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоот-ношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудита. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА» 5
1.1 Организационная структура предприятия 5
Генеральный директор 7
1.2. Структура бухгалтерского аппарата ОАО «Малая Энергетика» 11
1.3. Учетная политика ОАО «Малая Энергетика» 12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 14
2.1 Методика аудита кредитов и займов 14
2.2 Объекты внутреннего контроля 19
2.3 Процедуры внутреннего контроля 20
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 30
3.1. Направления внутреннего аудита учета кредитов и займов 30
3.2 Оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором 31
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля учета кредитов и займов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
В каждом отделе работают по шесть человек. На предприятии ОАО «Малая Энергетика» разработаны должностные инструкции по распределению обязанностей работников бухгалтерии, которые также утверждены генеральным директором. Каждый работник своего отдела бухгалтерии имеет свои обязанности и функции, согласно положениям по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ. (положение о бухгалтерии ОАО «Малая Энергетика» см. приложение 1).
1.3. Учетная политика ОАО «Малая Энергетика»
Законом «О бухгалтерском учёте в РФ» предусмотрено, что с самого начала своей работы и затем в начале каждого календарного года предприятие заявляет в налоговые органы и органы, ведающие его регистрацией, так называемую учётную политику на текущий год.
Учётная политика предприятия – это выбор самим предприятием определённых и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта исходя из установленных правил и особенностей деятельности предприятия.
При формировании учётной политики предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности предприятия, а также последовательность применения выбранной учётной политики. При создании учётной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение «Учётная политика предприятия» – отдельный нормативный документ, в котором указаны все те особенности, что влияют на деятельность предприятия и учёт на нём.
Существенными способами ведения бухгалтерского учёта, принятыми при формировании учётной политики предприятия и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчётности, являются:
Руководитель предприятия
Менять учётную политику предприятие может только в особых случаях, которые также указаны в документе «Положение по учётной политике предприятия». (Учетная политика предприятия представлена в приложении 2)
Глава 2. Система внутреннего контроля учета кредитов и займов
2.1 Методика аудита кредитов и займов
Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации:
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
В учетной политике необходимо указать такие сведения:
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту. Начисленные проценты учитываются отдельно от кредитов. К документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения, операций с ними, относят:
Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.
К ним относятся: кредитные договоры и договоры займа; дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту; другие условия кредитных договоров: выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов; кассовая книга: приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; объявления на взнос наличными; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа; приказ об учетной политике.
Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29.07.98 № 34н, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету. Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги. Аналитический учет по банковским кредитам на предприятии должен быть организован в следующих разрезах:
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.
При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).
Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами. В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета: журнально-ордерную; мемориально-ордерную; автоматизированную.
Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций, а остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.
Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы: журнал-ордер по счету; карточка по счету; анализ счета; обороты по счету на определенную дату.
При аудите банковских кредитов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.
Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать следующие документы:
бухгалтерский баланс по ф. № 1,
отчет о прибылях и убытках по ф. № 2,
отчет о движении капитала по ф. № 3,
отчет о движение денежных средств по ф. № 4,
приложение к бухгалтерскому балансу по ф. № 5,
Также, в отчетности обязательно надо указать: задолженность по основным видам займов и кредитов, а также все изменения ее величины; сроки погашения основных видов займов, кредитов и других заемных обязательств; суммы затрат на займы и кредиты, включенные в прочие расходы.
Банковские кредиты находят
отражение в бухгалтерском
2.2 Объекты внутреннего контроля
При проверке кредитов и займов тщательной проверке подвергаются:
Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству экономического субъекта в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов.
№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
Назначаемая аудиторская процедура |
1 |
Предприятие получило кредит только в одном банке |
Да Нет |
||
2 |
Предприятие получило деньги путем зачисления на расчетный счет |
Да
Нет |
||
3 |
Все ли кредиты были израсходованы на цели, для которых были получены |
Да Нет |
«Кредит 2.2.1» | |
4 |
В кредитных договорах было предусмотрено изменение процентной ставки |
Да
Нет |
«Кредит 5.1.1» |
Информация о работе Внутренний контроль учета кредитов и займов