Внутрифирменные стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Определение внутренних стандартов и принципы их разработки определены в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»(одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6).

Содержание работы

1. Принципы разработки внутренних (внутрифирменных) стандартов. 3
2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. 7
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

ткаченко .docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский Государственный  Технический Университет им.В.Г.Шухова

 

Кафедра  Финансового менеджмента

по дисциплине «Основы аудита»

 

на тему: «Внутрифирменные стандарты аудита»

 

 

 

 

Выполнил 

Кумбатов И.И

Группа 

 ФК-411

Проверила:

Ткаченко Ю.А

 

 

 

 

 

Белгород 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Принципы разработки  внутренних (внутрифирменных) стандартов. 3

2. Стандарты, отражающие  специфические аспекты проведения  аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования. 7

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы разработки внутренних стандартов.

Определение внутренних стандартов и принципы их разработки определены в Правиле (стандарте) аудиторской  деятельности «Требования, предъявляемые  к внутренним стандартам аудиторских  организаций»(одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6).

Внутренний стандарт аудиторской организации – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторская организация  должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный  подход к проводимым проверкам и  составляемым заключениям, исходя из общеустановленных  принципов организации и проведения аудита. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического  сопровождения является необходимым  показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций  должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих  действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Внутренние стандарты  регламентируют деятельность аудиторов  в рамках данной аудиторской организации  и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных  конфликтов между сотрудниками и  администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между  аудиторской организацией и экономическим  субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

Внутренние стандарты  формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к  качеству и надежности аудита и создают  при их соблюдении дополнительный уровень  гарантии результатов аудиторской  проверки. Внутренние стандарты определяют общий подход аудиторской организации  к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит. К внутренним стандартам аудиторской  организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном  порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской  организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской  деятельности. Внутренние стандарты  являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего  контроля аудиторской организации.

Внутренние стандарты  аудиторских организаций должны соответствовать следующим принципам:

  • целесообразности - иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Все внутренние стандарты  должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской  организации к организации и  технологии проведения аудита.

При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик  и подходов к проведению аудита аудиторские  организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться  международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации. Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок  разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

Внутренний стандарт аудиторской  организации, как правило, имеет  следующую структуру:

а) регламентирующие параметры - ссылка на российские или международные  стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

б) общие положения - необходимость  внутреннего стандарта, определение  его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта  стандартизации;

в) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;

г) взаимосвязь с другими  стандартами - ссылки на соответствующие  положения других стандартов;

д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;

е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить  согласно требованиям стандарта;

ж) перечень нормативных  актов, которыми аудиторы должны руководствоваться  при выполнении требований внутреннего  стандарта (при необходимости).

Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:

  • номера - порядкового или серийного кода данного стандарта;
  • даты ввода в действие;
  • названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
  • даты и указания лица, утвердившего стандарт;
  • преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;
  • сферы применения - перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться  приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие  таблицы и т.д.), играющие вспомогательную  роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений  внутренних стандартов.

Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и  обществ взаимного страхования.

Известно, что аудиторская  проверка деятельности страховых организаций  имеет свои особенности, связанные  с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования  и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о

  • соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями;
  • соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства;
  • полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации;
  • наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования;
  • обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат;
  • формировании страховых резервов и другим аспектам.

Для проведения аудита в  страховых организациях, как и  в других организациях, формируется  общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно правилу (стандарту) "Планирование аудита", необходимо рассмотреть  следующие вопросы:

    1. деятельность аудируемого лица;
    2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность;
    3. характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;
    4. координацию, текущий контроль и направления выполненной работы;
    5. прочие аспекты.

Надо отметить, что каждый раздел общего плана аудита требует  специальной разработки с учетом требований соответствующих правил (стандартов) аудита. Федеральными правилами (стандартами) аудита установлены общие  требования к методике и организации аудиторских проверок. В этой связи аудиторским фирмам целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты, раскрывающие особенности методики аудита страховых организаций.

Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно  к деятельности страховых организаций.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора и помогает аудитору:

-оценивать риски и  выявлять проблемные области;

-эффективно планировать  и проводить аудит;

-оценивать аудиторские  доказательства;

-обеспечивать высокое  качество аудита и обоснованность  выводов.

В федеральном правиле (стандарте) аудита № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" определены задачи, источники информации, основные вопросы и факторы, изучение которых позволяет решить эти задачи.

Целесообразно изучить и  отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы о деятельности страховой организации.

1

Организационно-правовая форма  страховой организации

2

Полное и сокращенное  наименование

3

Юридический адрес и адрес  органа управления организации

4

Наличие филиалов и представительств и место их расположения

5

Сведения о государственной  регистрации, постановке на налоговый  учет и реквизиты организации

6

Реквизиты лицензии на право  осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном  реестре страховщиков

7

Виды добровольного и  обязательного страхования, предусмотренные  в соответствии с приложениями к  лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде?

8

Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами

9

Вносились ли изменения в  учредительные документы в проверяемом  периоде

10

Примерное количество действовавших  в проверяемом периоде договоров  страхования по каждому из осуществляемых видов

11

Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров  — перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша организация?

12

Примерное количество действовавших  в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому  из осуществляемых видов

13

Примерное количество действовавших  в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов

14

Функциональная структура  управления организацией

15

Функциональная структура  бухгалтерской службы

16

Определены ли порядок, сроки  и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и  службами организации

17

Характеристика технических  и программных средств автоматизации  оперативного и бухгалтерского учета

18

Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую?

19

Применялись ли в проверяемый  период к организации санкции  Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина  России? Если да, то по каким основаниям?

20

Имели ли место налоговые  проверки в проверяемом периоде?

21

Имеются ли незаконченные  судебные дела и неурегулированные  претензии с какими-либо организациями  и другими лицами?


Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых  выплат, страховые резервы и направления  их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью  такого анализа является предварительная  оценка финансового положения и  состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.

Согласно требованиям  правила (стандарта) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета (СБУ) и внутреннего контроля (СВК) аудируемой организации и определить их эффективность.

Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность методик  и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. На рис. 1 показаны все элементы системы внутреннего контроля, которые следует проанализировать.

При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться  правилом (стандартом) аудита № 4 "Существенность в аудите".

При оценке уровня существенности по одному показателю чаще всего в  качестве такого принимается показатель прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) или объем продаж. Однако эти показатели не позволяет учесть особенности деятельности страховых  организаций. Трудно выбрать и иной показатель деятельности страховой  организации, отвечающий данному требованию. Поэтому предпочтительнее является использование системы показателей, которые принято характеризовать  как базовые. Используемая, как правило, система показателей деятельности коммерческих структур включает: балансовую прибыль, объем реализации, валюту баланса, собственный капитал, общие затраты. Недостатком этой системы является то, что она не учитывает важнейшие показатели страховой деятельности: объем страховых премий, страховые резервы и страховые выплаты.

При оценке уровня существенности для страховых организаций можно  рекомендовать следующие базовые  показатели и возможный уровень (долю) отклонений, признаваемых существенными.

Базовые показатели оценки уровня существенности страховых  организаций

Наименование базового показателя

Рекомендуемый уровень (доля) отклонений, признаваемых существенными, %

Прибыль организации

3-5

Страховые премии, включая  премии, полученные по операциям перестрахования

2-3

Валюта баланса

2-4

Собственный капитал

5-7

Страховые резервы

2-3

Страховые выплаты

2-3

Общие расходы

2-4

Информация о работе Внутрифирменные стандарты аудита