Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников изучить производственный учет конкретного подразделения ОАО «Алмаз» вспомогательных производств и предложить пути его совершенствования. Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрена сущность, содержание и объекты производственного учета во вспомогательных производствах;
будет исследована себестоимость, классификация и группировка затрат во вспомогательных производствах;
будет изучена нормативная правовая база, регулирующая производственный учет во вспомогательных производствах (по видам вспомогательных производств);
будет рассмотрен первичный учет затрат во вспомогательных производствах;
будет рассмотрен сводный учет затрат во вспомогательных производствах;
Затраты по незаконченным ремонтам (заказам) остаются как незавершенное производство ремонтной мастерской на конец отчетного периода.
В случае необходимости по учету затрат в ремонтной мастерской можно открывать по каждому производственному подразделению. Обособленно учитываются затраты по выполняемым заказам, оказываемым услугам на сторону.
Учет затрат по энерго-, водо-, тепло и газоснабжению осуществляется отдельно по каждому из этих вспомогательных производств.
В затраты по энерго-, водо-, теплоснабжению входят расходы на содержание электростанций, подстанций, электродвигателей, осветительной проводки, очистных сооружений и водокачек, водопроводов, котельных, тепловых сетей и установок, холодильных установок, стоимость топлива, вспомогательных материалов, мелкого инвентаря, спецодежды, суммы амортизации основных средств (зданий, оборудования станций и подстанций, рабочего оборудования(станков)), наружных и внутренних сетей, электродвигателей, осветительной проводки и арматуры, затраты по ремонту зданий, сетей, оборудования, на содержание помещений .
В затраты по услугам этих вспомогательных производств включается стоимость соответственно электрической, тепловой энергии, воды, газа, поступающих со стороны, а также расходы по выработке электрической и тепловой энергии в своей организации. Распределение затрат на услуги по потребителям производится пропорционально количеству потребляемой энергии, воды, газа и их фактической себестоимости.
По указанным вспомогательным производствам фактические затраты распределяются по потребителям услуг ежемесячно.
В организациях, где водоснабжение, теплоснабжение и другие вспомогательные службы обслуживают только один вид производства или отрасль, в состав их затрат по статье «Работы и услуги» можно включать затраты на содержание и эксплуатацию вспомогательных производств, минуя счет 23 «Вспомогательные производства».
Из выше всего сказанного можно сделать следующие выводы.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Затратами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
К косвенным расходам относят вспомогательное производство.
Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производства является объективно необходимым процессом при управлении производством, так как содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:
-целесообразность дальнейшего выпуска продукции вспомогательного производства;
-установление оптимальной цены на продукцию;
-целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
-оценка качества работы управленческого персонала.
Таким образом, производственный учет и калькулирование является основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.
1.3 Нормативная правовая база, регулирующая производственный учет во вспомогательных производствах (по видам вспомогательных производств)
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета, составления бухгалтерской отчетности, достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, обеспечение единых принципов исчисления налогов. Сущность заключается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций, независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности.
Государственное регулирование осуществляется через издание законодательными органами власти и государственными органами управления законодательных актов, нормативных документов, обязательных для исполнения всеми субъектами хозяйствования.
В настоящее время в РФ сформирована
четырехуровневая система нормативного
регулирования бухгалтерского учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает
единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского
учета в РФ. Действующие нормы основаны
на единообразии ведения бухгалтерского
учета имущества, обязательств и хозяйственных
операций, составлении и представлении
сопоставимой и достоверной информации
об имущественном положении, доходах и
расходах организации, необходимой пользователям
бухгалтерской информации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским
учетом на государственном уровне осуществляется
Правительством Российской Федерации.
Приоритетное право регулирования бухгалтерского
учета предоставлено Министерству финансов,
которое осуществляет разработку и утверждение
положений по бухгалтерскому учету (национальных
стандартов), методических указаний по
бухгалтерскому учету отдельных операций,
имущества, обязательств, доходов, расходов
и капитала. Нормативные акты, утвержденные
Министерством финансов, составляют основу
системы нормативно- правового регулирования
бухгалтерского учета и являются обязательными
к применению на территории Российской
Федерации. Другие органы, которые наделены
правом нормативного регулирования бухгалтерского
учета в пределах своей компетенции (отраслевые
министерства и ведомства), не имеют права
издавать нормативные акты, противоречащие
нормативным актам и методическим указаниям
Министерства финансов РФ.
Одни из утверждаемых нормативных актов
обязательны к применению (законы, положения
по бухгалтерскому учету), другие носят
рекомендательный характер (План счетов,
методические указания, комментарии).
В настоящее время в отечественной практике
учета сложилась четырехуровневая система
регулирования бухгалтерского учета и
отчетности:
1-й уровень — законодательные акты, указы
Президента РФ и постановления правительства,
регламентирующие прямо или косвенно
организацию и ведение бухгалтерского
учета в организации;
2-й уровень — стандарты (положения) по
бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень — методические рекомендации
(указания), инструкции, комментарии, письма
Министерства финансов РФ и других ведомств;
4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому
учету самой организации
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня, а с 01.01.2013 г в силу вступил Федеральный закон от 06.12.2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах », постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.
Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. К данному уровню относится Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 от 06.05.1999 N 33н изменениями и дополнениями от 27.04.2012в которой определяются правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов .
Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 25 марта 2011 г. N 33н г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
2.Бухгалтерский учет затрат во вспомогательных производствах
2.1 Организация аналитического учета затрат во вспомогательных производствах
Аналитический учет затрат на производство организуется таким образом, чтобы объекты учета затрат максимально совпадали с объектами калькуляции. Объекты калькуляции представляют собой виды готовой продукции, изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, себестоимость которых определяется. Чем больше объекты учета и объекты калькуляции будут совпадать, тем больше затрат на производство будет включаться в себестоимость конкретного вида продукции по прямым признакам, а поэтому точнее будет исчислена себестоимость продукции .
Аналитический учет в ОАО «Алмаз» по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств в порядке, установленном отраслевыми инструкциями министерств и ведомств по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
Все расходы ремонтной мастерской делятся на прямые и цеховые.
Прямые затраты ремонтной мастерской группируются по следующим статьям:
1. Расходы на оплату труда;
2. Отчисления на социальные нужды;
3. Сырьё и материалы, запасные части и топливо;
4. Работы и услуги;
5. Прочие затраты;
6. Затраты по организации производства и управлению.
На статью «Расходы на оплату труда» относят начисленную основную и дополнительную оплату труда работникам ремонтной мастерской, занятых на ремонте техники: токарям, слесарям. На эту же статью относят оплату труда, начисленную шофёрам, такелажникам, принимающим участие в ремонте техники. Здесь же по отдельной строке отражают затраты труда в человеко-часах. По этой же статье учитывают суммы отчислений в резерв предстоящих расходов и платежей (на выплату вознаграждений (премий), за выслугу лет, оплату отпусков). По статье «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения, в государственный фонд содействия занятости.
На статью «Сырьё и материалы» относят фактическую стоимость израсходованных на ремонт запасных частей, ремонтных материалов, топлива и смазочных материалов, используемых для обкатки машин, станков и промывки деталей.
По статье «Работы и услуги» отражают затраты на работы и услуги вспомогательных производств своей организации, обеспечивающих производственную деятельность ремонтной мастерской. Здесь же отражают затраты на оплату услуг сторонних организаций и организаций по техническому обслуживанию и ремонту машин .
Статья «Прочие затраты» предназначена для учёта расхода различного инвентаря, ветоши, обязательных платежей по страхованию персонала и прочих основных затрат, не учтённых в предыдущих статьях.
По статье «Затраты по организации производства и управлению» отражают цеховые расходы ремонтной мастерской, которые предварительно учитывают обособленно и накапливают по отдельным статьям.
Прямые затраты ремонтной мастерской группируются в Журнале учета затрат на отдельных аналитических счетах на основании ведомости дефекта, накладных, нарядов.
Цеховые расходы ремонтной мастерской группируются по следующим статьям:
В конце месяца цеховые работы ремонтной мастерской распределяются между ремонтируемыми объектами и изготовленными изделиями пропорциональной заработной плате рабочих, занятых ремонтными мастерскими.
Все затраты ремонтной мастерской учитываются по дебиту счета 23/1, а по кредиту этого счета списываются фактические затраты по законченному ремонту. Аналитический учёт затрат ведут в производственном отчёте по вспомогательным производствам, который является основанием для внесения записей в журнал-ордер.
Таким образом, аналитический учет во вспомогательных производствах ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат. К счету 23 «Вспомогательные производства» открывают субсчета по видам производств, а внутри них аналитический учет организуется по видам работ, статьям калькуляции.
2.2 Организация синтетического учета затрат во вспомогательных производствах.
Для учета затрат, выполненных работ и оказанных услуг вспомогательными производствами в ОАО «Алмаз» используется синтетический счет (счета бухгалтерского учета, которые группируются по определенным признакам и предназначены для обобщения информации об отдельных видах имущества, обязательств, капитала, финансовых результатов (напр., счета основных средств, нематериальных активов, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с бюджетом, капитала, фондов накопления, потребления, прибылей и убытков и др.).
Счет 23 "Вспомогательные производства", который предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации.
По дебету счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака.
По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 "Вспомогательные производства" в дебет счетов.
Остаток по счету 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда .