Введение в теорию управления образовательными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:01, доклад

Описание работы

В современных условиях педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой:
* дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.;

Файлы: 1 файл

Новый документ в формате RTF (2).rtf

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Новиков Д.А.

Введение в теорию управления образовательными системами

М.: Эгвес, 2009. - 156 с.

 Особенности управления педагогическими системами

В современных условиях педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой:

* дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.;

* воспитательной, включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.;

* материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.;

* ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др.;

Школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой (или тесно связана с государством). Очевидно, что без тесного взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами.

Учитывая, что в образовании состояние школы зависит, прежде всего, от отношений «учитель - ученик», исследователи отмечают также следующие особенности управления в образовательной системе: руководство разновозрастными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляющим управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования.

Практическая управленческая деятельность директора и других руководителей образовательно-воспитательного процесса строится с учетом определенных принципов управления.

 Основные принципы управления педагогическими системами

* демократизация и гуманизация, управления педагогическими системами, что предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений;

* системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;

* рациональное сочетание централизации и децентрализации - принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы;

* единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.

Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса;

* объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:

* по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

* по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

* по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;

* по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

* принцип делегирования полномочий. Существуют следующие виды управленческой ответственности: общая - за создание необходимых условий деятельности; функциональная - за конкретные действия. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который ее занимает в данный момент. Подлежат делегированию: рутинная и подготовительная работы, специализированная деятельность, частные вопросы. Не подлежат делегированию: функции руководителя, установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов; руководство сотрудниками, мотивация их труда; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки; задачи строго доверительного характера.

ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода ее в режим развития. Для этого необходимо четко определить:

* вид и цель школы;

* информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей);

* кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей);

* собственный вариант учебного плана;

* систему обучения (индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, цикло-поточную для школ различных ступеней и групп учащихся и т.п.);

* режим организации учебно-воспитательной работы (пяти-шестидневная неделя, первая или вторая половина дня);

* приоритетные условия (кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические) для достижения школой поставленных целей.

Управление школой как педагогической системой, с одной стороны, должно сохранять ее целостность, с другой - позволять изменять, влиять на действия отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы должно быть направлено на цели, обусловленные потребностями общества, которые необходимо достигнуть в строго определенное время. Цели определяют содержание педагогической системы школы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов реализации.

В.А. Сластенин отмечает, что одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

^ Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Уровень определяет стратегические направления развития школы.

^ Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении.

^ Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

^ Четвертый уровень - учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления.

Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Важное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором выделяют два уровня управления: первый - общешкольный и классные коллективы; второй - ученические общественные организации, спортивные секции, творческие объединения, кружки, учебные бригады и т.д.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава общеобразовательного учреждения.

Функции, методы и формы управления

* определения цели (формулирование идеального представления о конечном результате деятельности всей системы, в том числе на отдельных ее этапах);

* планирования (разработка перспективного плана и плана работы на учебный год по различным направлениям деятельности школы);

* организации (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения и ответственности);

* регулирования (согласование деятельности различных служб по разным направлениям для реализации принятых программ);

* мотивации (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа единой команды, стимулирование социальной активности учителей; оценивание и поощрение за достигнутые результаты);

* контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач);

* педагогического анализа (изучение, анализ и формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров, состава воспитанников).

Анализ содержания вышеназванных функций позволяет разделить содержание управления на организационно-контрольную деятельность (руководство деятельностью управляемых: предъявление им заданий, требований, согласование их усилий, контроль за ходом работы, поощрение, наказание и др.) и деятельность управляющих (определение цели, мотивации, поиск финансовых средств, разработка структуры организации, создание технологической базы для деятельности).

Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Основные группы методов управления составляют методы:

* экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.);

* организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.);

* психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения);

* общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);

* общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).

В последние годы за счет появления в школах психологической службы привычные методы управления обогатились новыми. Сотруднику школы, имеющему дело со школьной информацией, важно знать способы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами и т.п. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, пользоваться которой могли бы как руководители школы, так и учителя.

Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. Формы реализации социально-психологических методов бывают представлены либо правилами внутреннего распорядка, либо входят в устав школы. Таким образом, в организации управления школой важно, чтобы существовала система управленческой деятельности и управленцы знали способы ее реализации.

В теории управления выделяются следующие основные функции управления: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.


Информация о работе Введение в теорию управления образовательными системами