Задачи учета готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть систему учета готовой продукции, а также основные методы учета затрат на производство, себестоимости продукции.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть учет готовой продукции;
- изучить оценку готовой продукции, ее номенклатуру;
- раскрыть учет выпуска готовой продукции, ее хранение на складах

Файлы: 1 файл

Учет готовой продукции.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

 

     ВВЕДЕНИЕ. 
Реализация готовой продукции - конечная цель деятельности производственного предприятия, заключительный этап кругооборота его средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования и эффективность производства.  
 
В процессе реализации определяется потребность в данном виде продукции на рынке, уровень спроса, а выявляется конкурентоспособность, а также разрабатываются способы улучшения качества и дальнейшего развития.  
 
Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции и распределяет созданный в процессе производства доход, часть которого перечисляется в государственный бюджет, а другую часть предприятие получает в виде чистой прибыли.  
 
Объём реализованной продукции это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия, который крайне важен для исчисления налоговой базы целого ряда налогов, а также для установления размеров нормируемых статей затрат расходов на рекламу, представительских расходов.  
 
Реализация отражает экономические связи между предприятием и государством и другими предприятиями и организациями. 
 
Для производственного предприятия, выручка от реализованной продукции является главным источником средств для бесперебойной работы, что требует систематического контроля над выпуском, отгрузкой и реализацией готовой продукции, связанными с эти издержками и полученным финансовым результатом. 
 
Таким образом, для эффективной деятельности предприятия, крайне важно вести непрерывный учёт готовой продукции, контролировать реализацию, а также иметь налаженную систему расчётов с покупателями, что подтверждает актуальность выбранной темы. 
 
Себестоимость -  основная составляющая цены и, как следствие, прибыли предприятия, из которой мы и получаем заработную плату.  Каждый работник, какую бы он не занимал должность, может и должен искать пути снижения себестоимости и повышения прибыли предприятия, организации.  
 
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств. 
 
Поэтому, важным считается ознакомиться с порядком формирования себестоимостью и  принципами  её формирования. 
 
Цель работы: рассмотреть систему учета готовой продукции, а также основные методы учета затрат на производство, себестоимости продукции. 
 
Задачи курсовой работы: 
 
-         рассмотреть  учет  готовой продукции; 
 
-         изучить  оценку готовой продукции, ее номенклатуру; 
 
-         раскрыть  учет выпуска готовой продукции,  ее хранение  на складах; 
 
-         изучить учет и  распределение  расходов на реализацию готовой продукции. 
 
При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету, нормативно-правовые акты Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.  
1. ЗАДАЧИ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. 
Готовая продукция - конечный результат производственного процесса. Организации изготавливают продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей к выпуску продукции. При этом необходимо постоянное изучение спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента. 
 
Основное значение придается реализации продукции (товаров) по договорам-поставкам. В объем реализации включаются отгруженная продукция, выполненные работы, независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет организации или получены векселя, авансы. 
 
Реализация продукции завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежки, осложняет финансовое положение организации. 
 
  Сумма прибыли от реализации готовой продукции определятся ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью производственная себестоимость плюс расходы по реализации продукции за минусом суммы НДС и акцизов.  
 
В организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как это влияет на финансовые показатели деятельности организации. Задачи бухгалтерского учета готовой продукции включают: 
 
-         систематический контроль выпуска готовой продукции, состояния запасов и сохранности их на складах; своевременное и правильное документальное оформление отраженной продукции (работ, услуг), организация расчетов с показателями; 
 
-         контроль выполнения плана договоров-поставок по объему и ассортименту реализованной продукции с целью оценки работы  персонала; 
 
-         своевременный и точный расчет сумм за реализованную продукцию, фактических затрат на ее производство и сбыт, расчет сумм прибыли. 
 
Выполнение этих задач зависит от ритмичности работы организации, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. 
 
Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать по окончании отчетного периода (месяца). Движение продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам организации, называемым учетными ценами. 
 
Плановая себестоимость, или договорная цена, единицы продукции устанавливается организацией самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства.  
 
Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток продукции на складах на конец месяца. 
 
   При использовании в учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке. 
 
За основу составления номенклатуры принимается классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). 
 
Номенклатура используется следующими службами организации: 
 
-         диспетчерской - для контроля выполнения графика выпуска изделий; 
 
-         цехами - для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад; 
 
-         отделом маркетинга - для контроля выполнения договорных поставок; 
 
-         бухгалтерией - для аналитического учета и составления сводок и отчетов. 
 
Выпуск готовой продукции должен находиться под постоянным контролем бухгалтерии организации. Ритмичность выпуска готовой продукции обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет количественный натуральный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства). 
 
Выпуск готовой продукции определяет результат деятельности организации в процессе производства. Выпуск оценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции. 
 
       В журнально-ордерной форме учета сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10 по дебету счетов группы 1320 «Готовая продукция» и кредиту счетов группы 8110 «Основное производство». Сальдо счетов 1320 показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организации; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов собственного производства, отгруженных на сторону; оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной в отчетном месяце продукции. 
 
Для отражения реализации продукции, работ или услуг бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора, и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме приказа-накладной, это может быть подтверждено железнодорожными, авиа- товаротранспортными накладными с отметкой станции отправления или назначения, коносаментами, актами выполненных работ и другими соответствующими документами. 
 
      В договоре между поставщиком и покупателем определяются условия поставки продукции, в соответствии с которыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на реализацию или расходов, связанных со сбытом продукции. В их состав входят: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат); транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика согласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка); комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях; рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы. 
 
Затраты на тару включаются в расходы по реализации в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание ведется в цехах до сдачи готовой продукции на склад, стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции. 
 
Наибольший удельный вес занимают, как правило, транспортные расходы, которые зависят от условий поставок, определенных в договоре. 
 
Наиболее распространены следующие виды условий поставок: 
 
франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, организация-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф); 
 
франко- стангия отправления - поставщик включает в счет (платежное требование) расходы по доставке до станции отправления и стоимость погрузки продукции в вагоны; 
 
франко-вагон станция назначения - поставщик включает в счет (платежное требование) расходы по отгрузке и сумму железнодорожного тарифа до станции назначения; 
 
франко-склад покупателя - кроме указанных расходов, поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на  его складе и стоимость перевозки до его склада и др. 
 
Если стороны в договоре определили момент перехода прав собственности, то признание расходов по доставке зависит от этого условия. 
 
Передачей признается вручение вещи приобретателю, сдача ее перевозчику для отправки приобретателю. При этом к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товаросопроводительного документа. Факт передачи товара продавцу напрямую, через посредника или через перевозчика фиксируется товаросопроводительными документами. Место передачи товара также определяется условиями заключенного договора. 
 
Таким образом, расходы, понесенные поставщиком до этого момента, будут включаться в состав расходов по реализации. 
 
Эти расходы в соответствии с Типовым планом счетов учитывают на счетах группы 7110" Расходы по реализации продукции и оказанию услуг"Типового плана счетов. 
 
С целью расчета себестоимости выпущенной продукции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановой себестоимости реализованной или выпущенной продукции. 
 
2. ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ НОМЕНКЛАТУРА. 
Методы учета затрат на производство имеют следующую классификацию: 
 
-         по отношению к технологическому процессу - позаказный, попередельный; 
 
-         по объекту калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ;  
 
-         по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, - нормативный метод (с предварительным контролем) и текущий учет затрат (с последующим контролем). 
 
      Позаказный метод учета используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом; технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан; готовую продукцию выпускает только один, последний, в технологической цепочке цех.  
 
      Производственные затраты обобщаются в первую очередь по цехам,  
 
затем суммируются по организации в целом.  
 
     Далее производится расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов организации. 
 
     При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции.  
 
      В аналитическом учете производственные затраты группируются по 
 
заказу в разрезе установленных статей калькуляции. 
 
     Основным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство (поставку) продукции. В договоре определяются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация расходов при изменении цен на сырье, оплату труда), форма расчетов, условия поставки и пр. 
 
Позаказный метод учета и калькулирования организации применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах. 
 
На производство единицы продукции в индивидуальном производстве или на изготовление партии изделий в мелкосерийном производстве оформляется заказ. То есть при позаказном методе объектом учета и калькуляции является заказ, которому присваивается соответствующий номер. Заказ оформляется на основании договора с заказчиком. Существуют также внутренние заказы, при оформлении которых одно подразделение изготавливает продукцию или выполняет работы для другого подразделения организации. Такие заказы бывают разовые и годовые. На некоторых предприятиях с крупносерийным и массовым производством применяются годовые заказы для учета по видам изделий и деталей. 
 
В заказе указывается наименование продукции, подлежащей изготовлению, количество, цех, срок изготовления. Заказ оформляется на специальных бланках, выписываемых по числу цехов, участвующих в выполнении заказа, которые направляются в бухгалтерию организации. Заказу дается порядковый номер, проставляемый на всех документах, по прямым затратам производства (на лимитно - заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документах на работы по выполнению заказа). Группировка затрат по заказам осуществляется в таблицах распределения расхода материалов, заработной платы в карточках учета производства. Себестоимость одного вида продукции определяется отношением суммы затрат по заказу на количество изготовленных единиц продукции. В итоге получается постатейная сумма затрат на единицу продукции. При сравнении полученной суммы с плановыми затратами определяется сумма экономии или перерасхода на производство продукции. 
 
Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных этапов обработки - переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой завершенную фазу обработки сырья, в результате которой организация получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах производства, но и могут быть проданы сторонним организациям в качестве комплектующих изделий и полуфабрикатов. 
 
Попередельный метод учета затрат характерен для предприятий металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и др. 
 
  Затраты на изготовление продукции учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам. Например, переделами в черной металлургии являются: выплавка чугуна (доменный цех), выплавка стали (сталеплавильный цех), металлопрокат (прокатный цех) - конечный продукт. 
 
В некоторых организациях прямые затраты в бухгалтерском учете отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (стоимость продукции в промежуточных переделах не калькулируется). 
 
Оперативный контроль движения полуфабрикатов внутри цехов (переделов) и между ними осуществляется бухгалтерией в натуральном выражении. Этот вариант попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции называется бесполуфабрикатным. 
 
Пример. Организация осуществляет три передела. По проекту и фактически изготовлено 100 единиц продукции. По утвержденным нормам первому цеху отпущены материалы на сумму 75 000 тенге, расходы на обработку 
 
материала составили 40 000 тенге. Во втором переделе израсходовано на обработку 35 000 тенге, в третьем - 50 000 тенге. Себестоимость составила: 
 
1       передел - 115 000 тенге/ 100 ед. = 1150 тенге; 
 
2       передел - 35 ООО тенге/ 100 ед. = 350 тенге; 
 
 3   передел - 50 000 тенге/ 100 ед. = 500 тенге; 
итого 2000 тенге. 
 
Фактическая себестоимость единицы продукции равна 2000 тенге. (200 000 тенге/ 100 ед.). 
 
В процессе производства используется и полуфабрикатный вариант попередельного метода учета производства и калькулирования себестоимости продукции. Себестоимость определяется не только на конечный продукт, но и на продукцию каждого передела в отдельности. В этом случае возможно применение двух способов учета: использование счета группы 8200 «Полуфабрикаты собственного производства» - первый способ; второй - без применения этого счета. 
 
В первом случае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, сдаются цехами на склад и отпускаются следующему переделу со склада. Второй способ полуфабрикатного варианта не предусматривает применение счета группы 8200. Затраты одного передела передаются следующему по дебету счета основного производства одного цеха и кредиту счета основного производства другого цеха в аналитических показателях. 
 
В организациях, применяющих полуфабрикатный вариант учета, себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела. Другими словами, одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз, подлежащие исключению при суммировании затрат по организации в целом. Так, например, по счету 8100 затраты будут составлять 465 000 тенге (115 000+ 150 000+200 000), а внутризаводской оборот - 265 000 тенге (115 000+150 000). 
 
Преимущество метода в том, что он позволяет определить себестоимость отдельных фаз обработки продукции по цехам, выявить место возникновения и причины отклонений фактической себестоимости продукции от плановой или нормативной себестоимости. Организации, реализующие продукцию каждого отдельного передела сторонним организациям, применяют полуфабрикатный вариант учета затрат, остальные - бесполуфабрикатный вариант учета затрат. 
 
Технологический процесс и объекты калькулирования в каждой организации устанавливаются технологической документацией и сметой. Особое значение при организации учета производства имеет выбор метода сбора информации о затратах на производство. Достижение таких целей, как снижение трудоемкости изделий, сокращение потерь рабочего времени, внедрение современной техники и технологии, совершенствование нормирования, применение прогрессивных форм научной организации труда и т.д., способствует ведению нормативного метода учета производственных затрат. 
 
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Целью нормативного метода учета затрат является предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, содействие выявлению имеющих в производстве резервов. Нормативный метод в основе своей содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат - существенный фактор в управлении производством. Нормы отражают технический и организационный уровни развития производства, влияют на конечный результат деятельности организации. Нормы применяются в зависимости от длительности их действия и времени расчета: текущие и плановые нормы.  
 
Составление сменных планов работ, отпуск материалов на рабочие места, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе текущих или действующих в данное время норм, ежемесячно составляются нормативные калькуляции по деталям, узлам, изделиям. 
 
Путем сопоставления фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. Соответственно, возникает необходимость в организации учета изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Эти нормы могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, при повышении качества конструкций, деталей, узлов и изделий, а также при сокращении технологических операций, повышении производительности труда, замене дорогостоящих материалов более дешевыми или при отсутствии необходимых материалов замене их более дорогими. 
 
Такие обстоятельства отражаются в специальных документах (извещениях об изменении норм) с указанием причин изменений, статей затрат, цехов, номеров технологических операций, узлов, изделий, процентного или денежного их выражения. Обычно нормы  изменяются по состоянию на новый отчетный период, поэтому обязательному пересчету подлежат остатки незавершенного производства на начало месяца по соответствующей статье затрат. 
 
Правильный учет изменения норм позволяет организации осуществлять контроль выполнения планов организационно-технических мероприятий, внедрения новой техники и технологии, повышения производительности труда. 
 
Извещения об изменениях норм оформляются: 
 
а)   технологическим отделом - по расходу сырья и материалов; 
 
б)   плановым отделом - по изменению цен на сырье и материалы; 
 
в)   отделом труда и заработной платы - по изменениям норм 
времени, выработки и расценок; 
 
г)      конструкторским отделом - по изменениям применяемости 
деталей, узлов и полуфабрикатов; 
 
д)  службой главного энергетика - по изменениям норм расхода топлива и энергии. 
 
Изменения норм отражаются в технологической и технической документации по поступлению извещений, а в нормативные калькуляции - на начало следующего после получения извещений месяца. Причины изменений фиксируются в разрезе основных групп технико-экономических факторов, применяемых при расчете заданий по снижению себестоимости продукции: 
 
- повышение технического уровня производства; 
 
- улучшение организации производства и труда; 
 
- измерение объемов и структуры производства; 
 
- улучшение использования природных ресурсов; 
 
- развитие производства. 
 
Для разработки нормативных калькуляций создается соответствующий отдел или служба, в которую поступают от подразделений нормы и нормативы, создается база нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчет и анализ отклонений от норм. 
 
Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы и изделия, их данные используются для исчисления фактической себестоимости конкретных видов изделий, для оценки незавершенного производства и себестоимости брака продукции. 
 
Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются только по прямым затратам (материалы, заработная плата), а на изделия в целом - по всем статьям производственной себестоимости. 
 
Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы и изделия, их данные используются для исчисления фактической себестоимости конкретных видов изделий, для оценки незавершенного производства и себестоимости брака продукции. 
 
Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются только по прямым затратам (материалы, заработная плата), а на изделия в целом - по всем статьям производственной себестоимости. 
 
Конструкторский отдел. Разрабатывает деталировочные и сборочные чертежи: карты взаимозаменяемости деталей; спецификацию деталей и узлов и т.п. 
 
Технологический (технический) отдел. Разрабатывает маршруты прохождения деталей; виды оборудования; режимы резания; инструмент и контрольно-измерительные приборы; нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий; устанавливает разряд работы, штучное и подготовительно-заключительное время; составляет технологические карты и карты (лимиты) раскроя. При нем образуется бюро материальных нормативов, которое разрабатывает нормы расхода металлопроката. Определяет потребность в различных видах материалов и полуфабрикатов, устанавливает нормы затрат по изделиям, разрабатывает коды причин, виновников, инициаторов изменений норм и отклонений от них. 
 
Отдел труда и заработной платы. Разрабатывает операционно-нормированные карты по времени и разряду работы, расценки, нормативы численности, штаты. При нем образуется бюро трудовых нормативов. Разрабатывает норматив зарплаты по деталям и изделиям в целом и коды причин изменений и отклонений от норм. 
 
Отдел маркетинга. Обеспечивает бесперебойное ритмичное снабжение необходимым объемом и видами товарно-материальных ценностей. Выписывает лимитно - заборные карты. Обеспечивает нормальную работу складов и их оснащение измерительно-весовыми приборами. Разрабатывает номенклатуру - ценники на материалы. 
 
Отдел технического контроля. Разрабатывает классификатор брака продукции, устанавливает контрольные точки (проверки) при изготовлении деталей, узлов, изделий. Осуществляет входной контроль качества поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, разрабатывает коды причин брака, виновников. 
 
Планово-экономический отдел. Разрабатывает плановую калькуляцию по изделиям, номенклатуру - ценник на материалы (совместно с бухгалтерией и отделом маркетинга), рассчитывает проценты косвенных затрат. При нем создается бюро сводных нормативов. Разрабатывает нормативные калькуляции по всем установленным статьям калькуляции; анализирует суммы и причины допущенных отклонений от норм и изменений норм; совместно с прочими отделами и службами организации составляет нормативные калькуляции на следующий отчетный месяц. 
 
Отдел главного механика и инструментальный отдел. Разрабатывает нормы расхода топлива и энергии всех видов; нормативы расхода инструментов; коды причин изменений и отклонений от норм. 
 
 Бухгалтерия  на основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм. Рассчитывает индексы отклонений и изменений норм, составляет отчетные калькуляции по изделиям. Участвует в составлении номенклатуры - ценника на материалы, в разработке нормативных калькуляций, а также анализирует себестоимость. 
 
         Нормативный метод учета затрат на производство сопровождается использованием плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. 
 
При нормативном методе учета затрат на производство организации пользуются плановой, нормативной отчетной калькуляцией. Контроль применения установленных в производстве норм осуществляется с помощью бухгалтерского учета, установленной документации по оформлению затрат по нормам, по вменениям и отклонениям от норм. Особенность нормативного метода учета затрат заключается возможности текущего и предварительного контроля за расхожи. Так, по одним документам производится отпуск материала, сырья, топлива, начисляется заработная плата по установленным нормам затрат (лимитно-заборные карты, маршрутные наряды; в них проставляются лимиты, нормы затрат материалов, нормированное время и расценки на оплату труда), другим документам - отпуск материалов и сырья со склада, отчисление заработной платы в случае превышения действующих норм. Эти документы до осуществления операций должность подписаны лицами, контролирующими процесс производства, его затраты (начальник подразделения, главный инженер) отклонения от норм отражают соблюдение технологии изготовления продукции, норм расхода сырья, материалов, затрат т.д. 
 
    При повышении производительности сокращении времени на обработку деталей и на их сборку. 
 
    Отрицательные отклонения - дополнительное использования сырья, материалов сверх установленных норм при раскрое работке, увеличение отходов, так как отсутствовали на склад материальные ценности необходимого профиля, увеличение заработной платы из-за отсутствия соответствующей наладки, при наличии технологических операций, не предусмотренных нормативами. 
 
При наличии нормативных калькуляций, документы на отклонение от норм в текущем месяце и их изменения, бухгалтерия рассчитывает фактические затраты отчетного месяца. 
 
Расчеты фактической себестоимости осуществляются: 
 
Сф = Сн +- Он +- Ин, 
 
где: Сф - фактическая себестоимость; Сн - нормативная себестоимость; Он - отклонения от норм (экономия или перерасход); Ин - изменения норм  
 
( увеличение или уменьшение). 
 
Пример. Нормативная себестоимость изделия - 3000 тенге, выпуск в месяц - 500 ед., затраты месяца составили: перерасход в сумме 30000 тенге экономию - в сумме 22500 тенге; незавершенное производство на начало месяца- 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 3050 тенге. 
 
Определить фактическую себестоимость всего выпуска и единицы  
 
продукции. Имеются следующие данные: 
 
1.Нормативная себестоимость - 1500000 тенге (3000 тенге * 500 ед.). 
 
2.Отклонения от норм: экономия - 22500 тенге, перерасход + 30000 тенге. 
 
3.Изменения норм составляют + 5000 тенге, так как стоимость незавершенного производства по прежним нормам - 305000 тенге, (3050 тенге * 100ед.), по новым нормам - 300 ООО тенге (3000 тенге * 100 ед.). 
 
4.В результате фактическая себестоимость выпуска изделий составила: 1512500 тенге (1500000 + 30000 - 22500 + 5000). 
 
Для расчета фактической себестоимости единицы продукции рассчитываются индексы отклонений от норм и изменений норм. 
 
Индекс (%) ~ Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм . 
 
100 -Нормативная себестоимость выпуска 
 
Индекс экономии - (-) 1,5% (22500 тенге * 100/1500 ООО тенге) Индекс перерасхода - (+) 2% (30000 тенге * 100 /1500 ООО тенге) Индекс изменения - (+) 0,33% (5000 тенге * 100/1500000 тенге) Фактическая себестоимость единицы продукции составила 3025 тенге (3000 тенге + (2% от 3000 тенге) - (1,5% от 3000 тенге -(0,33% от 3000 тенге) = 3000 тенге + 60 тенге -4. 
 
Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат производства: 
 
- составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца; 
 
- раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм; 
 
- учет изменений норм, составление отчетных калькуляций. 
 
Нормативный метод учета обеспечивает возможность предварительного контроля производственных затрат и удовлетворяет все требования управленческого учета. 
 
 Нормативный метод соответствует применяемой за рубежом системе «стандарт-кост», состоящей из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций.  
 
Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля формирования фактической себестоимости и действенного управления процессом производства. 

3.УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ  И, ЕЕ УЧЕТ  НА СКЛАДАХ. 
 
      Учет готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка учета товарно-материальных запасов (ТМЗ -5). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество запасов (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи. 
 
      Бухгалтер должен ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товаротранспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке учета ТМЗ. 
 
На основе карточек учета ТМЗ материально ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учета остатков готовой продукции в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии производится сверка показателей складского и бухгалтерского учета в суммовом выражении. Для оценки остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца), а также определения фактической себестоимости товаров отгруженных рассчитывают процент отклонений: 
 
                                                ОГПф + ПГПф 
 
                             О
 
 ОГПу + ПГПу 
где О — отношение фактической себестоимости остатка изделий на складе и поступления в течение отчетного периода (месяца) к их стоимости по учетным ценам, % ; ОГПф — остаток готовой продукции на складах в оценке по фактической себестоимости на начало отчетного периода (месяца); ПГПф — поступление готовой продукции из производства по фактической себестоимости в течение отчетного периода (месяца); ОГПу — остаток готовой продукции на складах в оценке по учетным ценам на начало отчетного периода (месяца); ПГПу — поступление готовой продукции из производства по учетным ценам в течение отчетного периода (месяца). 
 
Фактическая себестоимость остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца) определяется путем умножения ее стоимости по учетным ценам на рассчитанный по вышеприведенной модели процент отклонений. Аналогично определяется фактическая себестоимость товаров отгруженных за отчетный период, когда количество товаров отгруженных в оценке по учетным ценам корректируется на этот же процент отклонений. 
 
При значительных колебаниях рентабельности отдельных видов изделий расчеты процента отклонений необходимо производить по группам готовой продукции. 
4.ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКА И РЕАЛИЗАЦИЯ 
 
Отпуск готовой продукции, отгрузка оформляются приказом-накладной, сочетающей два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основе договора с покупателями с указанием наименования покупателя, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки. 
 
Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «Отпущено». 
 
Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товаротранспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По этому документу в карточках складского учета в графе «Расход» проставляется количество отгруженной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию организации для выписки счета типовой формы (или платежного поручения) и счета-фактуры на имя покупателя. 
 
        В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам-поставщикам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации — одного из показателей ее деятельности. 
 
В системе постановки бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет отгрузки и реализации готовой продукции, в задачи которого входят: 
 
§                   постоянный контроль за выпуском готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг) по объему, ассортименту и качеству; 
 
§                   полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов; 
 
§                   контроль за выполнением договорных обязательств по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг; 
 
§                   своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями; 
 
§                   своевременное предъявление покупателям расчетно-платежных документов и контроль за их оплатой; 
 
§                   учет и контроль соблюдения сметы расходов на реализацию и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг); 
 
§                   своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет; 
 
§                   выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов. 
 
Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, работы, услуги, оформленные соответствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах. 
 
Готовая продукция (работы, услуги) как правило, отгружается (выполняются) для покупателей в соответствии с договорами (контрактами) поставки и планом отгрузки. В соответствии с договорами отдел сбыта организации дает складу готовой продукции приказ об отгрузке изделий покупателям. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) — по приказу-накладной, в которой дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию. 
 
Все документы по отгруженной (отпущенной) готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы на имя покупателя (получателя). В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платежные требования и платежные требования-поручения. С помощью этих документов доводится до сведения покупателя о факте отгрузки (отпуска) готовой продукции и требование ее оплаты. 
 
Платежное требование-поручение выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах и состоит из двух частей. Первую часть заполняет поставщик, в которой указываются реквизиты плательщика и получателя, местонахождение их банков, назначение платежа, общее наименование товара, работ, услуг, сумма к оплате, в т.ч. НДС, подписи руководителя и главного бухгалтера получателя денежных средств и печать. Два первых экземпляра платежного требования-поручения высылаются почтой покупателю, который после проверки подписывает и первый экземпляр сдает в обслуживающий его банк для перечисления денежных средств поставщику продукции. К платежному требованию-поручению прилагаются счета-фактуры, квитанции транспортных накладных и др. Копии платежных требований-поручений (счетов-фактур) остаются в организации и служат основанием для учета отгруженных товаров.  
 
Кроме того, не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик должна представить организации-покупателю счет-фактуру по НДС. 
 
При централизованной доставке продукции покупателям в ее получении со склада расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Указанная отправка продукции оформляется товарно-транспортной накладной. 
 
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. 
 
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. 
 
Дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется: 
 
-                для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке», — как наиболее ранняя из следующих дат: 
 
-                день отгрузки товара (работ, услуг) или передача права собственности на товар; 
 
-                день оплаты товаров (работ, услуг) 
 
-                для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», — по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг). 
 
При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю). 
 
Завершающей стадией процесса кругооборота средств организации является реализация продукции, работ, услуг, в результате чего готовые изделия, работы, услуги превращаются в деньги. Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный или иной счет платежа от покупателя (заказчика), или дата отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. 
 
Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг) предназначен результатный счет 5610 "Итоговая прибыль(убыток)". На нем отражаются себестоимость и выручка (доходы) по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; работам и услугам непромышленного характера; покупным изделиям (приобретенным для комплектования); строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам; товарам; услугам по перевозке грузов и пассажиров; услугам транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям; услугам связи; предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (лизинга); предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствия утвержденным стандартом и оформленные приема – сдаточной документации. Выпуск готовой продукции - это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель - извлечение прибыли. Заметим, что грамотная постановка бухгалтерского учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации. 
 
От реализации продукции и товаров определяется как разница между выручкой в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. 
 
Выручка при реализации продукции по государственным регулируемым ценам и тарифам определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок или скидок. 
 
  Цена продукции складывается из ее себестоимости, т.е. затрат на производство данной продукции. 
 
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжение предприятия. 
 
Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управлением предприятием в целом.  
Управление издержками на предприятии необходимо, прежде всего, для: 
 
-          получения максимальной прибыли; 
 
-          улучшения финансового состояния фирмы; 
 
-          повышения конкурентоспособности предприятия и продукции; 
 
-          снижения риска стать банкротом и других целей. 
 
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.  
 
Решающими условиями снижения себестоимости являются: 
 
-         внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 
 
-         соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия; 
 
-         экономия сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции; 
 
-         сокращение затрат на обслуживание производства и управление; 
 
-         сокращение потерь от брака и других непроизводительных расходов. 
 
В данной курсовой работе была рассмотрена система учета готовой продукции, действующая в Республике Казахстан на данный момент. Рассмотрение данной проблемы велось с учетом последних изменений в нормативно-правовой базе на данную тематику. Были раскрыты такие темы как: учет поступления, отгрузки, реализации готовой продукции, операций по учету готовой продукции, её отгрузки и реализации.  

 

 


Информация о работе Задачи учета готовой продукции