Закон о бухгалтерском учете и его влияние на организацию бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Основные правила организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.
Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями по бухгалтерскому учету.
Устанавливаемые законодательными документами правила предполагают многовариантность бухгалтерских решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Задачи Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете"
2. Изменения в законе « О бухгалтерском учете»
3. Регулирование бухгалтерского учета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат по БФУ.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Задачи Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»…….......4

2. Изменения в законе « О бухгалтерском учете»……………………………....7

3. Регулирование бухгалтерского  учета……………….………………...……..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии  независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Основные правила организации  и ведения бухгалтерского учета  для всех предприятий едины.

Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями  по бухгалтерскому учету.

Устанавливаемые законодательными документами  правила предполагают многовариантность бухгалтерских решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу.

Такие вопросы, как организация, форма  и техника ведения бухгалтерского учета, предприятие решает самостоятельно.

1 января 2013 года вступил в силу  Федеральный закон № 402-ФЗ «О  бухгалтерском учете» (далее –  Закон № 402-ФЗ, закон о бухучете). Указанный закон был разработан  и принят с целью устранения  устаревших положений и пробелов  ранее действующего аналогичного  нормативно-правового акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Задачи Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

В Законе задачи ведения бухгалтерского учета определены абстрактно и безотносительно  к тому, кто конкретно будет  их решать. С одной стороны, это должен делать главный бухгалтер, поскольку требования к нему вытекают из Закона о бухгалтерском учете, с другой - руководители, поскольку п. 1 ст. 6 этого Закона указывает именно на них.

Закон также перечисляет три  задачи, поставленные перед учетом и тем, оказывает услуги бухгалтерского учета организации. Мы можем их упростить, отбросив юридические частности  и передав смысл:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации;

-получение информации, необходимой для целей управления;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим последовательно эти  задачи.

Формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации. Обращаясь к первой задаче, мы, прежде всего, сталкиваемся с понятиями  полной и достоверной информации, которая должна быть представлена различным  пользователям для принятия различных  управленческих решений. Однако в реальной жизни учетная информация не может  быть ни исчерпывающим образом полной, ни достоверной.

Информация не может быть полной. Это связано с тем, что интересы участников хозяйственного процесса противоречивы как по составу показателей, так, что особенно важно, и по методологии их исчисления:

-Государство в лице налоговых органов заинтересовано в том, чтобы каждое предприятие было как можно более прибыльно;

-Собственник предприятия заинтересован получить как можно больше прибыли, однако его заботой может стать сокрытие прибыли и уклонение от налогов;

-Руководители организации и ее администрация заинтересованы в эффективной работе предприятия и соответственно в увеличении своих зарплат, однако они могут думать и об увеличении своего достатка за счет предприятия (сдаются в аренду площади по заниженной цене, а разница получается с рук; не фиксируется часть выработанной продукции; идет манипуляция с ценами и т.п.).

Информация не может быть достоверной. В значительной степени это вытекает из ранее сказанного. Разные интересы разных участников хозяйственных процессов, с неизбежностью делающие ее недостаточно полной, делают ее и недостаточно достоверной.

В целом при анализе достоверности  бухгалтерской отчетности возможны четыре варианта:

-отчетность соответствует требованиям нормативных документов и реально отражает финансовое положение организации (это почти невозможный случай);

-отчетность не соответствует требованиям нормативных документов, но реально отражает финансовое положение;

-отчетность соответствует требованиям нормативных документов, но нереально отражает финансовое положение организации (это весьма распространенный случай, еще приемлемый для принятия управленческих решений);

-отчетность не соответствует требованиям нормативных документов и нереально отражает финансовое положение (самый распространенный на практике вариант, данные такой отчетности не только не помогают при принятии управленческих решений, но даже вводят в заблуждение администрацию, могут привести к непоправимым последствиям в хозяйственной деятельности).

Получение информации, необходимой  для целей управления. В обычной  жизни понятие "управление" часто  отождествляют с понятием "контроль". За контроль и сохранность имущества предприятия в интересах собственника призвана отвечать администрация организации, посредством ведения бухгалтерского обслуживания фирмы. Однако не столько обеспечение сохранности имущества, сколько обеспечение эффективного управления предприятием - главная цель этого учета. Бухгалтерская информация нужна в этом случае прежде всего, чтобы принимать действенные управленческие решения.

Однако, интересы администрации, собственников и других участников хозяйственного процесса могут не совпадать, каждый пытается оградить свои интересы от посягательства других участников. В результате устанавливается их взаимная ответственность. Одни ее последствия вытекают из закона, другие - из договоров, устанавливающих обязанности сторон. В качестве арбитра между участниками хозяйственного процесса может выступать аудиторская фирма, которая призвана защищать интересы тех, кто ее приглашает.

Предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности. Эта задача вытекает из предыдущей, она заключается в обеспечении  сохранности имущества, принадлежащего организации. Чем дальше собственник  удален от исполнителей, тем больше у последних желание что-то похитить, расхитить, украсть.

Собственники, налоговые органы и  кредиторы заинтересованы, чтобы  подобных фактов не было, и потому пытаются организовать бухгалтерское обслуживание и сопровождение так, чтобы была создана целостная система методологических инструментов, позволяющих, согласно бухгалтерским  принципам, регистрировать факты хозяйственной  жизни и осуществлять взаимный контроль исполнителей - коллацию, т.е. сколько один исполнитель отпускает, столько другой принимает, и инвентаризацию запасов имущества, находящегося на хранении у ответственных лиц.                 

 

2 .Изменения в законе «О бухгалтерском учете»

Что изменилось

С 1 января 2013 года

Изменено понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной  информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и  составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности

Уточнены объекты бухгалтерского учета

Объектами бухучета экономического субъекта являются:

— факты хозяйственной жизни;

— активы;

— обязательства;

—источники финансирования его деятельности;

— доходы;

— расходы;

— иные объекты в случае, если это  установлено федеральными стандартами

Расширен перечень лиц, на которых  распространяется действие закона о  бухгалтерском учете

Помимо организаций, филиалов, предпринимателей и адвокатов данный закон обязаны соблюдать:

— государственные органы;

— органы местного самоуправления;

— органы управления государственных  и территориальных внебюджетных фондов;

— ЦБ РФ

Исключена норма о том, что компании, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет

Предусмотрены упрощенные способы  ведения бухгалтерского учета, включая  упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов  малого предпринимательства

Введено понятие «международные стандарты»

Международные стандарты – это  стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном  деловом обороте, независимо от конкретного  наименования такого стандарта

Разъяснен порядок ведения бухгалтерского учета

Руководитель организации обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное  лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Руководитель кредитной организации  обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера.

Руководителю субъекта малого и  среднего предпринимательства можно  принять ведение бухучета на себя.

Определены требования к главным  бухгалтерам ОАО, страховых организаций, НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с  ценными бумагами

Главбух должен:

— иметь высшее профессиональное образование;

— иметь стаж работы бухгалтером  или аудитором не менее 3 лет из последних 5 (а если нет высшего  профобразования, то не менее 5 лет из последних 7);

— не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере  экономики.

А юридическое лицо, с которым  компания заключает договор по ведению  бухгалтерского учета, должно иметь  не менее одного работника, отвечающего  вышеуказанным требованиям.

Скорректирован порядок действий при разногласиях между руководителями главбухом

При возникновении разногласий  главбух выполняет требования руководителя только по его письменному распоряжению. Именно в этом случае руководитель несет ответственность единолично.

Отменено обязательное применение унифицированных форм первичных  документов

Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам не требуется.

При этом необходимо, чтобы первичный  документ содержал перечень обязательных реквизитов.

Кроме того, теперь первичка может быть составлена не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП

Введены обязательные реквизиты бухгалтерских  регистров

Формы бухгалтерских регистров  утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование регистра;

— название организации;

— даты начала и окончания ведения  регистра и (или) период, за который  он составлен;

— хронологическая и (или) систематическая  группировка объектов бухгалтерского учета;

— величина денежного измерения  объектов учета с указанием единицы  измерения;

— наименование должностей лиц, ответственных  за ведение регистра;

— подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан

Исключены положения о сроках представления  годовой и квартальной отчетности

Сроки сдачи в инспекцию годовой  и квартальной отчетности не установлены.

Закреплена обязанность предоставить один экземпляр годовой бухгалтерской  отчетности в орган государственной  статистики не позднее 3 месяцев с  окончания года.

Прописаны особенности бухгалтерской  отчетности при реорганизации ликвидации юридического лица.


  

 

  1. Регулирование бухгалтерского учета

После вступления в силу Закона N 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России. Функции  органов государственного регулирования  бухгалтерского учета перечислены  в ст. 23 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 20 нового ФЗ регулирование  бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 нового ФЗ к документам в области регулирования

бухгалтерского учета относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, например:

  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;
  • и пр.

Отраслевые стандарты устанавливают  особенности применения федеральных  стандартов в отдельных видах  экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов,  применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия  осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены  для упорядочения организации и  ведения им бухгалтерского учета. Необходимость  и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

В соответствии с п.15 ст.21 нового ФЗ, Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Согласно новому ФЗ, разработкой  и утверждением федеральных стандартов будут заниматься государственные  органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования  бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган  и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование  бухгалтерского учета в РФ могут  осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования  возлагается:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение Федеральных и отраслевых стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке международных стандартов;
  • разработка стандартов для организаций государственного сектора;
  • представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Закон о бухгалтерском учете и его влияние на организацию бухгалтерского учета на предприятии