Затраты на производство на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, в результате которого можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем. Для описания применения данных бухгалтерского учета в управлении будет рассмотрен метод учета затрата и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) по системе «директ - костинг».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство……………………………………………………………………....9
1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования………………………………………….…………..9
1.2 Состав и классификация затрат на производство……………………...16
1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………….…...24
Раздел 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ВПЦ………….……………………………………………………....37
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика и система бухгалтерского учета на исследуемом предприятии……………………….…37
2.2 Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия…………………………………………………………..39
2.3 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов……………………………………………....…..………………………....42
2.4 Методология учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на исследуемом объекте…………………………..59
Раздел 3. Система автоматизации бухгалтерского учета……………….…..61
Раздел 4. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости продукции в ВПЦ…………………………………...……….…………………..64
4.1 Анализ структуры затрат…………………………………….…………..64
4.2 Анализ формирования себестоимости продукции…….....…………….77
Заключение……………………………………………………………………….82
Список используемой литературы………...……………………………………85
Приложения

Файлы: 1 файл

Затраты на производство на предприятии.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

Вилопрокатный цех был  основан немцами в 1908 году на Верхне-выксунском заводе. За многие годы цех претерпел множество изменений.

В настоящее время  вило прокатный цех является  крупнейшим производителем хозяйственных  вил. Он способен полностью удовлетворить  потребности внутреннего рынка  России и стран СНГ, а также  значительные объемы внешних заказов. Ассортимент продукции насчитывает более 30 видов ручного инструмента, различных по функциональному назначению вил, граблей и мотыг. Инструмент изготавливается из качественной углеродистой стали методом штамповки и горячего обжатия  (проката) с последующей закалкой, отделкой и покрытием.

Установившийся технологический  процесс обеспечивает стабильное качество продукции.

В апреле 2002 года произошло  объединение Вилопрокатного цеха с  цехом металлоизделий. Теперь в ассортимент продукции цеха  входят мелко садовый инструмент  и изделия хозяйственно-бытового назначения. Исходным материалом производимой продукции является качественная листовая сталь.

Технической службой  производства ТНП постоянно ведется  работа по улучшению качества продукции, совершенствуется технология ее изготовления, расширяется ассортимент, разрабатываются новые виды изделий.

Бухгалтерский учёт на исследуемом  предприятии, как и на других предприятиях, основывается на единых методологических принципах, установленных Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, Налоговым Кодексом РФ  и правилами, определенными порядками их применения, установленными в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерско-финансовый отдел

Штат  бухгалтерско-финансового  отдела насчитывает 2 сотрудников. Структура бухгалтерской службы приведена в приложении (см. приложение 1) Данная служба осуществляет первичный учет с представлением в сводную отчетность организации (завода) следующих учетных регистров:

  • журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • расчет суммы реализованного наложения, товарооборота;
  • суммы НДС с реализованного наложения;
  • счета-фактуры на приобретенные товары.

2.2 Основные методологические  принципы, заложенные в учетной политике предприятия

Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с системой учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), (что на Западе является объектом управленческого учета), выделим те элементы методики учетной политики, которые оказывают непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности, выявляемого на счете 90 «Продажи».

Рассмотрим способы  бухгалтерского учета, применяемые на исследуемом предприятии согласно Положению об учетной политике на 2003 год (см. Таблицу 1):

«Таблица 1»

Способы бухгалтерского учета, применяемые в ВПЦ

 

Способ

Используемый вариант

Установление стоимостной  границы между основными средствами и средствами труда в обороте

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте:

а) предметы со сроком полезного  использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера  установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования.

Вариант оценки запасов  и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов

Запасы отражаются в  бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, производится методом оценки запасов по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждой группе материальных запасов.

вариант погашения стоимости ТМЦ

Стоимость переданных в  производство или эксплуатацию предметов, погашается организацией посредством начисления амортизации процентным способом (100% при передаче в эксплуатацию).

Малоценные предметы стоимостью не более одной двадцатой лимита за единицу списываются в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам

Начисление амортизации  объектов основных средств производится линейным способом по нормам.

По основным средствам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.) амортизация не начисляется.

порядок начисления амортизации по нематериальным активам

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации, исходя из нормы 10% в год.

По нематериальным активам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начисляется.

перечень и порядок  создания резервов предстоящих расходов и платежей

Организация ежемесячно создает резерв на оплату отпусков работникам (счет 96) из расчета 11% от начисленного фонда заработной платы.

порядок учета и финансирования ремонта основных производственных фондов

Затраты на проведение ремонта  производственных основных средств осуществляются по фактическим затратам и списываются на себестоимость текущего отчетного периода.

оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе  по фактической производственной себестоимости.

Объем работ, выполненный  соисполнителями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по моменту предъявления актов выполненных работ.

способ (база) распределения  косвенных расходов между объектами  калькулирования

Общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26, ежемесячно списываются на счет 20 пропорционально основной заработной плате рабочих.

вариант учета выпуска  продукции

Организация реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по полностью выполненным работам (этапам) при поступлении оплаты от заказчика на расчетный счет с использованием счёта 90 «Продажи».

Оценка готовой продукции

Готовая продукция учитывается  по полной фактической себестоимости.


 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что через  механизм учетной политики в силу единого интегрированного характера отечественного бухгалтерского учета решается часть вопросов, которые на западных предприятиях входят в систему управленческого учета.

2.3 Этапы учета затрат  на производство и система калькуляционных счетов

Прежде всего, рассмотрим синтетические счета, которые предназначены для учета произведенных организацией расходов, подлежащих включению в состав текущих издержек производства или обращения. Это счета третьего раздела Плана счетов, именуемого «Затраты на производство»:

 

Счет 20 «Основное производство»

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Счет 23 «Вспомогательные производства»

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Счет 28 «Брак в производстве»

Счет  97 «Расходы будущих  периодов» 

и счета четвертого раздела  Плана счетов:

Счет 44 «Расходы на продажу»

На организацию учета затрат, на выбор счетов для их учета влияет содержание предпринимательской деятельности организации, ее технологические аспекты и организационная структура. При рассмотрении этапов учета производственных затрат будем предполагать использование всех основных калькуляционных счетов. Классификация этапов условная, - как мы убедимся во второй части данной работы, в реальной практике все значительно сложнее, но приведенная модель отражает её существенные аспекты.

Этап 1. Собственно учет затрат на производство

На данном этапе осуществляется первичная регистрация издержек, связанных с осуществлением процесса производства и реализации. При этом должны соблюдаться требования полноты включения расходов (наличия первичного документа и своевременной регистрации факта хозяйственной деятельности), правильности и обоснованности отражения расходов на затратных счетах, о чем уже говорилось выше.

Прямые расходы в  момент их возникновения на основании  первичных документов подлежат отражению  по дебету калькуляционных счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для определения себестоимости  продукции или услуг вспомогательных производств соответствующие затраты группируются на счете 23, по экономическому содержанию соответствующему счету 20.

На этом же этапе собираются и косвенные затраты, которые  подлежат предварительному учету на собирательно-распределительных счетах 25 и 26.

Аналитический учет расходов на этих двух счетах ведется в разрезе  структурных подразделений предприятия  и в разрезе статей сметы. Статьи сметы, в свою очередь, предусмотрены выше упоминавшимися отраслевыми методическими указаниями.

Например, на счете 25 «Общепроизводственные  расходы» учитываются следующие  статьи сметы:

  • оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства;
  • амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;
  • все виды ремонтов основных средств цехового назначения;
  • внутризаводское перемещение грузов и материалов;
  • содержание аппарата управления цеха;
  • содержание прочего цехового персонала;
  • амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения;
  • испытания, опыты, исследования; рационализация и изобретательство;
  • другие статьи расходов общецехового назначения.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учет затрат ведется по укрупненным позициям:

  • расходы на управление предприятием;
  • общехозяйственные расходы;
  • налоги, сборы и отчисления;
  • заработная плата аппарата управления предприятием;
  • командировки и перемещения;
  • содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
  • амортизация основных средств и их содержание;
  • охрана труда;
  • подготовка кадров;
  • организованный набор рабочей силы и другие расходы.

Д-т                                      Счет 26                                             К-т

Фактическая сумма общехозяйственных расходов за отчетный период

Фактическая сумма общехозяйственных расходов, списанных в себестоимость конкретной продукции (работ, услуг) или на счет 90[13]


 

Для учета расходов, произведенных  в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода, используется счет  97 «Расходы будущих периодов». На этом счете учитываются расходы до наступления соответствующих периодов, в себестоимость продукции которых они должны быть включены. В состав этих расходов входят: расходы по освоению новых видов продукции, абонементная плата за телефон, радио, Интернет, кабельное телевидение, оплаченная вперед, или арендная плата и пр. Расходы такого вида называются единовременными, а счета, на которых они учитываются, — отчетно-распределительными.

Следует помнить, что  источником покрытия расходов, собираемых на счете 97, является отнюдь не только себестоимость. Счет 97 можно списывать в дебет не только счетов учета затрат, но и на счет 99 «Прибыли и убытки» и другие, в зависимости от экономического характера и регламента расходов.

В то же время производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания на предприятии резервов для предстоящих расходов и платежей (резерв на оплату отпуска рабочим, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и т.п.). Для этого используется еще один отчетно-распределительный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Этот счет пассивный.

Итак, первый этап учета  затрат на производство заканчивается  на этом. Полнота и состав затрат – вот два главных требования, о которых необходимо помнить на первом этапе.

Этап 2. Распределение  услуг вспомогательного производства

На этом этапе производится распределение затрат вспомогательных производств по назначению после окончания отчетного периода. Себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств включается в состав расходов по обслуживанию и управлению производством, то есть фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, отраженная по дебету счета 23, списывается с кредита счета 23 в дебет счетов 25, 26, 29. В принципе, при сложной производственной структуре, при методически правильном построении учета счет 23 закрыться в дебет счета 20 не может. Процесс, как правило, осуществляется только через собирательно-распределительные счета 25 и 26, опосредованны. В небольших производствах и производствах, занятых выпуском однородной продукции, рекомендуется учитывать общепроизводственные расходы непосредственно на счете 23 без предварительного накапливания их на счете 25.

Распределение затрат вспомогательных  производств между потребителями  осуществляется в специальном расчете (ведомости) пропорционально количеству выпущенной продукции (объему работ, услуг) на основании данных счетчиков и других измерителей.

Особенностью вспомогательных  производств является наличие взаимных (встречных) услуг. Точную фактическую себестоимость взаимных услуг можно подсчитать, используя математический аппарат, например, матричный метод расчёта. Но на практике такие методы применяются редко.

Для упрощения сложных  расчетов целесообразно оценивать  и списывать взаимные и все остальные услуги по нормативной или по плановой себестоимости. Возможен вариант их списания по фактической себестоимости предыдущего месяца. Принцип оценки этих услуг должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Информация о работе Затраты на производство на предприятии