Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 10:02, курсовая работа
НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал.
Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость……………………………………………………..……5
1.1. Основные характеристики налогового администрирования …………...5
1.2. Методы формирования и принципы налогового администрирования НДС……………………………………………………………...…………12
1.3. Особенности учета и налогового администрирования элементов НДС…...…………………………………………………………………....20
1.4. Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость…... ....…30
1.5. Проблемы и пути совершенствования налогового администрирования НДС….……………………………………………………………..…...…40
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….……..46
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...50
Борьба с мошенничеством,
как правило, ведется путем ужесточения
правил возмещения рассматриваемого налога,
отчего, в первую очередь, страдают
добросовестные налогоплательщики. Сегодня
любое законопослушное
Как показала практика, наибольшие
трудности с возмещением НДС
в настоящее время испытывают
экспортеры продукции отраслей перерабатывающей
промышленности, то есть те, в развитии
деятельности которых в наибольшей
степени нуждается
В связи с ужесточением правил возмещения НДС возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует дополнительного их финансирования. По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике, более половины трудозатрат бухгалтеров предприятий и сотрудников налоговых инспекций связаны с исчислением и уплатой НДС. Процедуры, связанные с этим налогом, обладают и наибольшей коррупционноемкостью.
Выше перечисленное «говорит» о достаточно серьезных проблемах в администрировании НДС, да и само существование данного налога к настоящему времени поставлено под сомнение. Эксперты указывают на ряд недостатков НДС, которые ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране.
Во-первых, уровень собираемости НДС в нашей стране по различным оценкам не превышает 60-80 %.
Во-вторых, НДС - достаточно
сложный налог и для
Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость - неоправданно «дорогой» налог.
Еще одним недостатком
налога является то, что особенности
его исчисления и уплаты предъявляют
достаточно высокие требования к
уровню образования налогоплательщиков
и государственных служащих, тем
самым существенно снижают
Существенным недостатком
НДС является и его уязвимость
при наличии существенного
Также система возмещения из бюджета НДС уязвима с точки зрения ее неправомерного использования. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный урон бюджету. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно расхищается из бюджета около 17 млрд. евро посредством использования схем, связанных с возмещением налога [18]. Это доказывает, что даже в странах с развитыми налоговыми отношениями и мощной судебной системой проблема злоупотреблений НДС эффективно не решается.
Значительным недостатком налога является и то, что в странах с высокими налогами на заработную плату НДС является дополнительным бременем и деструктивным фактором развития секторов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего сферы инноваций. Это, в свою очередь, связано с тем, что фактически объектом обложения НДС является фонд оплаты труда.
Еще одной проблемой, которой
вызвана необходимость
Пути совершенствования налогового администрирования НДС
Совершенствование администрирования НДС или реформирование порядка возмещения имеет большую актуальность и усиление контроля над правомерностью возмещения как по внешним, так и по внутренним операциям НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений налоговых органов.
В этой связи можно рассмотреть следующую систему мер:
1) создать совместно с
органами внутренних дел
2) ввести в НК РФ
понятия «фирма-однодневка» и
«недобросовестный
3) в целях вычетов по
НДС ввести ответственность
4) введение принципиально
нового механизма расчетов
5) введение НДС-счетов. Суть
данного механизма заключается
в том, что получаемые от
покупателя суммы НДС
Предложенные меры позволят
повысить собираемость налога, что
в свою очередь, даст возможность
перейти к другим значимым действиям
по реформированию НДС. Только после
ликвидации такой глобальной проблемы
для российской экономики, как обналичиванием
денежных средств через цепочки
фирм-однодневок (а вместе с ней
схем «серых» зарплат), при благоприятной
макроэкономической ситуации можно
будет ставить вопрос о снижении
стандартной ставки НДС. В сложившейся
ситуации, когда расчеты частично
основаны на ожидании, что часть
налогоплательщиков откажется от «серых»
схем оптимизации налогообложения,
и когда не планируется принятие
законодательных мер по ликвидации
таких схем, снижение ставки НДС
не предоставляется
Что касается способа отмены или введения определенных льгот, то на сегодняшний день, данный подход является наиболее актуальным. Он позволяет не только оперативно решать определенные экономические и социальные проблемы страны, но и способствует стимулированию развития определенных отраслей экономики.
Совершенствование администрирования НДС можно выделить как основополагающий способ для дальнейшего развития налога. При повышении не только количества, но и качества собираемости налога в будущем можно говорить и снижении налоговых ставок, и о ведении или отмены определенных льгот. Данные способы администрирования должны быть направлены, в первую очередь, на предотвращение использования различных схем, при помощи которых происходит уклонение от уплаты налогов и возмещение незаконного налога из бюджета.
Только последовательное поэтапное введение изменений в налоговое законодательство, начиная с базовых положений, влияющих на все стадии налогового функционирования, а именно: контроль, качество, эффективность и последующих преобразований, касающихся определенных элементов налогообложения, может дать положительный результат при реформировании и совершенствовании НДС.
Налоговое администрирование представляет собой составной элемент более широкого понятия, а именно, понятия «управление налоговой системой». При этом само управление налоговой системой может быть представлено в широком (деятельность государства по управлению каждым элементом налоговой системы) и узком (управление системой налоговых органов) понимании. Данный подход позволяет сделать вывод о том, что управление налоговой системой базируется на трёх основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационная деятельность по реализации налоговой политики и функционированию налоговых органов, контроль. Центральным элементом налогового администрирования при этом признаётся контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками. Данный контроль осуществляют налоговые органы в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, которые регламентируют формы и методы налогового контроля, определяют такие понятия как налоговые проверки, их содержание, виды.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ.
Основными методами налогового контроля является проведение камеральных и документальных проверок налогоплательщиков.
Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологического обеспечения аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов.
Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.
Список используемой литературы