Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:06, реферат
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение.
1.Сущность и назначение налогов.
1.1.Функции налогов
1.2.Принципы налогообложения.
2. Акциз: характеристика налогообложения.
2.1. История возникновения акцизов.
2.2. Основные положения законодательства об акцизах.
Список используемой литературы.
Особое место в налоговом механизме принадлежит, контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Важной задачей налогового контроля является создание условий, препятствующих уклонению налогоплательщика от уплаты налога. Чтобы налоговый, контроль был эффективным, требуется соответствующая нормативно-правовая среда, т. е. необходимо создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.
Основные формы и методы налогового контроля определены НК РФ. Одна из главных форм контроля – налоговая проверка.
Следует особо подчеркнуть, что все звенья налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена становятся мало продуктивными и другие звенья. Так, ошибки в налоговом прогнозировании приводят к появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей побуждает предприятие выявлять финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, т.к. управление налогами организации – налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. Специфическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогоплательщиков с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и
социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
2. Акциз: характеристика налогообложения.
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам - разновидности
косвенных налоговых платежей —
законодатель уделяет в последнее
время пристальное внимание. Перспективность существования
акцизов демонстрирует многовековая история
развития; косвенного обложения. Кроме
того, для государства привлекательна
возможность увеличения бюджетных поступлений
за счет повышения собираемости налогов
с высокорентабельных производств. Применительно
к акцизам сегодня как нельзя более справедливо
утверждение о том, что косвенные налоги
давно уже зачастую вовсе не законы об
обложении в чистом виде, а законы о регулировании
производства и потребления; и социально-политические
задачи, ставящиеся перед косвенными налогами,
нередко определяют собой строй этих налогов.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов
налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.
2.1. История возникновения акцизов.
Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.
В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:
До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.
Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от
процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.
Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.
Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25
до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).
В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.
Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.
Акциз вновь вводится
в 1888г. Доход казны состоял из
патентного сбора со спичечных фабрик
и акциза, взимаемого посредством
бандероли в следующих
российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и
удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.
2.2. Основные положения законодательства об акцизах.
На Руси акцизы стали взимать еще в XIV веке, обеспечивая доходами 60% потребностей казны в денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в налоговых системах практически во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.
В современной России акцизы были введены Законом РСФСР от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно вносились изменения и дополнения — в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок уплаты
акцизов регламентирован главой 22 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем
Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных товаров». В Российской Федерации акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, обладают рядом особенностей:
Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП, а уже в 2009г. 2502,6 млрд. руб., или 6,41% от ВВП.
В соответствии с налоговым кодексом налогоплательщиками акцизов
являются:
Подакцизными товарами признаются:
Информация о работе Акциз: характеристика налогообложения. Сущность и назначение налогов