Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:43, реферат
В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.
Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:
В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.
Оптимальной ставкой налогообложения
по таким акцизам считается
Например оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:5
Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет: | |
Медицинское обслуживание |
-0,37 |
Отпуск по болезни |
-0,00 |
Групповые страховки |
-0,06 |
Питание и уход |
+0,25 |
Пенсия по старости |
+1,84 |
Ущерб от пожаров |
-0,01 |
Подоходный налог |
-0,61 |
Итого чистые экстерналии |
+1,03 |
Важным моментом этой методики является
то, что подсчитываются не только отрицательные
эффекты, но и экономия, получаемая
обществом от употребления сигарет.
Общество экономит 58 центов на том, что
средняя продолжительность
Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.
Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Подтверждением этих слов является исследования, проведенные в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.
Неумеренная политика государство
в направлении уменьшения производства
и потребления алкоголя может
привести к неоднозначным последствиям.
В то же время акцизное налогообложение
алкоголя считается единственным действенным
методом снижения его производства.
Именно поэтому при обложении
алкоголя наиболее правильным, скорее
всего, будет принцип «справедливости»
Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.
Еще один пример использования акцизов
в протекционистских целях
Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».
Основная задача пограничного налогового
регулирования – устранить
Следующая значительная группа акцизов,
имеющая свою специфику – акцизы
на минеральное сырье, т.е. акцизы на
нефть и газ. Данные налоги служат
для изъятия сверхдоходов с месторождений
с лучшими горно-геологическими
и экономико-географическими
Тем не менее, по мнению экспертов в данной области акцизы на нефть и газ должны быть отменены как несоответствующие по своему экономическому содержанию возложенным на них задачам. «В первую очередь, необходимо отменить акциз на нефть, как наиболее фискальный налог, который не выполняет свою основную функцию – справедливого изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими характеристиками».6
На данный момент акцизы на нефть дифференцированы в зависимости от добывающих их организаций. Обоснованность той или иной акцизной ставки вызывает сомнения, поскольку методика определения дифференцированных ставок недостаточно проработана. Вместо того, чтобы поощрять наиболее экономически эффективные предприятия, данная методика стремится уровнять предприятия. Налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов представляется более последовательным, нежели чем акциз в данной области. Акциз на газ не дифференцирован по месторождениям вообще, поскольку практически единственным предприятием, занимающимся его добычей, является Газпром.
В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.
В отчетном периоде организация
произвела 60 тыс. бутылок водки (объем
0,5 л.; крепость 40%) и реализовала 55 тыс.
бутылок. Из них 25 тыс. бутылок было
реализовано на акцизный склад, а 30
тыс. бутылок — в розничную
сеть. В отчетном периоде было закуплено
200 л. спирта (96%), который целиком
был оплачен и списан в производство.
Определите сумму акциза, подлежащую
к уплате в бюджет.
Решение:
1) 25 тыс.бут.*0,5 л = 12500 л
30 тыс.бут.*0,5 л = 15000 л
2) 12500 л * 190 р. за литр = 2375 тыс.руб.
15000 л * 190 р. за литр = 2850 тыс.руб.
Получила акциз по водке
3) НВ по сырью = 200 л * 34 руб. за литр = 6800
руб. (Налогообложение спирта этилового
из всех видов сырья (в том числе этилового
спирта-сырца из всех видов сырья), а также
спирта коньячного с 1 января по 31 июля
2011 года включительно осуществляется
по налоговой ставке в размере 34 рубля
за 1 литр безводного этилового спирта,
содержащегося в подакцизном товаре.)
4) Сумма акциза к оплате = 2850 тыс.руб. -
6800 руб. = 2843200 руб. (пока товар не отгружен
со склада)
или
Сумма акциза к оплате = 2375 тыс.руб. + 2850 тыс.руб. - 6800 руб. = 5218200 руб. (товар отгружен со склада)
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.
Акцизы выступают одними из немногих
рычагов воздействия