Акцизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Алкогольная продукция, входящая в перечень подакцизных товаров, играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог, весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...4
2. Акциз на алкогольную продукцию………………………………....................6
2.1.Понятие «алкогольная продукция»……………………………………….....6
2.2. Объект налогообложения…………………………………………………....7
2.3. Расчет суммы акциза………………………………………………………....8
2.4. Налоговые вычеты по акцизам…………………………………………..…..9
3. Сроки уплаты акцизов и сдачи налоговой декларации……………………..11
4. Практика обложения акцизами операций с алкогольной продукцией: до и после внесения последних изменений………………………………………….12
5. Перспективы динамики акцизов на алкоголь в 2008-2009 гг………….…..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая фед налоги.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что в соответствии со статьей 193 НК РФ оптовые организации  уплачивали большую часть исчисляемой по ней суммы акциза (в 2005 г. – 80% размера налоговых ставок, установленных на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, и 65% налоговых ставок, установленных на вина), а также то, что при реализации такой продукции с акцизных складов оптовых организаций на акцизные склады других оптовых организаций (до момента реализации конечному покупателю) она не подлежала обложению акцизами, потери алкогольной продукции в пути приводи к значительным потерям доходов бюджета.

Система налогообложения алкогольной продукции, при которой уплата производителями алкогольной продукции акциза по операциям ее реализации осуществляется в размере 100% соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 193 НК РФ, позволяет повысить эффективность функционирования системы налогового администрирования за счет упрощения порядка обложения акцизами этих товаров вследствие:

- сокращения количества  налогоплательщиков в результате  упразднения системы акцизных  складов оптовых организаций; 

- упрощения осуществления  государственного контроля за  ограниченным кругом налогоплательщиков;

- решения проблемы  выпадающих доходов бюджета в части акцизов по алкогольной продукции, потерянной в процессе ее передачи на акцизные склады оптовой торговли;

- упрощения действующего  порядка исчисления и уплаты  акциза на алкогольную продукцию; 

- сохранения государственного  контроля и т. д. 

Следует отметить, что  акциз как косвенный налог  включается в отпускную цену товара и, следовательно, возвращается его  плательщику при реализации этого  товара потребителю, который, собственно, и является плательщиком этого налога.

Так, производитель алкогольной продукции предъявляет при ее реализации к оплате покупателю начисленную по ней сумму акциза, и соответственно этот покупатель приобретает продукцию по цене с акцизом, то есть косвенным образом уплачивает акциз производителю – продавцу алкогольной продукции, который непосредственный плательщик акциза вносит этот налог в бюджет.

Таки образом, поскольку  акциз напрямую не связан с финансовым состоянием налогоплательщика, после  отмены системы акцизных складов  налоговая нагрузка на производителей не возрастает.

Поскольку по состоянию  на 1 января 2006 года на акцизных складах  оптовой торговли образовались остатки  поступившей и (или) отгруженной  до этой даты алкогольной продукции, по которой производителями в 2005 году была уплачена только часть акциза (соответственно в размере 20 или 35% от установленной ставки).

Налогообложение остатков алкогольной продукции должно осуществляться с применением новых размеров ставок акцизов и в порядке, действовавшем  в 2005 году, то есть оптовые организации  обязаны при реализации этих остатков начислить акциз по налоговой ставке в размере соответственно 80 или 65% от установленной ставки. При этом такая обязанность возникает у оптовых организаций независимо от того, реализуют они алкогольную продукцию другим оптовым организациям или организациям розничной торговли

Пример. У организации оптовой торговли ООО «НИКОН», учредившей акцизный склад, осталось на 1 января 2006 года алкогольная продукция с разной объемной долей спирта этилового и вин (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих). Эти остатки были реализованы в течение января и февраля текущего года.

Данные по остаткам подакцизных  товаров, в также их реализации в  пересчете на 1 литр безводного спирта этилового приведены в Таблице 1.

 

Данные по остаткам подакцизных товаров и их реализации в пересчете на 1 литр безводного спирта этилового.

Реализовано в январе

Алкогольная продукция  с объемной долей спирта этилового:

Вина

свыше 25%

свыше 9 и до 25%

с 1 по 15

325

135

76

с 16 по 31

670

195

109

Всего

995

330

185

Реализовано в феврале

     

с 1 по 15

995

240

85

С 16 по 28

470

-

40

всего

 

240

125


таблица 1

 

Рассчитаем суммы акциза на алкогольную продукцию, которые  должно уплатить в бюджет ООО «НИКОН»  за январь-февраль 2006 года, и покажем, как отразить данные в разделе 1 и 2 налоговой декларации за январь по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций.

Начисленные суммы акциза по реализованным остаткам оприходованной в прошлом году составят по:

• алкогольной продукции, с объемной долей спирта этилового  свыше 25% - 209 880 руб. (159 руб/л * 1650 л. * 80%);

• алкогольной продукции  с объемной долей спирта этилового  свыше 9 и до 25% – 53 808 руб. (118 руб./л * 570 л * 80%);

• винам – 22 568 руб. (112 руб./л* 310 л * 65%), где 159 руб./л , 118 руб./л, 83 руб./л и 112 руб./л – установленные на 2006 год ставки акциза по соответствующим видам алкогольной продукции и винам.

Таким образом, исчисленная  сумма акциза у организации оптовой  торговли в 2006 году –286256 руб. (209 880 + 53 808 + 22 568).

Так как реализация алкогольной  продукции и вин осуществлялась в январе и феврале, то торговая организация  должна представить налоговые декларации по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовой торговли за эти месяцы в срок до 15 февраля - за январь и 15 марта – за февраль.

Следует обратить внимание на то, что в силу положений статьи 196 и 197 НК РФ (в редакции, действовавшей  до 1 января 2006 года) организация, имевшая  лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта менее 9%, а также вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих), не была вправе в 2005 году осуществлять эту деятельность без разрешения на учреждение акцизного склада.

Соответственно если организация аннулировала вышеуказанное  разрешение, то она не имела права  до 1 января 2006 года на реализацию остатков алкогольной продукции, имевшихся  у нее на момент этого аннулирования.

Как уже было указано выше, обязанность по начислению и уплате в бюджет суммы акциза по алкогольной продукции была полностью перенесена с 1 января 2006 года на лиц, осуществляющих ее производство (в том числе из давальческого сырья) и в дальнейшем на территории РФ реализующих эту продукцию (либо передающих ее собственнику давальческого сырья, другой организации на переработку, а также на собственные нужды или структуре своей организации для производства неподакцизных товаров).

Что касается размеров ставок акцизов на 2006 год, то на вина натуральные (в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие) остались без изменений, на вина (за исключением натуральных) – проиндексированы на 18%, на остальные виды алкогольной продукции увеличение размера ставок составило 9-10% к уровню 2005 года.

Индексация ставок акциза в сторону увеличения обусловлена  инфляционными процессами и осуществляется на основе прогноза уровня инфляции. Таким  образом, пересмотр (индексация) ставок акциза экономически обоснован в  стране, подверженной инфляционными процессами.

При этом пересмотр ставок акциза осуществляется один раз в  год, в течение которого их величина более не изменяется. Таким образом, сумма акциза, взимаемая в течение  года с одного литра того или иного  вида алкогольной продукции, остается на протяжении всего этого периода величиной постоянной и поэтому не способствует росту цен на эти товары. Напротив, в случае такого роста доля акциза в цене за литр алкогольной продукции снижается.

В соответствии с новой  редакцией Закона №171-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2006 года, отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками; вследствие этого в главу 22 НК РФ были внесены поправки, отменяющие авансовый платеж, уплачиваемый при их приобретении.

В то время региональные специальные марки приобретались налогоплательщиками на несколько месяцев вперед. При этом они оплачивали стоимость самой марки (с целью возмещения затрат на ее производство) и вносили авансовый платеж по акцизу.

Согласно п. 6 статьи 201 НК РФ суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении специальных региональных марок, подлежат вычетам. При этом данная норма НК РФ не содержит положения о том, что вычетам подлежат только те суммы акциза, которые уплачены по маркам, фактически использованным (наклеенным) при реализации алкогольной продукции.

Таким образом, сумма  акциза по алкогольной продукции, уплаченная в бюджет, определяется как общая  сумма акциза, рассчитанная на объем  реализованной (переданной) продукции, уменьшенная на всю сумму авансовых  платежей, фактически уплаченных в бюджет при приобретении региональных специальных марок.

Следовательно, даже в  случае, если приобретенные марки  в 2006 году уже не наклеиваются, а  подлежат уничтожению, вся сумма  авансового платежа, фактически уплаченная налогоплательщиком, должна быть зачтена за счет предстоящей уплаты акцизов.

 

5. Перспективы динамики акцизов на алкоголь в 2008-2009 гг.

 

Ставки акцизов с 1 января 2008 года повышаются в среднем на 7%. В той или иной мере это может отразиться на стоимости большинства подакцизных товаров – алкоголя, пива, табачных изделий и автомобилей.

В 2007 году впервые ставки акцизов были определены на три года вперед, исходя из роста среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 годы уровня инфляции. Соответствующий закон был принят еще 16 мая, но вступит в силу только 1 января.

Акциз на крепкую алкогольную продукцию повысился на 11,5 рубля за 1 литр чистого спирта. То есть с одного литра водки (40%) в бюджет надо будет платить на 4,6 рубля больше, с поллитровки – 2,3 рубля. В целом покупатель 40-градусного напитка заплатит в бюджет 34,7 рубля с одной бутылки. Налог же на шампанское (игристые вина, газированные, шипучие) не изменился.

Пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градусов будет облагаться акцизом в 2,74 рубля за литр – на 67 копеек больше, чем сейчас. Обоснованное ростом налогов повышение цены стандартной полулитровой бутылки или банки пенистого напитка не должно превышать 34 копейки.

С 2009 года предусмотрено увеличение акцизов в среднем еще на 6,5%, с 2010-го – на 6%. По нефтепродуктам (бензину и дизельному топливу) ставки акцизов на 2008-2010 годы сохраняются в размере, действующем в 2007 году.

 

Заключение.

 

Итак, рассмотрение теоретических  аспектов налогообложения в Российской Федерации в части акцизов на алкогольную продукцию, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ с учетом последних изменений (на конкретных цифровых примерах) показало следующее.

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги акцизы и по сей день выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения. Однако вместе с тем следует отметить и положительные тенденции, определившиеся посредством анализа динамики доходов федерального и регионального бюджетов в период 2003-2005 гг. Так, их доля в общем объеме доходов вышеуказанных бюджетов за рассматриваемый период времени сократилась с 9,5% до 2,5% и с 10,5% до 13,5% соответственно. А это значит, что с каждым годом удельный вес косвенного налогообложения в составе бюджетов всех уровней уменьшается за счет относительного увеличения веса прямых налогов, учитывающих личные доходы и имущественное положение налогоплательщика.

Кроме того, внесенные  с 1 января 2006 года изменения в систему  налогообложения алкогольной продукции, при которой уплата производителями алкогольной продукции акциза по операциям ее реализации теперь осуществляется в размере 100% соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 193 НК РФ, позволяют повысить эффективность функционирования системы налогового администрирования за счет упрощения порядка обложения акцизами этих товаров вследствие:

- сокращения количества  налогоплательщиков в результате  упразднения системы акцизных  складов оптовых организаций;

- упрощения осуществления  государственного контроля за  ограниченным кругом налогоплательщиков;

- решения проблемы  выпадающих доходов бюджета в  части акцизов по алкогольной  продукции, потерянной в процессе  ее передачи на акцизные склады  оптовой торговли;

- упрощения действующего  порядка исчисления и уплаты  акциза на алкогольную продукцию; 

- сохранения государственного  контроля и т. д. 

Информация о работе Акцизы