Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики 4
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации 17
2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27
2.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России
Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с традиционной системой налогообложения применять с 1 января 2004 года и специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предусмотрен добровольный порядок перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных на величину расходов, и заменяет собой НДС, единый социальный налог, налог на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС и единый социальный налог составляют основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии [11].
Существенным ограничением для перехода на новый налоговый режим является выполнение необходимого критерия – доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства должна составлять более 70 % от общей суммы выручки.
При переходе на данный режим налогообложения можно отметить как положительные, так отрицательные его стороны. К положительным можно отнести следующие:
- снижение величины налоговой нагрузки на предприятие за счет отмены НДС и единого социального налога;
- заинтересованность предприятий в обновлении основных производственных фондов, так как стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов более быстрыми темпами списывается на основное производство;
- более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами; - реальная возможность повышения заработной платы работников предприятий и, соответственно, отчислений в пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.
Также можно выделить и отрицательные стороны:
- ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов;
- отсутствие возможности отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности сумм налоговых вычетов по НДС, не учтенных до момента перехода на уплату ЕСХН;
- опасность снижения
- снижение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).
Чтобы налоговая система, предполагающая льготные принципы налогообложения, была доступна как для предприятий, ведущих активную инвестиционную деятельность, так и для хозяйств, не имеющих для этого возможности; необходимо в рамках применения единого сельскохозяйственного налога предоставить хозяйствующим субъектам право самостоятельно рассматривать и решать вопрос о включении в его состав налога на добавленную стоимость.
Также необходимо постепенно переносить
центр тяжести налоговых
С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения [13].
Унифицированный подход к реформированию налогообложения сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим направлениям:
- максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов, за исключением земельного, налогооблагаемая база которого должна уменьшаться на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление почвенного плодородия, улучшения земельных угодий и др.
- уменьшать налогооблагаемую базу прибыли на сумму, направленную на пополнение оборотных средств;
- шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий, увеличение поголовья и улучшение породного состава крупного рогатого скота, решение социальных проблем. Льготное налогообложение производителя сельскохозяйственной продукции является действенной мерой государственного регулирования в странах с развитым сельским хозяйством. Особенность их налоговой системы состоит в том, что фискальное предназначение налогов отходит на второй план за счет многочисленных налоговых льгот. В сумме все виды налогов в этих странах составляют 2,5 – 6 % всех фермерских затрат.
Основываясь на указанных общих положениях, сформулируем концептуальные подходы к обоснованию ставки и базы ЕСХН.
1. Единый сельскохозяйственный налог и соответствующая налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации должны быть «щадящими» по сравнению с налогообложением промышленных предприятий и предприятий других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское хозяйство находится существенно в худших условиях, чем остальные отрасли. Отсюда общая налоговая нагрузка и, соответственно, общая интегральная ставка налога для сельхозпроизводителей должна быть ниже, чем в промышленности и других отраслях, пропорционально диспаритету цен.
2. Расчет дифференцированной ставки ЕСХН для разных сельхозугодий должен производиться на базе натуральных критериев (а не на базе кадастрово-стоимостных оценок), в основе которых должны находиться бонитеты почв в баллах. Речь идет о своего рода «кадастрово-натуральной» схеме, при которой используются и балльная характеристика бонитетов почв, и балльная характеристика местоположения земель (при необходимости).
3. Учитывая специфику аграрной отрасли, сезонный характер авансирования производства и извлечения доходов от реализации произведенной продукции, исполнение налоговых обязательств следует приурочивать к окончанию сельскохозяйственного года (после 1 октября) или финансового периода (после 1 января) по аналогии с нормами налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в США и ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы системы налогообложения
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
проанализировав действующую
- Единый сельскохозяйственный
налог является специальным
- Переход на уплату единого
сельскохозяйственного налога
- Сельскохозяйственные
- Налоговой базой признается сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов.
- Половина общих обязательств по ЕСХН сформировалась в Южном федеральном округе. На Центральный и Приволжский федеральные округа приходится по 15% суммарных налоговых обязательств, Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный и Дальневосточный по 3%. При переходе на данный режим налогообложения можно отметить как положительные, так отрицательные его стороны. К положительным можно отнести следующие:
- снижение величины налоговой нагрузки на предприятие за счет отмены НДС и единого социального налога;
- заинтересованность предприятий в обновлении основных производственных фондов, так как стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов более быстрыми темпами списывается на основное производство;
- более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами;
- реальная возможность
Также можно выделить и отрицательные стороны:
- ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов;
- отсутствие возможности отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности сумм налоговых вычетов по НДС, не учтенных до момента перехода на уплату ЕСХН;
- опасность снижения
- снижение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1 Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005- с. 584
2 Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. – СПб.: Питер, 2006- с. 78
3 Брызгалина А.В Налоги и налоговое право: Учебное пособие/под ред. – М., 1997- с. 66
4 Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005-с. 588
5 Толкушкин А.В. История налогов в России. – М., 2001-с. 45