Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:20, реферат
Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.
1. Введение 3
2. Налоговая система до 1990 года 4
3. Первый этап налоговой реформы (1990—1997) 5
4. Второй этап налоговой реформы (1998—2004) 7
5. Действовавшая на 2004 год налоговая система 14
6. Совершенствование системы налогового контроля 16
7. Список используемой литературы
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) |
Кафедра «Финансы и кредит» ______________________________ |
Р Е Ф Е Р А Т | ||
по дисциплине «Налоги и
налогообложение» | ||
на тему «Анализ современных
моделей реформирования налоговой системы»
Группа | ||
Студент |
___________________ |
М.С. Марьина |
Оценка работы Дата |
___________________ |
|
Преподаватель |
___________________ |
О.К. савельва |
МОСКВА 2012
Содержание:
1. Введение
2. Налоговая система
до 1990 года
3. Первый этап налоговой
реформы (1990—1997)
4. Второй этап налоговой реформы
(1998—2004)
5. Действовавшая на 2004 год налоговая
система
6. Совершенствование системы
7. Список используемой литературы
Введение
Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».
В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.
Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.
В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.
Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.
Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
Налоговая система до 1990 года
Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 года развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объёмах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.
Основными налоговыми платежами в советское время являлись:
налоги с населения, то есть подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;
налоги с предприятий, то есть налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций, таможенные и государственные пошлины.
Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. К 1990 году поступления в государственный бюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов. Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объём уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы. К концу 1980-х — началу 1990-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению. Объёмы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год — 129,8 млрд рублей, 1987 год — 127,4 млрд рублей, 1988 год — 119,6 млрд рублей, 1989 год — 115,5 млрд рублей. Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 года внутренний государственный долг превысил 995 млрд рублей, внешний долг достиг 47 млрд инвалютных рублей.
Таким образом, к началу 1990-х годов основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определённой степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объёмов финансовых поступлений на государственные расходы.
Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 1980-1990-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.
Первый этап налоговой реформы (1990—1997)
Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне 1990 года принят ещё один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».
Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года.
Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. 21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.
Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:
1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ.
2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований.
3. Местные налоги и
сборы, устанавливаемые местным
4. Общеобязательные
Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.
Сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились всё заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объёмами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства.
Выделяются три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:
- политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;
- угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы — долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатёжеспособность усиливали кризис расчётов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;
- объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определённого уровня.
Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.
В 1997 году на территории России действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трёхуровневая налоговая система, которая включала:
1. Общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13):
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- подоходный налог с банков;
- подоходный налог со страховой деятельности;
- налог с биржевой деятельности;
- налог на операции с ценными бумагами;
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;
- подоходный налог с физических лиц;
- налоги и платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на транспортные средства;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
2. Республиканские налоги и налоги национально-государственных
и административно-
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
3. Местные налоги и сборы (было около 24):
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- сбор за право торговли;
- налог на рекламу (до 5 % от стоимости услуг по рекламе);
Информация о работе Анализ современных моделей реформирования налоговой системы