Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налоговой системы Российской Федерации.
Задачами данной работы являются рассмотрение принципов налоговой системы РФ, ознакомление с понятием налогов и сборов и с участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изучение видов налогов и сборов и России и анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты налоговой системы Российской Федерации 4
1.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации 4
1.2. Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ 6
1.3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах 7
1.4. Виды налогов и сборов в России 7
1.4.1. Налог на добавленную стоимость 10
1.4.2. Акциз 12
1.4.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 15
1.4.4. Налог на прибыль. 18
1.4.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 20
1.4.6. Водный налог 21
1.4.7. Пошлина 24
1.4.8. Налог на имущество 25
1.4.9. Налог на игорный бизнес 26
1.4.10. Транспортный налог 27
1.4.11. Земельный налог 28
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37
Таблица 1. Объем поступления НДС
Поступления НДС | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Поступления при фактическом налоговом законодательстве с учетом планируемых изменений (% ВВП) | 6,15% | 6,34% | 6,44% | 6,54% | 6,65% |
Поступления при 13%-й ставке (% ВВП) | 4,71% | 4,86% | 4,93% | 5,01% | 5,13% |
Изменение поступлений (% ВВП) | -1,44% | -1,48% | -1,51% | -1,53% | -1,55% |
Изменение поступлений (млрд. руб.) | -232 | -278 | -322 | -373 | -422 |
Рис. 1. Объём поступления НДС
Прогноз поступлений налога на прибыль рассчитывался на основании прогнозируемой МЭРТ РФ динамики валовой прибыли по всем видам деятельности. Соответственно, представленные ниже оценки изменения поступлений налога на прибыль при переходе к 13% ставке отражают эффект снижения эффективной ставки налога на прибыль при заданной динамике базы налога
Таблица 2. Объем поступления налога на прибыль
Поступления налога на прибыль | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Поступления при действующей налоговой системе (% ВВП) | 4,19% | 4,27% | 4,42% | 4,62% | 4,87% |
Поступления при 13%-й ставке (% ВВП) | 2,27% | 2,32% | 2,39% | 2,50% | 2,85% |
Изменение поступлений (% ВВП) | -1,92% | -1,96% | -2,02% | -2,12% | -2,23% |
Изменение поступлений (млрд. руб.) | -310 | -367 | -433 | -516 | -589 |
Рис. 2. Объём поступления налога на прибыль
Изменение поступлений налога на доходы физических лиц при установлении 13%-й ставки на все виды доходов будет незначительным. Так, консолидированный эффект от снижения 30%-й и 35%-й ставок (выигрыши, призы, доходы по банковским вкладам сверх ставки рефинансирования, доходы не резидентов) и увеличения ставки по дивидендам будет положительным и не будет превышать 0,01% ВВП.
Таблица 3. Показатели консолидированного бюджета РФ
Показатели | Федеральный бюджет | Бюджеты территорий | Консолидированный бюджет | |||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
Всего доходов | 4525,6 | 6188,1 | 3172,2 | 4335,5 | 7697,8 | 10523,5 |
Налоговые доходы | 3167,8 | 4242,9 | 2432,4 | 3289.2 | 5600,5 | 7532,1 |
Неналоговые доходы | 1878,2 | 2721,8 | 219,3 | 269,1 | 2097,5 | 2990,9 |
Всего расходов | 3749,6 | 4686,2 | 3102,6 | 4257,4 | 6852,2 | 8943,6 |
В том числе по разделам: |
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы | 647,04 | 821,3 | 271,0 | 337,1 | 918,0 | 1158,4 |
Национальная оборона | 667,25 | 821,2 | 0,64 | 0.89 | 667,9 | 822,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 540,24 | 664,8 | 142,3 | 186,5 | 682,55 | 851,3 |
Национальная экономика | 338,6 | 495,9 | 560,5 | 786,5 | 899,1 | 1282,4 |
ЖКХ | 316,27 | 49,8 | 474,1 | 615,5 | 505,7 | 665,3 |
Охрана окружающей среды | 6,3 | 7,85 | 12,3 | 21,98 | 18,7 | 29,8 |
Образование | 206,02 | 278,5 | 678,6 | 951,7 | 884,6 | 1230,2 |
Культура, кинематография, СМИ | 50,45 | 65,1 | 103,9 | 150,2 | 154,4 | 215,3 |
Здравоохранение и спорт | 145,8 | 206,1 | 461,6 | 655,9 | 607,4 | 872,0 |
Социальная политика | 209,6 | 210,9 | 397,6 | 541,0 | 607,2 | 752,0 |
Межбюджетные трансферты | 906,6 | 1064,0 | - | - | 906.6 | 1064,0 |
Профицит | 776,0 | 1501,8 | 69,6 | 78,0 | 845,6 | 1579,8 |
Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.
В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.
Кассовые расходы федерального бюджета за январь-март 2009 года составили 1 780,4 млрд. рублей или 21,7% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 6,7 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 63,9 млрд. рублей, что составляет 0,8% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-марте 2009 года были выше на 6,5 п.п. ВВП, чем в том же периоде прошлого года (1 716,6 млрд. рублей или 20,9 % ВВП в январе-марте 2009 года по сравнению с 1 279,5 млрд. рублей или 14,4 % ВВП соответственно в 2008 году).
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-март 2009 года составило, по предварительному отчету Минфина России, -32,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке в январе-марте 2009 года, составил всего 1,8 млрд. рублей (0,02% ВВП) по сравнению с 108,3 млрд. рублей за тот же период 2008 года. Погашение долга в январе-марте 2009 года составило -34,7 млрд. рублей (-0,42% ВВП) по сравнению с -64,3 млрд. рублей (-0,72% ВВП) за тот же период 2008 года.
По состоянию на 1 апреля 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 117,7 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 915,2 млрд. рублей.
В январе 2009 года от Центрального Банка Российской Федерации поступил процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в объеме 205,1 и 63,4 млрд. рублей соответственно.
Кроме того, в январе 2009 года на счет по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены доходы от размещения средств фонда на депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.
В феврале 2009 года была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния иностранная валюта на сумму 205,1 и 26,9 млрд. рублей соответственно.
В марте 2009 года Минфин России приступил к использованию средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В связи с этим, была осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации в общей сумме 600,0 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.
Кроме того, в марте 2009 года средства Резервного фонда в размере 5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее – МВФ). По состоянию на 1 апреля 2009 года часть резервной позиции Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-март 2009 года составила 2,40 млрд. рублей.
В январе-марте 2009 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанке в сумме 32,10 млрд. рублей.
Информация о работе Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ