Действующий механизм исчисления и уплаты ндфл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее как НДФЛ) один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Цель курсовой работы - на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1 Экономическая сущность
1.2 Налоговые вычеты
2. Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц
2.1 Способы и методы взимания НДФЛ
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога
3. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
3.1 Минимизация НДФЛ
3.2 Изменения НДФЛ, вступающие в силу с 1 января 2011 года
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Важнейшим принципом действующей в настоящее время системы налогообложения доходов физических лиц, вступившей в силу с 2001 года (гл. 23 ч.2 НК РФ - введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его значение можно оценить, определив место этого налога в налоговой системе государства в целом.

 

Рис. 2. Динамика поступлений НДФЛ в январе 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 и 2009 годов, млн. руб.

 

Рис. 3. Темп роста НДФЛ на 1.02.2010 года к 1.02.2009 года, %

 

На 1 февраля 2010 года в муниципальные образования автономного округа поступило 2 047,1 млн. рублей налога на доходы физических лиц, что составляет 123,5% от объемов поступлений на 1 февраля 2008 года и 106,2 % от объемов поступлений на 1 февраля 2009 года.

 

Рост поступлений налога на доходы физических лиц по сравнению с 2009 годом зафиксирован в 14 муниципальных образованиях автономного округа.

 

Наибольший рост налога на доходы физических лиц по сравнению с 2009 годом наблюдается в следующих муниципальных образованиях: г. Ханты-Мансийск (на 24,5%), Нефтеюганский район (на 23,5%), Белоярский район (на 22,1%), г. Радужный (на 19,2%), г. Югорск (рост на 14,4%).

 

Снижение поступлений налога на доходы физических лиц по сравнению с 2009 годом наблюдается в 8 муниципальных образованиях: г. Мегион (на 0,7%), Октябрьский район (на 3,8%), Нижневартовский район (на 4,1%), Березовский район (на 7,4%), г. Урай (на 9,2%), г. Лангепас (на 24,0%), г. Покачи (на 40,0%), Кондинский район (на 46,2%). Оперативная ежемесячная информация об исполнении бюджетов муниципальных образований http://www.admhmao.ru/economic/finans/a_dohod/operativ/01_02_10/obzor_mo.htm

 

В январе-августе 2010 года от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, поступило в областной бюджет администрируемых ФНС России налогов 30466,3 млн.руб., что на 4654 млн.руб., или на 18% выше показателей января-августа 2009 года Поступление налогов и сборов в областной бюджет Ростовской области в январе-августе 2010 года http://81.177.5.185/html/common/r61/8mec2010ob.doc.

 

Структура поступивших налогов и сборов, млн. руб.

             

январь- август 2009г.             

январь-август 2010г.             

темпы роста (%)             

откл.             

 

Поступило в областной бюджет              

25812,3             

30466,3             

118             

4654             

 

в том числе:                                                                     

 

Налог на доходы физических лиц             

11065,7             

11791,5             

106,6             

725,8             

 

Налог на прибыль             

8570,5             

10134,1             

118,2             

1563,6             

 

Акцизы             

1458,6             

3556,3             

243,8             

2097,7             

 

Налог на имущество организаций             

2676             

3308,6             

123,6             

632,6             

 

 

 

Основная часть поступлений обеспечена за счет налога на доходы физических лиц - 38,7 %, налога на прибыль - 33,3%, налога на имущество организаций - 10,9%, акцизов - 11,7 %.

 

Рис. 4. Поступление налогов, %

2.2 Порядок исчисления и уплаты налога

 

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма НДФЛ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по разным ставкам. Она исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях. При этом остаток суммы менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более - округляется до полного рубля.

 

Главой 23 НК РФ определен особый порядок налогообложения доходов, полученных гражданами от занятия предпринимательской деятельностью.

 

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

 

Объектом налогообложения являются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми возникло у налогоплательщика. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

 

Согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы (как и расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

 

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Ставка НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, установлена в размере 13% независимо от величины этих доходов. В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от предпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов.

 

Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются предпринимателем на основании налоговых уведомлений:

 

- за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере Ѕ годовой суммы авансовых платежей;

 

- за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере ј годовой суммы авансовых платежей;

 

- за октябрь--декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере ј годовой суммы авансовых платежей.

 

Согласно п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется предпринимателем с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате ему дохода (например, предприниматель может одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности работать в организации по трудовому договору и у него будут удерживать налог из зарплаты и прочих доходов, полученных по месту работы), а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

 

Предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Согласно п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

В соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ в случае появления в течение года у физических лиц доходов, впервые полученных от осуществления предпринимательской деятельности, они обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. На основании данной суммы налоговым органом исчисляются авансовые платежи. При значительном (более чем на 50%) увеличении или уменьшении в налоговом периоде дохода предприниматель обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее 5 дней с момента получения новой налоговой декларации.

 

Особенности исчисления налога налоговыми агентами установлены ст.226 НК РФ. Согласно же ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет. Налоговые агенты, от которых физические лица получают доходы, должны исчислять и удерживать налог с этих доходов. Он исчисляется нарастающим итогом с начала периода по итогам каждого месяца со всех доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %.

 

Если доходы облагаются налогом по повышенным ставкам, он определяется отдельно по каждому виду дохода. Налоговый агент исчисляет налог без учета доходов, полученных плательщиком из других источников. Налоговые агенты должны перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Сумма налога, исчисленная и удержанная с доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды, может быть перечислена в день, следующий за днем ее удержания.

 

С 1 января 2001 года агенты перечисляют в бюджет налог, удержанный по итогам месяца, если его сумма превышает 100 рублей. Если эта сумма меньше 100 рублей, она будет добавляться к налогу в следующем месяце Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000г. №117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.11.2010 N 306-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340; Российская газета. 2010. 29 ноября..

 

Статьей 230 НК РФ установлены конкретные виды обязанностей, возлагаемых на налоговых агентов и налоговые органы в целях обеспечения положений, изложенных в главе 23 части второй Налогового кодекса РФ.

 

В частности, на налоговых агентов возлагаются следующие обязанности:

 

- вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;

 

- ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары или выполненные работы в случае, если эти индивидуальные предприниматели в качестве подтверждения уплаты налога с указанных доходов на основании налогового уведомления налогового органа предъявили соответствующие документы.

 

Шкала определения ставки НДФЛ плоская, т.е. ставка не зависит от величины налогов. Для всех налогоплательщиков согласно ст. 224 НК РФ применяется единый размер налоговой ставки - 13%. Однако в отношении определенных доходов установлены иные налоговые ставки.

 

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

 

- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

 

- от осуществления трудовой деятельности, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

 

- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

 

В размере 35% налоговая ставка установлена:

 

1. Для стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения 4 тыс. руб.;

 

2. процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

 

3. для страховых выплат по договорам добровольного страхования.

 

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам:

 

1. обязательного страхования;

 

2. добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет и не предусматривающим страховых выплат, в виде рент и (или) аннуитетов в пользу застрахованного лица;

 

3. добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования на дату заключения договоров;

 

4. предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов;

 

5. добровольного пенсионного страхования;

 

4. суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части:

 

- превышения размеров, выраженных в рублях, исчисленных исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

 

- превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты ндфл