Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:20, доклад
В основе применения единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) лежит принцип обложения на основе внешних признаков, свидетельствующих об объеме финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что снижает затраты на проведение контроля со стороны налоговых органов.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Применение ЕНВД
В основе применения единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) лежит принцип обложения на основе внешних признаков, свидетельствующих об объеме финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что снижает затраты на проведение контроля со стороны налоговых органов.
Основные элементы ЕНВД
определены в Федеральном законе
от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге
на вмененный доход для
В основе применения ЕНВД лежит принцип обязательного его взимания на территории соответствующего субъекта РФ. То есть, организации и индивидуальные предприниматели не имеют возможности выбирать порядок налогообложения (путем уплаты ЕНВД или в общем порядке). Согласно ст. 10 Закона, ЕНВД взимается по месту регистрации налогоплательщика независимо от места осуществления деятельности.
Плательщики ЕНВД
Плательщиками ЕНВД являются юридические и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах деятельности, установленных в п. 1 ст. 3 Закона. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать ЕНВД независимо от размера выручки, полученной от осуществления указанных видов деятельности.
К сферам деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, относится, в частности, розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек (согласно пп. 7 п. 1 ст. 3 Закона). Поскольку законодательство о налогах и сборах не определяет понятия "розничной" и "оптовой" торговли, для целей применения ЕНВД можно руководствоваться нормами гражданского законодательства. В соответствии со статьями 492 и 506 ГК РФ, основным критерием, позволяющим отличить оптовую торговлю от розничной, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. То есть, под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (см. п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18). Численность работающих в сфере общественного питания и розничной торговли определяется по организации в целом, включая филиалы и иные обособленные подразделения согласно письму Госналогслужбы России от 26.08.1998 № КУ-6-02/553.
Нормативные акты субъектов РФ могут конкретизировать сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного Законом. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, определяя свой статус как плательщика ЕНВД, должны, в первую очередь, ориентироваться на акты государственных органов субъекта РФ по месту регистрации.
Какие налоги заменяет ЕНВД?
ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов. С плательщиков ЕНВД не взимаются:
платежи в социальные внебюджетные фонды;
налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Индивидуальные
С 1 января 2001 года взносы в социальные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом (далее - ЕСН), Однако из главы 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)" исключено положение, предусматривающее освобождение от уплаты ЕСН индивидуальных предпринимателей и организаций, переведенных на уплату ЕНВД. Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД, являются плательщиками единого социального налога на общих основаниях (ст. 235 НК РФ).
При определении налоговых обязательств по ЕСН имеются различия в порядке формирования облагаемой базы для организаций и индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу как сумму доходов, полученных последними за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 3 ст. 237 НК РФ). При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей исчисления налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты:
Плательщики ЕНВД должны также удерживать и перечислять в бюджет НДС и налог на доходы физических лиц (п. 9 ст. 1 Закона).
Плательщики ЕНВД должны также уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. данные страховые взносы не включены в состав ЕСН (ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Объект обложения ЕНВД
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход на очередной календарный месяц (п. 1 ст. 4 Закона).
Нормативный акт субъекта РФ может определять размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета ЕНВД. Правительство РФ разрабатывает и доводит до сведения органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы для расчета ЕНВД и перечень их составляющих (см. письмо Правительства РФ от 07.09.1998 № 4435п-П5).
Закон (ст. 2) определяет вмененный доход как потенциально возможный доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Органы государственной власти определяют вмененный доход на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Расчет вмененного дохода
Для целей расчета вмененного дохода Закон (ст. 2) вводит следующие специальные понятия.
Базовая доходность - это условная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующая определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. В качестве единицы физического показателя могут применяться единицы площади, численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, единицы производственной мощности и др.
Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности. Правительством РФ (письмо от 07.09.1998 № 4435п-П5) рекомендованы повышающие (понижающие) коэффициенты, учитывающие особенности подвидов деятельности, а также ведения предпринимательской деятельности:
в различных группах регионов;
в зависимости от типа населенного пункта;
в зависимости от дислокации предприятия.
Вмененный доход (ВД) определяется как произведение базовой доходности, понижающих (повышающих) коэффициентов и количества единиц физического показателя:
ВД = БД х К1,2,3…. * Е, где
БД - базовая доходность,
К1,2,3…. - понижающие (повышающие) коэффициенты,
Е - количество единиц физического показателя.
Уплата ЕНВД
В Законе установлены такие элементы налога как ставка (в размере 15% вмененного дохода, согласно п. 1 ст. 5) и налоговый период (составляющий один квартал, в соответствии с п. 1 ст. 4).
Законом (ст. 8) также предусмотрена
единая на территории всех субъектов
РФ форма свидетельства, которое
является подтверждением факта уплаты
ЕНВД. Свидетельство об уплате налога
на соответствующий налоговый
Налоговые льготы и сроки уплаты ЕНВД определяются нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно статье 1 Закона.
Бухгалтерский учет и отчетность по ЕНВД
Организации, переведенные на уплату ЕНВД, должны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также соблюдать порядок ведения кассовых операций, согласно п. 2 ст. 4 Закона.
Организации, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности, согласно п. 4 ст. 4 Закона.
Организации самостоятельно разрабатывают порядок ведения раздельного учета объектов налогообложения. МНС России дает лишь отдельные рекомендации. Например, предлагает распределять общехозяйственные расходы пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). В этом случае форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" предоставляется в налоговые инспекции отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату ЕНВД (см. письмо МНС России от 04.11.1999г. № 02-2-07).
Недостатки порядка исчисления и уплаты ЕНВД
Обобщая порядок исчисления и уплаты ЕНВД, можно отметить следующее.
Во-первых, плательщики ЕНВД должны уплачивать все установленные налоги и сборы по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД. Таким образом, с введением ЕНВД у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов.
Во-вторых, переход на уплату ЕНВД не означает упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Более того, плательщики, осуществляющие виды деятельности как переведенные на уплату ЕНВД, так и облагаемые в общем порядке, должны организовать ведение раздельного учета. Разработка системы раздельного учета означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.
И, наконец, Закон определяет лишь общую концепцию взимания налога, конкретные положения, устанавливающие порядок его исчисления и уплаты устанавливаются нормативными актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, как показывает практика, у организаций возникают проблемы в связи с недостаточной определенностью понятийного аппарата, а также некоторыми несоответствиями нормативных правовых актов государственных органов власти субъектов РФ федеральному законодательству