Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц на основе действующего законодательства и зачисляемый в бюджет.
Налог – основной источник доходов государственного бюджета и один из инструментов проведения государственной экономической политики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения.


Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по налогам и налогообложении.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

Порядок расчета и уплаты ЕСН регламентируется главой 24 НКРФ.

Организации платят ЕСН с  сумм, начисленных в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг. Однако это не относится  к тем средствам, которые выплачиваются  индивидуальным предпринимателям, так  как последние обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать ЕСН со своих доходов.

Рисунок 1 – Плательщики единого  социального налога и объект налогообложения

     Не начисляют работодатели налог в том случае, если физическому лицу выплачиваются суммы в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имуществом (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Также не исчисляется ЕСН  с выплат (вне зависимости от их формы), не уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ).

     Выплачивая заработную плату работникам, индивидуальный предприниматель должен начислять ЕСН так же, как и организации, т.е. налогом будут облагаться выплаты, начисленные в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Так же как и в случае с организациями, не начисляется ЕСН на суммы, уплаченные другим предпринимателям.

Предприниматели не уплачивают ЕСН с выплат, которые не уменьшают  их базу по налогу на доходы физических лиц. В числе таких выплат:

- вознаграждения, не предусмотренные трудовым договором;

- материальная помощь;

- оплата проезда до места работы и обратно и др.

Сумму ЕСН работодатель должен рассчитывать отдельно по каждому работнику. Для этого облагаемая база работника (сумма выплат) умножается на соответствующие ставки. Ставки имеют регрессивную шкалу, т.е. понижаются с ростом выплачиваемых работнику доходов.

ЕСН, который работодатель обязан уплачивать с выплат, произведенных  в пользу своих работников, состоит  из четырех частей:

- федеральный бюджет,

- фонд социального страхования,

- фонд обязательного медицинского страхования,

- территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, платежи по ЕСН делаются в четыре разных фонда.

Причем сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования  Российской Федерации, подлежит уменьшению работодателями на сумму произведенных  ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных российским законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается  работодателем на сумму начисленных  ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговых  вычетов), исчисленных исходя из тарифов  страховых взносов, предусмотренных  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 243 НК РФ).

Ставки ЕСН, применяемые  работодателями:

- федеральный бюджет – 20%,

- фонд социального страхования – 2,9%,

- фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%,

- территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2,0%.

Ежемесячно работодатели обязаны вносить авансовые платежи  по ЕСН (п. 3 ст. 243 НК РФ). Сумма ежемесячного авансового платежа рассчитывается умножением налоговой базы, исчисленной  нарастающим итогом с начала года, на соответствующие налоговые ставки.

Согласно п. 1 ст. 243 НК РФ суммы  налога должны начисляться и уплачиваться отдельно в федеральный бюджет и  отдельно в каждый фонд в соответствии с установленной процентной ставкой.

Авансовые платежи по ЕСН  работодатель должен уплачивать ежемесячно до 15-го числа следующего за отчетным месяцем, соответственно до 15 февраля, 15 марта, 15 апреля и т.д.

Отчетными периодами по налогу являются:

- I квартал;

- полугодие;

- 9 месяцев.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетность по ЕСН должна быть представлена работодателем в  налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (соответственно до 20 апреля, 20 июля, 20 октября).

По итогам каждого квартала работодателям необходимо рассчитать разницу между суммой налога, начисленной  исходя из налоговой базы, которая  рассчитана нарастающим итогом с  начала года, и суммой фактически уплаченных авансовых платежей. Эту разницу  плательщики должны перечислить  в срок представления расчетов по авансовым платежам соответственно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а именно 20 апреля, 20 июля и 20 октября (п. 3 ст. 243 НК РФ).

По окончании календарного года работодатели также должны подсчитать разницу между суммой налога, подлежащей уплате, и суммами, которые уже  были перечислены в течение этого  года. Выявленная недоплата должна быть погашена не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой  декларации (соответственно до 15 апреля следующего года (включительно).

Если же организация переплатила, то сумму переплаты можно зачесть  в счет предстоящих платежей либо вернуть в порядке, предусмотренном  ст. 78 НК РФ.

Работодатели вправе за счет начисленных к уплате сумм ЕСН  в той части, которая идет в  ФСС, произвести ряд расходов. Это  может быть выплата различных  пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет  и т.д.).

Работодатели, кроме ЕСН, должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма авансового платежа  в федеральный бюджет может быть уменьшена на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (п. 2 ст. 243 НК РФ), это будет вычет из суммы ЕСН.

Страховой взнос состоит  из двух частей. За счет первой финансируется  страховая часть трудовой пенсии, а за счет второй — накопительная. Распределённая сумма взноса между этими частями зависит от возраста работника. Для тарифов по обязательному пенсионному страхованию, так же как и ЕСН, установлена регрессивная шкала налогообложения.

Перечень сумм, которые  не облагаются единым социальным налогом, приведен в ст. 238 НК РФ. Условно их можно разделить на три основные группы:

- государственные пособия;

- компенсационные выплаты;

- иные суммы, не подлежащие налогообложению.

К государственным, в частности, относятся следующие пособия: по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам, по безработице и т.д.

Компенсационные выплаты, так  же как и пособия, не учитываются  при расчете ЕСН. Компенсации  начисляются по нормам, которые устанавливает  законодательство. Перечень выплат, которые  признаются компенсационными, приведен в подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. К компенсационным  выплатам относятся выплаты, связанные  с бесплатным предоставлением коммунальных услуг, питания, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, а также с возмещением  расходов на повышение профессионального  уровня работников и т.д.

Возмещение командировочных  расходов также относится к компенсациям согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Так, не облагаются ЕСН суточные в пределах норм, а также фактически произведенные, документально подтвержденные командировочные  расходы до места назначения и  обратно, на получение паспортов, виз, на наем жилья.

Если работник не сможет представить оправдательные документы, то такие расходы в командировочные  не включаются. А расходы по найму  жилья в этом случае компенсируются в пределах норм, установленных российским законодательством.

Кроме пособий и компенсаций, в ст. 238 НК РФ предусмотрен и ряд  других выплат, которые не облагаются ЕСН:

- по обязательному страхованию работников (если такие платежи предусмотрены законодательством Российской Федерации);

- по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным не менее чем на год и предусматривающим оплату медицинских услуг;

- по договорам добровольного личного страхования, которые заключаются только на случай смерти работника или утраты им трудоспособности.

Льготы по ЕСН перечислены  в ст. 239 НК РФ. Наибольшее место в  этой статье занимают льготы, предоставляемые  общественным организациям инвалидов  либо организациям, использующим труд инвалидов.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются  общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%. От ЕСН также освобождаются  организации, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная  численность инвалидов, которые  работают в такой организации, будет  не менее 50% и доля заработной платы  инвалидов в фонде оплаты труда  должна быть не менее 25%. Данная льгота применяется в отношении выплаты  в пользу работника, не превышающей 100 000 руб.

Однако если общественная организация инвалидов или предприятие, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных организаций инвалидов", производят и продают подакцизные товары или полезные ископаемые, то льготой  по ЕСН они воспользоваться не могут.

Не на все выплаты в  пользу работника коммерческие организации  должны начислять ЕСН. Так, любая  коммерческая организация (вне зависимости  от вида деятельности и состава учредителей), в которой работают инвалиды I, II и III группы, может не начислять ЕСН на их заработную плату. Единственным условием в данном случае является то, что выплаты каждому инвалиду в течение года не должны превышать 100 000 руб.

Перечень сумм, не подлежащих налогообложению по ЕСН, приведен в  табл. 1.

 

Таблица1 - Перечень сумм, не подлежащих налогообложению по Единому социальному налогу.

Не подлежат налогообложению (ст. 238 НК РФ)

Освобождаются от уплаты налога (ст. 239 НК РФ)

Государственные пособия (в  соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной  нетрудоспособности, по уходу за больным  ребенком, по безработице, по беременности и родам.

Все виды установленных законодательством  компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с возмещением  вреда, по причине увечья или иного  повреждения здоровья; оплатой стоимости, выдачей натурального

Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, 11 или 111 группы. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: общественные организации инвалидов

довольствия, оплатой стоимости  питания, спортивного снаряжения, увольнением  работников, включая компенсации  за неиспользованный отпуск; расходы  на командировки и др.

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с  чрезвычайными обстоятельствами.

Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет  начиная с года регистрации.

Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных  народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения  ими традиционных видов промысла.

Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию  работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Суммы платежей (взносов) налогоплательщика  по договорам добровольного личного  страхования работников, заключаемым  на срок не менее одного гола, предусматривающим  оплату страховщиками медицинских  расходов этих застрахованных лиц; суммы  платежей (взносов) налогоплательщика  по договорам добровольного личного  страхования работников, заключаемым  исключительно на случай наступления  смерти застрахованного лица или  утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Стоимость проезда  работников и членов их семей к  месту проведения отпуска и обратно.

Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот  по проезду, предоставляемых законодательством  Российской Федерации отдельным  категориям работников, обучающихся, воспитанников  и т.д.

(в том числе созданные  как союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%, их региональные  и местные отделения;

организации, уставный капитал  которых полностью состоит из вкладов общественных организаций  инвалидов и в которых среднесписочная  численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы  инвалидов в фонде оплаты труда  составляет не менее 25%;

учреждения, созданные для  достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

налогоплательщик и —  индивидуальные предприниматели и  адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или 111 группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.


      

 С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС-ы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Несмотря на то, что единый социальный налог заменили страховыми взносами, целевое назначение выплат осталось прежнее. Отчисления осуществляются для  реализации прав граждан на государственное  социальное, пенсионное обеспечение  и медицинскую помощь.

Смысл введения единого социального  налога заключался в максимальном упрощении  процедуры выплаты и исчисления социальных платежей, а также в  упрощении оформления финансовых документов и в уменьшении числа сотрудников  налоговых служб, осуществляющих контроль над выплатами.

С введением страховых  отчислений процедура несколько  усложнилась. Начисления и оплату приходится производить в несколько социальных служб. Оформление финансовых документов занимает значительно больше времени. Каждая служба, в которую поступают страховые взносы, содержит свой штат сотрудников, контролирующих всю финансовую часть перечислений.

Работающие граждане имеют  все социальные гарантии, которые  предоставлялись им при отчислении ЕСН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.  
 
Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и ВВП. Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации.

Информация о работе Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения