Федеральные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 23:28, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в изучении понятия и системы федеральных налогов и сборов.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучение сущности налогов и сборов; рассмотрение всех федеральных налогов РФ.
Предметом исследования являются налоги и сборы.
Объектом исследования является налоговая система России.

Содержание работы

Введение
1. Федеральные налоги и сборы
1.1 Общая характеристика основных федеральных налогов
1.2 Налог на добавленную стоимость
1.3. Акцизы
1.4 Налог на доходы физических лиц
1.5 Единый социальный налог
1.6 Налог на прибыль организаций
1.7 Другие федеральные налоги
2. Значение федеральных налогов для федерального бюджета и ближайшие перспективы
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1. Федеральные налоги  и сборы

1.1 Общая характеристика  основных федеральных налогов

1.2 Налог на добавленную  стоимость

1.3. Акцизы

1.4 Налог на доходы физических  лиц

1.5 Единый социальный налог

1.6 Налог на прибыль  организаций

1.7 Другие федеральные  налоги

2. Значение федеральных  налогов для федерального бюджета  и ближайшие перспективы

Заключение

Список литературы

 

Введение

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении понятия и системы федеральных налогов и сборов.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучение сущности налогов и сборов; рассмотрение всех федеральных налогов РФ.

Предметом исследования являются налоги и сборы.

Объектом исследования является налоговая система России.

 

1. Федеральные налоги  и сборы 

 

1.1 Общая характеристика  основных федеральных налогов

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя от объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решения по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламентом РФ – Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.[15; С.544]

Названный перечень показывает, что в структуру обязательных платежей федерального уровня входят все виды императивных денежный изъятий, известных российской налоговой системе. Как видим, кроме основной массы налогов на федеральном уровне выделяются:

- сборы (взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды; сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами; таможенные сборы; лицензионные  сборы);

- пошлины (государственная  пошлина; таможенная пошлина).

1.2. Налог на добавленную  стоимость

С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  Российской Федерации. [14; С. 236]

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги и др. Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 2 млн. руб. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не подлежат налогообложению, например, следующие операции: сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ; реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному в РФ; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, занятия с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях; реализация продуктов питания, произведенных столовыми при учебных, медицинских заведениях, полностью или частично финансируемых из бюджета и.т.д. [14; С. 240]

Объектом налогообложения НДС является реализация товаров только на территории России.

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или услуги) могут быть равны 0%, 10% или 20%. 

По ставке 0% производится налогообложение при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ, непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита; услуг по перевозке пассажиров и багажа; работ, выполняемых непосредственно в космическом пространстве; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома или отходов; товаров для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами.

По ставке 10% НДС уплачивается при реализации продовольственных товаров (мясо, молоко, сахар, соль, овощи и др.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а так же на лекарства и услуги медицинского назначения. Во всех остальных случаях НДС уплачивается по ставке 20%.

Законодательством особо оговорены порядок и сроки уплаты в бюджет НДС. Периодом уплаты НДС может быть один календарный месяц или квартал. Ежеквартально уплачивают налог те субъекты, сумма выручки которых от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно в течение трех месяцев не превышает 2 млн. руб. Остальные субъекты уплачивают налог ежемесячно.

1.3 Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными товарами являются товары, монопольно производимые государством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефицитные товары. Общие правила правового регулирования акцизов установлены гл 22 НК РФ.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. [15; С.559]

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.22). Подакцизными товарами являются: алкогольная продукция, табак, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и др.

Объектом налогообложения является:

- Реализация на территории  РФ подакцизных товаров, в том  числе передача прав собственности  на эти товары на безвозмездной  основе и использование их  при натуральной оплате;

- Реализация организациям  с акцизных складов алкогольной  продукции, приобретенной у налогоплательщиков  – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других  организаций;

- Ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ  и др.

Не подлежат налогообложению акцизами некоторые операции, в частности:

- Передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением  организации другому;

- Экспорт подакцизных  товаров;

- Первичная реализация  конфискованных подакцизных товаров  на промышленную переработку  и др.

При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая база определятся в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров:

- По товарам на которые  установлены твердые ставки, - объем  реализованных (переданных) подакцизных  товаров в натуральном выражении;

- По товарам, на которые  установлены адвалорные (в %) ставки, - стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без акциза, НДС);

Налоговым периодом является календарный месяц. [10]

Следует учитывать, что перечень облагаемых акцизами товаров часто меняется. Подлежат пересмотру и ставки акцизов, поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения.

Величина акциза определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма акциза в регистрах бухгалтерского учета должна быть выделена отдельной строкой на основании первичных документов: накладных, приходно-кассовых ордеров, актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур. Если реализуемый подакцизный товар освобожден от данного налога, то обязанностью продавца является внесение в платежные документы записи «без акциза». При реализации подакцизных товаров через розничную сеть сумма налога включается в цену товара, но отдельно на ярлыках (ценниках) не выделяется.

Порядок исчисления налога предусматривает учет следующих трех условий:

1) Сумма налога по подакцизным  товарам, по которым установлены  твердые ставки, исчисляется как  произведение налоговой базы  и налоговой ставки.

2) Сумма акциза по товарам (в том числе ввозимым на  территорию РФ), на которые установлены  адвалорные ставки, исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой  базы.

3) Если налогоплательщик  не ведет раздельного учета  товаров и сырья, облагаемых по  разным ставкам, применяется максимальная  ставка по всем товарам.

Налог по подакцизным товарам уплачивается там, где эти товары производятся, а по алкогольной продукции, кроме того, по месту ее реализации с акцизных складов. При этом налогоплательщики должны предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца следующего за отчетным. [10]

Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.  

 

1.4 Налог на доходы физических  лиц

Налог на доходы физических лиц – прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резиденства). [15; С.569]

В соответствии со статьей 207 НК РФ устанавливаются две категории налогоплательщиков НДФЛ. Налогоплательщиками признаются:

·          Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Этот статус имеют лица, проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев; они уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, т.е. несут полную налоговую ответственность;

·          Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Этот статус имеют лица, находящиеся на территории России меньше указанного выше срока; они уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т.е несут ограниченную налоговую ответственность.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками как от источников в России, так и от источников за ее пределами. В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, в частности, оплата предприятиями стоимости коммунально-бытовых услуг, питания, проезда, возмещения платы родителей за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, товаров, реализованных гражданам по ценам ниже рыночных, путевок на лечение и отдых, кроме путевок в детские учреждения оздоровления и отдыха, лечения, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями стоимости медицинского обслуживания своих работников и т. д. [20; С. 688]

Информация о работе Федеральные налоги и сборы